Лиссабон - немного истории
Достоверных сведений о происхождении Лиссабона нет. Известно лишь, что около 1200 г. до н.э. на этой территории обосновались финикийцы, которые называли её Алис Уббо, что означает «тихая, приятная бухта». По греческой легенде город основал Одиссей, в честь которого был назван Олиссипо. Именно под этим именем римские историки упоминают о Лиссабоне как об одном из португальских городов-крепостей.
Захваченный римскими войсками в 205 г. до н.э., город был превращён в римскую колонию под названием Фелиситас Юлия. После падения Римской империи город переходил из рук в руки «варварских» племён с севера Европы: аланов, свевов и вестготов, которые называли его Olissabona. Таким образом, город с течением времени приходил в упадок. В 716 г. Лиссабон заняли арабы (мавры), чьё пребывание длилось 450 лет. Они называли город на арабский манер Al-Usbuna. За эти годы город превратился в крупный центр торговли. Для отвоевания Лиссабона первый португальский король Альфонсу Энрикеш , пригласил участников крестового похода, направляющихся из английского города Дармус на Святую Землю, с помощью которых и был освобождён город от мусульман в 1147 г. (См. так же Замок Сан Жорже)
Во времена правления Альфонсу III в 1256 г. Лиссабон становится столицей страны и получает своё нынешнее название Lisboa. Это была эпоха, когда был заложен фундамент для будущего развития страны как крупной морской державы. В последующие века город продолжал своё развитие. В начале XV века Португалия начинает закреплять за собой колонии, превращаясь в большую колониальную империю. После того, как Васко да Гама проложил морской путь к берегам Индии в 1498 г., доходы, получаемые от торговли специями, превратили город в крупный центр Европы. Именно в этот период по приказу короля Мануэля I были построены Башня Белем и монастырь Душ Жеронимуш.
К середине XVI века население Лиссабона насчитывало уже около 50000 жителей. Город рос довольно беспорядочно: постройки были разнородными, улицы узкими. Хотя в это же время у реки Тежу была разбита городская площадь Тэррэйру ду Пасу совершенно иной планировки, где инквизиторы, преследовавшие еретиков и иудеев, оглашали приговоры и приводили их в исполнение. В 1580 году португальская корона на время перешла к испанскому королю Филиппу II. "Испанский" период длился не долго - до 1640 г.
1 ноября 1755 г. крупнейшее землетрясение разрушило большую часть Лиссабона. Погибло около 15000 жителей (по другим данным около 60000). Церкви рушились на головы верующих, ищущих в них спасения. Здания, уцелевшие от землетрясения, были уничтожены пожаром, охватившим впоследствии весь город. Из 20000 зданий 17000 превратились в руины...Живым напоминанием той давней катастрофы является Кармелитская церковь (Ду Карму), развалины которой можно увидеть при посещении старого квартала и подъёмника Санта Жушта. Восстановление города было поручено первому министру короля Жозе I – Себастьяну Жозе дэ Карвайу и Мелу, которого затем называли Маркизом дэ Помбал. Он известен также своим прагматичным изречением «захоронить мёртвых, накормить живых и закрыть порты» и радикальными реформами. Маркиз дэ Помбал приказал разработать регулярный план города, предусматривающий широкие перпендикулярные улицы, здания, выполненные в одном строгом и элегантном стиле. Иезуиты и дворянство были лишены собственности, а их права ограничены.
На протяжении XIX века Лиссабон продолжал расширять свои границы и усиливать своё влияние, чтобы со временем превратиться в великую столицу. К 1848 г. город насчитывал 192000 жителей, а к 1900 г. уже 400000. В начале XX века Лиссабон в результате различных политических беспорядков подвергся значительным разрушениям, особенно во время взрывов в октябре 1910 г., когда монархию сменила республика. В 1926 г. началась длительная диктатура Антониу дэ Оливейра Салазар. Лишь в 1974 г. в результате революции «красных гвоздик» диктатуре был положен конец.
Сейчас Лиссабон предстаёт перед своими гостями городом, полным контрастов: приветливым и сдержанным, современным и почитающим прошлое, спокойным и шумным. В любое время приятно пройтись по улицам грода, зайти в одно из многочисленных кафе и задержаться там, наблюдая за проходящими гостеприимными лиссабонцами. А ближе к ночи можно послушать меланхоличные португальские народные песни фаду (судьба), в которых слышна ностальгия о прошлом, надрывные звуки потерянности и одновременно надежды. Больше информации, видео и фотографии в моём основном блоге.
