Анализ изменений процессуального законодательства
В третьем (окончательном) чтении Госдумой принят законопроект №383208-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту – законопроект), который вносит многочисленные поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства. В чем заключается реформа судебного законодательства?
Чем вызвана необходимость таких глобальных изменений?
Прежде всего, это:
- обеспечение единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц;
- исключение возможности отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела;
- установление общих правил организации судопроизводства;
- достижение единообразия в судебной практике.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту - это очередной шаг к совершенствованию процессуального законодательства, регулирующего рассмотрение судами общей юрисдикции и арбитражными судами гражданских и административных дел, которое направлено не только на дальнейшее сближение процессов, но и на их модернизацию.
Таким образом, законопроектом предлагается внести ряд изменений общего характера в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ, а также в порядок рассмотрения некоторых категорий дел.
Проанализируем основные поправки, которые вносит законопроект.
Исключен термин «подведомственность» судов
Законопроектом предлагается порядок, в соответствии с которым суд общей юрисдикции или арбитражный суд, ошибочно возбудившие производство по делу, не отнесенному к их компетенции, направляют дело для рассмотрения в суд другой судебной подсистемы.
Например, отказ в принятии заявления при обращении в суд, если дело не подлежит рассмотрению данной подсистемой судов, или подлежит рассмотрению этой же подсистемой, но в другом процессуальном порядке.
То есть дело не будут прекращать по причине, а передадут в другой суд, который должен рассматривать подобные дела.
Это означает, что если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта РФ для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Высшее образование для представителей истцов и ответчиков
В целях обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь, а также для повышения качества такой помощи законопроектом предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.
Аналогичное требование к представителям уже содержится в настоящее время в КАС РФ. Эффективность этого требования подтверждается практикой его применения.
Основания для пересмотра судебного акта
В целях расширения гарантий для лиц, участвующих в деле, на защиту своего права и законного интереса, законопроект дополняется перечнем новых обстоятельств, которые могут являться основаниями для пересмотра судебного акта в данном процессуальном порядке. К их числу проект относит определение либо изменение практики применения правовой нормы в обзоре судебной практики ВС РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ.
В обновленной ст.394 ГПК РФ предусматривается следующий механизм:
- подается заявление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Инициатором заявления могут быть: стороны процесса, прокурор, другие лица, участвующие в деле;
- заявление подается в суд, принявший эти постановления;
- указанные заявление, представление могут быть поданы в течение трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта либо со дня опубликования постановления Пленума ВС РФ, постановления Президиума ВС РФ, на официальном сайте ВС РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Рассмотрение всех кассационных жалоб
Новые созданные кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать все кассационные жалобы. В настоящее время кассация может отказать в передаче жалобы. Теперь этого не произойдет.
Важно!
До 1 октября 2019 года планируется создать пять апелляционных и девять кассационных судов, а также один апелляционный военный суд и один кассационный военный суд. Именно эти суды должны рассматривать дела в качестве апелляционной и кассационной инстанции.
Стоимостной порог для рассмотрения споров в порядке упрощенного производства
Введен стоимостной порог для рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. Так, в порядке упрощенного судопроизводства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц - 800 тысяч рублей, для ИП - 400 тысяч рублей.
Изменения в порядке выдачи и оформлении исполнительных листов
В настоящее время в гражданском и арбитражном процессах исполнительный лист по общему правилу выдается после вступления судебного акта в законную силу вне зависимости от наличия ходатайства взыскателя. Например, в 2016 году арбитражными судами было выдано 1 416 439 исполнительных листов.
Изменены (дополнены) сведения, которые должны быть указаны в исполнительном листе. Теперь для «физика» - ответчика дополнительно требуется указать прописывать место работы (наименование и адрес), и либо СНИЛС, либо ИНН, либо данные паспорта, серия и номер водительского удостоверения, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства (если такие данные известны).
