До конца 2018 года нужно завершить аттестацию рабочих мест
Это означает, что компании и ИП, которые еще не провели СОУТ по-новому, в обязательном порядке должны провести эту процедуру до конца 2018 года. Игнорирование данной процедуры грозит работодателю немалыми штрафами.
Несколько слов об общих правилах аттестации. По трудовому законодательству работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (ст.21 ТК РФ).
И работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Отношения, возникающие в связи с проведением СОУТ, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и права работников на рабочие места соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014 г. (далее по тексту – Закон №426-ФЗ).
Проведение СОУТ, а также организация и финансирование производится за счет средств работодателя (ч.1 ст.8 Закона №426-ФЗ).
Результаты СОУТ применяются, в частности, для предоставления различного рода гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (п.2 ст.3 Закона №426-ФЗ). А условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для внесения в трудовой договор с работником (ст.57 ТК РФ).
Несмотря на то, что с 01.01.2014 г. понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» (СОУТ), по-прежнему многие специалисты апеллируют понятием «аттестация рабочих мест». По сути, несмотря на формальную замену понятий, смысловая нагрузка терминов не поменялась. Поэтому термины «аттестация рабочих мест» и СОУТ являются синонимами и имеют право на жизнь.
Какие рабочие места должны быть аттестованы?
По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.
СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах, даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).
Например, если в компании работают шесть аудиторов, которые находятся в одной комнате, пользуются одинаковым оборудованием (компьютером, принтером и т.п.), то их рабочие места можно считать аналогичными и вместо шести оценить только два рабочих места.
Результаты проведенной СОУТ действуют пять лет и в случае отсутствия вредных условий труда (если в отношении рабочего места не произошло никаких изменений), срок действия оценки продляется. Но это не касается рабочих мест с вредным и опасным характером производства, в отношении таких мест СОУТ проводится с периодичностью один раз в пять лет либо чаще (если речь идет о внеплановом проведении СОУТ).
Когда можно не проводить аттестацию рабочих мест?
Не проводится аттестация рабочих мест в отношении:
— вакантных рабочих мест (т.к. производственные процессы не осуществляются, то СОУТ не нужен, что подтверждается письмом Минтруда РФ от 14.03.2016 г. №15-1/ООГ-1041);
— в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (п.3 ст.3 Закона №426-ФЗ).
Периодичность проведения аттестации
По общему правилу СОУТ должна проводиться не реже чем один раз в пять лет (п.4 ст.8 Закона №426-ФЗ). При этом необходимо учитывать специальные правила для следующих случаев:
— если аттестация рабочих мест проводилась до вступления в силу Закона №426-ФЗ. Тогда 5 лет отчитывается с даты последней аттестации рабочих мест, проведенной работодателем до 01.01.2014 г.
— в отношении рабочих мест, не указанных в п.6 ст.27 Закона №426-ФЗ, работодатель вправе ее провести до 31.12.2018 г., что подтверждается и судебной практикой (Решение Архангельского областного суда от 09.03.2017 г. №7Р-143/2017).
Таким образом, если компании или ИП в последний раз проводили аттестацию до 2013 г. включительно, до конца 2018 г. должны обязательно ее провести, иначе штрафов не избежать.
Компании и ИП, которые начали поэтапную оценку условий труда, также до конца 2018 г. должны ее закончить.
Внеплановая аттестация рабочих мест
Работодатели в ряде случаев обязаны проводить внеплановую СОУТ (ст.17 Закона №426-ФЗ, письмо Роструда РФ от 20.11.2015 г. №2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте»). Например, это необходимо при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
Кроме того, необходимость в проведении внеплановой СОУТ возникает когда:
— организуются новые рабочие места;
— работодатель получил предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ (например, ранее им были допущены нарушения трудового законодательства);
— изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— изменяются применяемые средств индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— произошел на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявилось профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
— требует этого профсоюз или иной представительный орган работников.
Внеплановая аттестация проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев.
1 этап. Поиск специализированной компании.
Работодателем проводится СОУТ совместно со специализированной организацией, привлекаемой по договору гражданско-правового характера (п.2 ст.8 Закона №426-ФЗ).
Важно!
Далеко не каждая организация может провести СОУТ. Требования к подобным организациям прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Перечень организаций, уполномоченных проводить СОУТ, представлен на сайте Минтруда РФ.
