10 причин для начала проверок
На встречах с представителями бизнеса я часто общаюсь на тему проведения проверок работниками правоохранительных, фискальных и иных контролирующих бизнес органов.
Не меньший интерес к данной теме у предпринимателей, которые еще ни разу не участвовали в таких проверках. Они понимают, что рано или поздно им придется выступать в роли проверяемых, и, как следствие, они ищут любую информацию, связанную с проведением таких проверок.
Как правило, информацию о таких проверках они черпают из общения со знакомыми предпринимателями, кто уже попадал под такие проверки. Практика показывает, что правду о проведенных проверках предприниматели не рассказывают… Да и никогда не расскажут, т.к. придется подробно рассказывать о том, что послужило основанием для такой проверки, и чем все закончилось. Правду рассказывают только о том, сколько приходится платить в бюджет, и то не всегда. Еще могут рассказать, что легко отделались, т.к. нашли «общий язык» с проверяющими.
Второй источник информации о проверках – это интернет-ресурсы. Интернет кишит рекомендациями примерно следующего характера:
Из всего вышеописанного следует:
1. Проверок одинаковых не бывает;
2. Все «помощники» при проверке безусловно вам помогут, но вопрос: «С каким результатом?»
3. В любых проверках следует рассчитывать прежде всего только на свой опыт, свои силы и средства, т.к. лучше вас и больше вас никто не знает, что реально происходило, происходит и будет происходить в вашей компании и с вашим бизнесом.
Сразу хотелось бы пояснить, что с учетом своего опыта, я остановлюсь на проведении проверок, осуществляемых работниками правоохранительных и фискальных органов.
Обстоятельства, предшествующие началу проверки
Часто в беседах с предпринимателями и руководителям коммерческих структур мне приходилось слышать: «НАС ЗАКАЗАЛИ»… С последующим пересказом событий, которые запросто могут стать сценарием к кинофильму или сюжетом к детективу. «Конкуренты «дышат» в спину, им не нравятся наши успехи в бизнесе, чиновники и правоохранители давно хотят нас прибрать к рукам, нас прослушивают, за нами следят и т.д.» Все это выдается в качестве обоснования интереса к их деятельности со стороны фискальных или правоохранительных органов.
Но когда начинаешь разбираться в проблеме, возникшей у этого предпринимателя, все оказывается гораздо проще. Бизнес, которым занимается коммерсант, такой огромной значимости в регионе не имеет: этим бизнесом занимаются десятки и сотни таких же бизнесменов, как он. Получаемой прибыли достаточно лишь для того, чтобы быть «на плаву», т.е. держаться в этом бизнесе. Как следствие, в конечном счете интерес у фискальных и правоохранительных органов вызвала не совсем «прозрачная» деятельность коммерческой структуры, возглавляемой ее хозяином. Как показывает практика, этому интересу предшествуют:
1. Проверка фискальными или правоохранительными органами вашего контрагента, который ранее попал в поле зрения этих структур, занимаясь «обналичкой», возвратом НДС, и другими нарушениями, сделанными им в период реализации «схем оптимизации налогов»;
2. Проверка сведений и получение доказательств в отношении юридических и физических лиц, которые попали в поле зрения фискальных и правоохранительных органов за совершенные административные нарушения и в отношении которых заведены административные дела;
3. Проверка сведений в отношении лиц (либо установленных, либо нет), которые попали в поле зрения правоохранительных органов за совершенные экономические (в т.ч. налоговые) преступления и в отношении которых возбуждены уголовные дела;
4. Проверка обращений (заявлений, жалоб) граждан на противоправные действия со стороны работников коммерческих структур (продажа товара, не отвечающего требованиям безопасности, оказание услуг ненадлежащим образом, продажа бракованного товара и т.д.);
5. Предписание прокурорского надзора об устранении недостатков и приведении деятельности юридического лица в соответствии с законом, выданное руководителю коммерческой структуры, в установленный срок с извещением о нем правоохранительных органов;
6. Отдельное поручение следователя по возбужденному уголовному делу;
7. Выделение из уголовного дела материалов в отношении установленных (или неустановленных) лиц, нуждающихся в дополнительной проверке;
8. Проверка информации, полученной в результате обмена между фискальными и правоохранительными органами;
9. Проверка информации, полученной от правоохранительных и фискальных органов иностранных государств в рамках международных следственных поручений или соглашений;
10. И на последнем месте – это информация, полученная оперативным путем, которая проверяется в рамках Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Это все, что вы о себе рассказываете и пишете в «Одноклассниках», «ВКонтакте», WhatsApp (и т.д.), на корпоративах, в офисе, в бане, в кафе, в ресторане, на отдыхе и т.д. Либо, это результат вашей безалаберности в вопросах защиты (безопасности) вашего бизнеса.