Расширение перечня дел, рассматриваемых в административном порядке
Законопроект дополняет перечень дел, рассматриваемых в административном порядке (КАС).
В административном порядке будут рассматриваться дела следующего содержания:
- о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено;
- о признании информационных материалов экстремистскими.
Расширение полномочий апелляционных судов
Законопроектом расширяются полномочия апелляционных судов.
Напомним, что апелляционные жалобы рассматриваются:
- районным судом – на решения мировых судей;
- верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом – на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
- апелляционным судом общей юрисдикции – на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции;
- апелляционным военным судом – на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;
- апелляционной коллегией ВС РФ – на решения ВС РФ, принятые по первой инстанции.
В определенных ситуациях суд апелляционной инстанции возвращает дело, поступившее с апелляционными жалобой, представлением, в суд первой инстанции, если судом первой инстанции не было рассмотрено:
- заявление о восстановлении срока на подачу апелляционных жалобы, представления;
- замечание на протокол судебного заседания;
- заявление о вынесении дополнительного решения.
Суд апелляционной инстанции также возвращает дело в суд первой инстанции, если судом первой инстанции не было изготовлено мотивированное решение.
Дата вступления
На момент написания статьи законопроект поступил на рассмотрение в Совет Федерации РФ.
Федеральный закон вступит в силу со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с ч.3 ст.7 Федерального конституционного закона от 29.07.2018 г. №1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
Чем вызвана необходимость таких глобальных изменений?
Прежде всего, это:
- обеспечение единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц;
- исключение возможности отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела;
- установление общих правил организации судопроизводства;
- достижение единообразия в судебной практике.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту - это очередной шаг к совершенствованию процессуального законодательства, регулирующего рассмотрение судами общей юрисдикции и арбитражными судами гражданских и административных дел, которое направлено не только на дальнейшее сближение процессов, но и на их модернизацию.
Важно!
Отметим, что многие поправки, которые изначально содержал законопроект, были отклонены при втором чтении. Например, одной из целей законопроекта было сокращение круга гражданских дел, по которым составляется мотивированные судебные решения. Но в конечном итоге, структуру судебных решений решено было не менять и мотивировочная часть останется во всех решениях.
Отметим, что многие поправки, которые изначально содержал законопроект, были отклонены при втором чтении. Например, одной из целей законопроекта было сокращение круга гражданских дел, по которым составляется мотивированные судебные решения. Но в конечном итоге, структуру судебных решений решено было не менять и мотивировочная часть останется во всех решениях.
Проанализируем основные поправки, которые вносит законопроект.
Исключен термин «подведомственность» судов
Законопроектом предлагается порядок, в соответствии с которым суд общей юрисдикции или арбитражный суд, ошибочно возбудившие производство по делу, не отнесенному к их компетенции, направляют дело для рассмотрения в суд другой судебной подсистемы.
Важно!
Исключение данного термина приведет к исключению так называемых «споров о подведомственности» для судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Исключение данного термина приведет к исключению так называемых «споров о подведомственности» для судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
То есть дело не будут прекращать по причине, а передадут в другой суд, который должен рассматривать подобные дела.
Это означает, что если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта РФ для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Высшее образование для представителей истцов и ответчиков
В целях обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь, а также для повышения качества такой помощи законопроектом предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.
Аналогичное требование к представителям уже содержится в настоящее время в КАС РФ. Эффективность этого требования подтверждается практикой его применения.
Важно!
То есть представители истца и ответчика в гражданских и арбитражных делах должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, за исключением дел, которые рассматривают мировые судьи или районные суды. Данное требование не касается арбитражных управляющих, патентных поверенных и других лиц, выступающих представителями в силу закона.
То есть представители истца и ответчика в гражданских и арбитражных делах должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, за исключением дел, которые рассматривают мировые судьи или районные суды. Данное требование не касается арбитражных управляющих, патентных поверенных и других лиц, выступающих представителями в силу закона.
