Конституционный суд: некоторые штрафы по НДФЛ незаконны
Конституционный суд признал незаконными некоторые штрафы по НДФЛ , которые накладывают на налоговых агентов ФНС России.
Судьи обозначили, в каких случаях налоговики должны воздержаться от применения санкций к работодателю.
Налоговый агент, допустивший просрочку в уплате налога на доходы физических лиц, но устранивший нарушения до её обнаружения налоговыми органами, не должен лишаться права на освобождение от налоговой ответственности, говорится в постановлении Конституционного суда РФ № 6-П от 06.02.2018 года.
Проверка конституционности пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса РФ была проведена в связи с жалобой ОАО «ТАИФ». В результате вышеуказанные статьи были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Однако Суд отметил, что расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками. ФНС России , по мнению судей, именно так применяла эти нормы, что повлекло за собой нарушение конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 НК РФ.
В постановлении подчеркивается, что для освобождения от налоговой ответственности в связи с допущенной ошибкой налоговый агент должен совершить следующие действия:
Суд считает, что такая последовательность не дает права налоговым органам наложить штрафные санкции на налогового агента.
Кроме того, КС РФ указал, что ФНС и суды не должны толковать статьи НК РФ, как лишающие налогового агента права на освобождение от налоговой ответственности в случае допущения им просрочки в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен в представленном налоговому органу расчете. При условии уплаты недостающей суммы налога и пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога, или о назначении выездной налоговой проверки. И при отсутствии доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Судьи обозначили, в каких случаях налоговики должны воздержаться от применения санкций к работодателю.
Налоговый агент, допустивший просрочку в уплате налога на доходы физических лиц, но устранивший нарушения до её обнаружения налоговыми органами, не должен лишаться права на освобождение от налоговой ответственности, говорится в постановлении Конституционного суда РФ № 6-П от 06.02.2018 года.
Проверка конституционности пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса РФ была проведена в связи с жалобой ОАО «ТАИФ». В результате вышеуказанные статьи были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Однако Суд отметил, что расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками. ФНС России , по мнению судей, именно так применяла эти нормы, что повлекло за собой нарушение конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 НК РФ.
В постановлении подчеркивается, что для освобождения от налоговой ответственности в связи с допущенной ошибкой налоговый агент должен совершить следующие действия:
- Самостоятельно улатить просроченные суммы НДФЛ вместе с пеней.
- Исправить ошибку, направив в ИФНС уточненный расчет суммы налога (декларации), до того, как на ошибку укажут налоговые органы.
Суд считает, что такая последовательность не дает права налоговым органам наложить штрафные санкции на налогового агента.
Кроме того, КС РФ указал, что ФНС и суды не должны толковать статьи НК РФ, как лишающие налогового агента права на освобождение от налоговой ответственности в случае допущения им просрочки в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен в представленном налоговому органу расчете. При условии уплаты недостающей суммы налога и пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога, или о назначении выездной налоговой проверки. И при отсутствии доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Редактировано: 03 мая 2018