А.Романенко: будет ли новый дефицит онлайн-касс?
Андрей Романенко, основатель и генеральный директор компании «Эвотор» - о рынке онлайн-касс и возможности дефицита кассовой техники в регионах.
С приближением очередного этапа кассовой реформы заговорили о возможном дефиците онлайн-касс, особенно в регионах. Но производители уже сделали все необходимые шаги для того, чтобы обеспечить рынок терминалами. Об этом не стоит беспокоиться и поднимать панику. Лучше направить усилия на повышение информированности малого бизнеса о содержании и этапах реформы, а также о тех выгодах, которые бизнес от нее получает.
Напомню, что согласно кассовой реформе, которая стартовала в 2016 году, все предприниматели и фирмы при расчетах с клиентами должны использовать онлайн-кассы, которые передают электронные чеки в Федеральную налоговую службу через оператора фискальных данных (ОФД). Цель реформы: для государства — сделать розничный бизнес более прозрачным и повысить собираемость налогов, для бизнеса — получить в свое распоряжение новые инструменты и технологии для роста и развития.
Первый этап реформы проходил до 1 июля 2017 года, когда на новые кассы перешли бизнесы, работающие по общей и упрощенной системам налогообложения. Второй этап — до 1 июля 2018 года — предусматривает переход на онлайн-кассы компаний и ИП с ЕНВД и патентной системой.
В ноябре 2017 года были подписаны поправки к закону 54-ФЗ, которые предусматривают отсрочку использования касс нового поколения для ряда предпринимателей и компаний на спецрежимах до 1 июля 2019 года. В так называемую третью волну реформы попадают торговые точки и общепит без наемных сотрудников, а также предприятия сферы услуг.
Причиной такой отсрочки некоторые эксперты называли опасения относительно дефицита касс, повторение картины первой волны. Действительно, в первую волну реформы — летом 2017 года — этот дефицит был. При этом за несоблюдение сроков перехода предпринимателям грозил серьезный штраф: должностному лицу или ИП — от 25% до 50% от суммы продаж без применения онлайн-кассы, но не меньше 10 000 рублей; юридическому лицу — от 75% до 100% суммы выручки, но не менее 30 000 рублей. Тогда Минфин даже выпускал письма об освобождении от административной ответственности тех, кто не смог перейти на онлайн-кассу из-за задержек с поставками оборудования.
В преддверии второго этапа реформы в СМИ снова заговорили о приближающемся дефиците касс и фискальных накопителей. При этом стоит отметить, что точных оценок спроса в регионах нет. Производители могут использовать открытые данные ФНС, Росстата и другие, проводить свои маркетинговые исследования. Но в официальных источниках можно найти лишь общее число зарегистрированных ИП и юрлиц. При этом непонятно, кто из них реально ведет бизнес, а кто только числится. Поэтому еще одним важным результатом реформы станет возможность реально оценить рынок работающего малого и микробизнеса.
Пока же мы оперируем следующими цифрами: в ближайшие месяцы менять фискальные накопители будут порядка 1 млн фирм, которые перешли на онлайн-кассы в первую волну. Еще около 1,2 млн предпринимателей должны зарегистрировать онлайн-кассы во вторую волну.
Согласно реестру ККТ от 19 декабря 2017 года, размещенному на сайте ФНС, сегодня предлагается 114 моделей ККТ от 35 производителей. На рынке работает 16 операторов фискальных данных (ОФД) и порядка 30—40 производителей касс, многие представлены в регионах. Крупные игроки в ожидании пика волны, который, скорее всего, придется на май — июнь 2018 года, могут себе позволить инвестировать в производство немалые средства и заранее обеспечить склады техникой. Поэтому они уверены в том, что смогут удовлетворить спрос.
Более актуальной сегодня является проблема недостаточной информированности малого бизнеса о самой реформе и ее предстоящих этапах: кому и когда надо покупать кассу, как и где ее покупать, как регистрировать, внедрять и как потом с ней работать. Например, до сих пор не все предприниматели знают, что за приобретение облачных касс они могут получить налоговый вычет в размере 18 000 рублей. Но для этого нужно успеть зарегистрировать кассу в ФНС до 1 июля 2018 года. Также важно знать, что зарегистрировать кассу можно онлайн — вся процедура займет несколько часов.
Ведущие игроки рынка и регулирующие органы объединяют усилия и разрабатывают различные обучающие программы и курсы, проводят вебинары, выпускают видеоролики, чтобы помочь бизнесу разобраться в этом вопросе и чувствовать себя более комфортно. Потому что в конечном итоге кассовая реформа призвана принести бизнесу гораздо больше плюсов, чем кажущихся, на первый взгляд, неудобств.