Захваченный римскими войсками в 205 г. до н.э., город был превращён в римскую колонию под названием Фелиситас Юлия. После падения Римской империи город переходил из рук в руки «варварских» племён с севера Европы: аланов, свевов и вестготов, которые называли его Olissabona. Таким образом, город с течением времени приходил в упадок. В 716 г. Лиссабон заняли арабы (мавры), чьё пребывание длилось 450 лет. Они называли город на арабский манер Al-Usbuna. За эти годы город превратился в крупный центр торговли. Для отвоевания Лиссабона первый португальский король Альфонсу Энрикеш , пригласил участников крестового похода, направляющихся из английского города Дармус на Святую Землю, с помощью которых и был освобождён город от мусульман в 1147 г. (См. так же Замок Сан Жорже)
Во времена правления Альфонсу III в 1256 г. Лиссабон становится столицей страны и получает своё нынешнее название Lisboa. Это была эпоха, когда был заложен фундамент для будущего развития страны как крупной морской державы. В последующие века город продолжал своё развитие. В начале XV века Португалия начинает закреплять за собой колонии, превращаясь в большую колониальную империю. После того, как Васко да Гама проложил морской путь к берегам Индии в 1498 г., доходы, получаемые от торговли специями, превратили город в крупный центр Европы. Именно в этот период по приказу короля Мануэля I были построены Башня Белем и монастырь Душ Жеронимуш.
К середине XVI века население Лиссабона насчитывало уже около 50000 жителей. Город рос довольно беспорядочно: постройки были разнородными, улицы узкими. Хотя в это же время у реки Тежу была разбита городская площадь Тэррэйру ду Пасу совершенно иной планировки, где инквизиторы, преследовавшие еретиков и иудеев, оглашали приговоры и приводили их в исполнение. В 1580 году португальская корона на время перешла к испанскому королю Филиппу II. "Испанский" период длился не долго - до 1640 г.
1 ноября 1755 г. крупнейшее землетрясение разрушило большую часть Лиссабона. Погибло около 15000 жителей (по другим данным около 60000). Церкви рушились на головы верующих, ищущих в них спасения. Здания, уцелевшие от землетрясения, были уничтожены пожаром, охватившим впоследствии весь город. Из 20000 зданий 17000 превратились в руины...Живым напоминанием той давней катастрофы является Кармелитская церковь (Ду Карму), развалины которой можно увидеть при посещении старого квартала и подъёмника Санта Жушта. Восстановление города было поручено первому министру короля Жозе I – Себастьяну Жозе дэ Карвайу и Мелу, которого затем называли Маркизом дэ Помбал. Он известен также своим прагматичным изречением «захоронить мёртвых, накормить живых и закрыть порты» и радикальными реформами. Маркиз дэ Помбал приказал разработать регулярный план города, предусматривающий широкие перпендикулярные улицы, здания, выполненные в одном строгом и элегантном стиле. Иезуиты и дворянство были лишены собственности, а их права ограничены.
На протяжении XIX века Лиссабон продолжал расширять свои границы и усиливать своё влияние, чтобы со временем превратиться в великую столицу. К 1848 г. город насчитывал 192000 жителей, а к 1900 г. уже 400000. В начале XX века Лиссабон в результате различных политических беспорядков подвергся значительным разрушениям, особенно во время взрывов в октябре 1910 г., когда монархию сменила республика. В 1926 г. началась длительная диктатура Антониу дэ Оливейра Салазар. Лишь в 1974 г. в результате революции «красных гвоздик» диктатуре был положен конец.
Сейчас Лиссабон предстаёт перед своими гостями городом, полным контрастов: приветливым и сдержанным, современным и почитающим прошлое, спокойным и шумным. В любое время приятно пройтись по улицам грода, зайти в одно из многочисленных кафе и задержаться там, наблюдая за проходящими гостеприимными лиссабонцами. А ближе к ночи можно послушать меланхоличные португальские народные песни фаду (судьба), в которых слышна ностальгия о прошлом, надрывные звуки потерянности и одновременно надежды. Больше информации, видео и фотографии в моём основном блоге.