В целях расширения гарантий для лиц, участвующих в деле, на защиту своего права и законного интереса, законопроект дополняется перечнем новых обстоятельств, которые могут являться основаниями для пересмотра судебного акта в данном процессуальном порядке. К их числу проект относит определение либо изменение практики применения правовой нормы в обзоре судебной практики ВС РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ.
Важно!
То есть законопроектом устанавливается механизм, в котором закрепляется обзор судебной практики ВС РФ в качестве новых обстоятельств для пересмотра судебных решений.
То есть законопроектом устанавливается механизм, в котором закрепляется обзор судебной практики ВС РФ в качестве новых обстоятельств для пересмотра судебных решений.
- подается заявление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Инициатором заявления могут быть: стороны процесса, прокурор, другие лица, участвующие в деле;
- заявление подается в суд, принявший эти постановления;
- указанные заявление, представление могут быть поданы в течение трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта либо со дня опубликования постановления Пленума ВС РФ, постановления Президиума ВС РФ, на официальном сайте ВС РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Рассмотрение всех кассационных жалоб
Новые созданные кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать все кассационные жалобы. В настоящее время кассация может отказать в передаче жалобы. Теперь этого не произойдет.
Важно!
До 1 октября 2019 года планируется создать пять апелляционных и девять кассационных судов, а также один апелляционный военный суд и один кассационный военный суд. Именно эти суды должны рассматривать дела в качестве апелляционной и кассационной инстанции.
Стоимостной порог для рассмотрения споров в порядке упрощенного производства
Введен стоимостной порог для рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. Так, в порядке упрощенного судопроизводства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц - 800 тысяч рублей, для ИП - 400 тысяч рублей.
Изменения в порядке выдачи и оформлении исполнительных листов
В настоящее время в гражданском и арбитражном процессах исполнительный лист по общему правилу выдается после вступления судебного акта в законную силу вне зависимости от наличия ходатайства взыскателя. Например, в 2016 году арбитражными судами было выдано 1 416 439 исполнительных листов.
Важно!
Законопроект закрепляет в ГПК РФ и АПК РФ положения о том, что исполнительный лист (за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета), выдается только по ходатайству взыскателя.
Законопроект закрепляет в ГПК РФ и АПК РФ положения о том, что исполнительный лист (за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета), выдается только по ходатайству взыскателя.
Расширение перечня дел, рассматриваемых в административном порядке
Законопроект дополняет перечень дел, рассматриваемых в административном порядке (КАС).
В административном порядке будут рассматриваться дела следующего содержания:
- о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено;
- о признании информационных материалов экстремистскими.
Расширение полномочий апелляционных судов
Законопроектом расширяются полномочия апелляционных судов.
Напомним, что апелляционные жалобы рассматриваются:
- районным судом – на решения мировых судей;
- верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом – на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
- апелляционным судом общей юрисдикции – на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции;
- апелляционным военным судом – на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;
- апелляционной коллегией ВС РФ – на решения ВС РФ, принятые по первой инстанции.
В определенных ситуациях суд апелляционной инстанции возвращает дело, поступившее с апелляционными жалобой, представлением, в суд первой инстанции, если судом первой инстанции не было рассмотрено:
- заявление о восстановлении срока на подачу апелляционных жалобы, представления;
- замечание на протокол судебного заседания;
- заявление о вынесении дополнительного решения.
Суд апелляционной инстанции также возвращает дело в суд первой инстанции, если судом первой инстанции не было изготовлено мотивированное решение.
Дата вступления
На момент написания статьи законопроект поступил на рассмотрение в Совет Федерации РФ.
Федеральный закон вступит в силу со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с ч.3 ст.7 Федерального конституционного закона от 29.07.2018 г. №1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
Материал подготовлен специалистами Компании «РосКо—Консалтинг и аудит».
Редактировано: 04 декабря 2018