Мнение эксперта опубликовано на Банки ру.
С приближением очередного этапа кассовой реформы заговорили о возможном дефиците онлайн-касс, особенно в регионах. Но производители уже сделали все необходимые шаги для того, чтобы обеспечить рынок терминалами. Об этом не стоит беспокоиться и поднимать панику. Лучше направить усилия на повышение информированности малого бизнеса о содержании и этапах реформы, а также о тех выгодах, которые бизнес от нее получает.
Напомню, что согласно кассовой реформе, которая стартовала в 2016 году, все предприниматели и фирмы при расчетах с клиентами должны использовать онлайн-кассы, которые передают электронные чеки в Федеральную налоговую службу через оператора фискальных данных (ОФД). Цель реформы: для государства — сделать розничный бизнес более прозрачным и повысить собираемость налогов, для бизнеса — получить в свое распоряжение новые инструменты и технологии для роста и развития.
Первый этап реформы проходил до 1 июля 2017 года, когда на новые кассы перешли бизнесы, работающие по общей и упрощенной системам налогообложения. Второй этап — до 1 июля 2018 года — предусматривает переход на онлайн-кассы компаний и ИП с ЕНВД и патентной системой.
В ноябре 2017 года были подписаны поправки к закону 54-ФЗ, которые предусматривают отсрочку использования касс нового поколения для ряда предпринимателей и компаний на спецрежимах до 1 июля 2019 года. В так называемую третью волну реформы попадают торговые точки и общепит без наемных сотрудников, а также предприятия сферы услуг.
Причиной такой отсрочки некоторые эксперты называли опасения относительно дефицита касс, повторение картины первой волны. Действительно, в первую волну реформы — летом 2017 года — этот дефицит был. При этом за несоблюдение сроков перехода предпринимателям грозил серьезный штраф: должностному лицу или ИП — от 25% до 50% от суммы продаж без применения онлайн-кассы, но не меньше 10 000 рублей; юридическому лицу — от 75% до 100% суммы выручки, но не менее 30 000 рублей. Тогда Минфин даже выпускал письма об освобождении от административной ответственности тех, кто не смог перейти на онлайн-кассу из-за задержек с поставками оборудования.
В преддверии второго этапа реформы в СМИ снова заговорили о приближающемся дефиците касс и фискальных накопителей. При этом стоит отметить, что точных оценок спроса в регионах нет. Производители могут использовать открытые данные ФНС, Росстата и другие, проводить свои маркетинговые исследования. Но в официальных источниках можно найти лишь общее число зарегистрированных ИП и юрлиц. При этом непонятно, кто из них реально ведет бизнес, а кто только числится. Поэтому еще одним важным результатом реформы станет возможность реально оценить рынок работающего малого и микробизнеса.
Пока же мы оперируем следующими цифрами: в ближайшие месяцы менять фискальные накопители будут порядка 1 млн фирм, которые перешли на онлайн-кассы в первую волну. Еще около 1,2 млн предпринимателей должны зарегистрировать онлайн-кассы во вторую волну.
Согласно реестру ККТ от 19 декабря 2017 года, размещенному на сайте ФНС, сегодня предлагается 114 моделей ККТ от 35 производителей. На рынке работает 16 операторов фискальных данных (ОФД) и порядка 30—40 производителей касс, многие представлены в регионах. Крупные игроки в ожидании пика волны, который, скорее всего, придется на май — июнь 2018 года, могут себе позволить инвестировать в производство немалые средства и заранее обеспечить склады техникой. Поэтому они уверены в том, что смогут удовлетворить спрос.
Более актуальной сегодня является проблема недостаточной информированности малого бизнеса о самой реформе и ее предстоящих этапах: кому и когда надо покупать кассу, как и где ее покупать, как регистрировать, внедрять и как потом с ней работать. Например, до сих пор не все предприниматели знают, что за приобретение облачных касс они могут получить налоговый вычет в размере 18 000 рублей. Но для этого нужно успеть зарегистрировать кассу в ФНС до 1 июля 2018 года. Также важно знать, что зарегистрировать кассу можно онлайн — вся процедура займет несколько часов.
Ведущие игроки рынка и регулирующие органы объединяют усилия и разрабатывают различные обучающие программы и курсы, проводят вебинары, выпускают видеоролики, чтобы помочь бизнесу разобраться в этом вопросе и чувствовать себя более комфортно. Потому что в конечном итоге кассовая реформа призвана принести бизнесу гораздо больше плюсов, чем кажущихся, на первый взгляд, неудобств.
Мнение эксперта опубликовано на Банки ру.
Редактировано: 26 февраля 2018