И работодатель, выбирая организацию для проведения СОУТ, должен убедиться, что она входит в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Проведение СОУТ организацией, не отвечающей требованиям ст.19 Закона №426-ФЗ, приведет к признанию отчета о проведенной оценки, недействительным.
2 этап. Формирование внутренней комиссии по проведению СОУТ и издание приказа о проведении СОУТ.
В приказе указываются члены комиссии (не менее 3 человек), определяется перечень рабочих мест, в отношении которых проводится аттестация, устанавливается график проведения спецоценки.
3 этап. Ознакомление с результатами проведенной специализированной компании СОУТ и оформление необходимой документации (отчет, акт о выполнении работ, аттестационные карты и пр.).
Необходимо обратить внимание на дату составления и утверждения отчета аттестации рабочих мест, поскольку датой завершения проведения СОУТ является дата утверждения отчета - не позднее 31 декабря 2018 года.
4 этап. Ознакомление работников с результатами СОУТ и предоставление дополнительных гарантий и компенсаций (если условия труда были признаны вредными или опасными).
Со дня утверждения отчета о СОУТ необходимо в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п.5 ст.15 Закона №426-ФЗ).
Как показывает практика, не все работники и работодатели согласны с результатами СОУТ. В первом случае работник может лишиться ряда льгот и компенсаций, а во втором установление высокого класса вызывает необходимость предоставления льгот работнику.
Работник, который считает, что при проведении СОУТ его права были нарушены, вправе обжаловать результаты СОУТ в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ). Кроме того, работник до принятия им решения о заключении трудового договора обязан обладать достоверной, актуализированной информацией об условиях труда на его рабочем месте. Такую информацию он может получить только по результатам проведения специальной оценки условий труда из карты специальной оценки условий труда рабочего места, которое будет ему предоставлено (Решение Кемеровского областного суда от 18.01.2017 г. №21-7/2017).
5 этап. Размещение сведений о проведенной СОУТ на сайте компании или ИП (при его наличии).
На сайте компании или ИП размещаются результаты СОУТ, приводятся данные о классах и подклассах условий труда на рабочих местах, а также перечень мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах.
6 этап. Подача в трудовую инспекцию декларации соответствия условий труда нормативам.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда оформляется только по форме, утв. Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 г. №80н и заполняется на основании отчета о проведении СОУТ.
В декларации указываются только те рабочие места, которые признаны оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2).
Срок подачи декларации — не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета работодателем.
Отражение расходов на аттестацию в налоговой и «страховой» отчетности
Расходы на проведение СОУТ учитываются как прочие расходы (пп.7 п.1 ст.264 НК РФ) для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения.
«Упрощенцам» такие расходы учесть нельзя по причине отсутствия подобных расходов в закрытом перечне расходов (п.1 ст.346.16 НК РФ, письма ФНС РФ от 30.07.2014 г. №ГД-4-3/14877 и Минфина РФ от 30.06.2014 г. №03-11-09/31528).
В «страховой» отчетности (в форме 4-ФСС, которая предоставляется в территориальное отделение соцстраха), результаты СОУТ отражаются в таблице 5 формы 4-ФСС за I квартал 2019 года.
В части взносов на пенсионное страхование, СОУТ влияет на дополнительный тариф, если установлены вредные или опасные условия труда.
Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест
Нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест или ее непроведение влечет (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
— предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
— штраф на работодателя-предпринимателя от 5 000 до 10 000 рублей;
— штраф на работодателя-компанию от 60 000 рублей до 80 000 рублей.
При этом максимальный размер штрафа (для компании – 80 тыс. рублей) не зависит от количества рабочих мест, по которым не была проведена СОУТ (письмо Роструда РФ от 28.11.2016 г. №ПГ/31983-03-3).
Это означает, что если компания не провела СОУТ, например, 2 из 15 рабочих мест, то максимальный размер штрафа составит не более 80 000 рублей.
Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
— на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ условия труда на рабочем месте являются обязательными для включения в трудовой договор. При этом определение условий труда должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда.
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
— на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.
Повторное нарушение влечет наложение административного наказания:
— на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
— на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Вывод: отсутствие СОУТ влечет административную ответственность по двум статьям КоАП одновременно с наложением штрафа по ст.5.27 и 5.27.1.
Налоги при выдаче работникам молока «за вредность»