Из всего этого следует, что результатом интереса к вам со стороны фискальных и (или) правоохранительных органов является исключительно ваша деятельность, а не чьи-то злые умыслы. Если вы это осознаете, то вы начнете четко понимать, что и любая проверка будет зависеть только от вас: вашего умения действовать с места, выдержки, спокойствия, профессионализма, умения руководить. А все, что в помощь – это не больше, чем инструмент, которым нужно уметь и необходимо пользоваться (руководить), и не пускать все на откуп «дяде».
Запомните: вам всегда есть, что терять, а поэтому нужно защищаться.
Купить видеокурс по защите бизнеса.
Не меньший интерес к данной теме у предпринимателей, которые еще ни разу не участвовали в таких проверках. Они понимают, что рано или поздно им придется выступать в роли проверяемых, и, как следствие, они ищут любую информацию, связанную с проведением таких проверок.
Как правило, информацию о таких проверках они черпают из общения со знакомыми предпринимателями, кто уже попадал под такие проверки. Практика показывает, что правду о проведенных проверках предприниматели не рассказывают… Да и никогда не расскажут, т.к. придется подробно рассказывать о том, что послужило основанием для такой проверки, и чем все закончилось. Правду рассказывают только о том, сколько приходится платить в бюджет, и то не всегда. Еще могут рассказать, что легко отделались, т.к. нашли «общий язык» с проверяющими.
Второй источник информации о проверках – это интернет-ресурсы. Интернет кишит рекомендациями примерно следующего характера:
- Проверка – это страшно, но не смертельно;
- Чтобы грамотно пройти проверку, необходимо с самого начала проверки своевременно обращаться к специалистам (желательно к тем, кто является автором этого совета). Затем следует предложение услуг (естественно не бесплатно), в котором восхваляются высококлассные специалисты на все случаи жизни.
Из всего вышеописанного следует:
1. Проверок одинаковых не бывает;
2. Все «помощники» при проверке безусловно вам помогут, но вопрос: «С каким результатом?»
3. В любых проверках следует рассчитывать прежде всего только на свой опыт, свои силы и средства, т.к. лучше вас и больше вас никто не знает, что реально происходило, происходит и будет происходить в вашей компании и с вашим бизнесом.
Сразу хотелось бы пояснить, что с учетом своего опыта, я остановлюсь на проведении проверок, осуществляемых работниками правоохранительных и фискальных органов.
Обстоятельства, предшествующие началу проверки
Часто в беседах с предпринимателями и руководителям коммерческих структур мне приходилось слышать: «НАС ЗАКАЗАЛИ»… С последующим пересказом событий, которые запросто могут стать сценарием к кинофильму или сюжетом к детективу. «Конкуренты «дышат» в спину, им не нравятся наши успехи в бизнесе, чиновники и правоохранители давно хотят нас прибрать к рукам, нас прослушивают, за нами следят и т.д.» Все это выдается в качестве обоснования интереса к их деятельности со стороны фискальных или правоохранительных органов.
Но когда начинаешь разбираться в проблеме, возникшей у этого предпринимателя, все оказывается гораздо проще. Бизнес, которым занимается коммерсант, такой огромной значимости в регионе не имеет: этим бизнесом занимаются десятки и сотни таких же бизнесменов, как он. Получаемой прибыли достаточно лишь для того, чтобы быть «на плаву», т.е. держаться в этом бизнесе. Как следствие, в конечном счете интерес у фискальных и правоохранительных органов вызвала не совсем «прозрачная» деятельность коммерческой структуры, возглавляемой ее хозяином. Как показывает практика, этому интересу предшествуют:
1. Проверка фискальными или правоохранительными органами вашего контрагента, который ранее попал в поле зрения этих структур, занимаясь «обналичкой», возвратом НДС, и другими нарушениями, сделанными им в период реализации «схем оптимизации налогов»;
2. Проверка сведений и получение доказательств в отношении юридических и физических лиц, которые попали в поле зрения фискальных и правоохранительных органов за совершенные административные нарушения и в отношении которых заведены административные дела;
3. Проверка сведений в отношении лиц (либо установленных, либо нет), которые попали в поле зрения правоохранительных органов за совершенные экономические (в т.ч. налоговые) преступления и в отношении которых возбуждены уголовные дела;
4. Проверка обращений (заявлений, жалоб) граждан на противоправные действия со стороны работников коммерческих структур (продажа товара, не отвечающего требованиям безопасности, оказание услуг ненадлежащим образом, продажа бракованного товара и т.д.);
5. Предписание прокурорского надзора об устранении недостатков и приведении деятельности юридического лица в соответствии с законом, выданное руководителю коммерческой структуры, в установленный срок с извещением о нем правоохранительных органов;
6. Отдельное поручение следователя по возбужденному уголовному делу;
7. Выделение из уголовного дела материалов в отношении установленных (или неустановленных) лиц, нуждающихся в дополнительной проверке;
8. Проверка информации, полученной в результате обмена между фискальными и правоохранительными органами;
9. Проверка информации, полученной от правоохранительных и фискальных органов иностранных государств в рамках международных следственных поручений или соглашений;
10. И на последнем месте – это информация, полученная оперативным путем, которая проверяется в рамках Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Это все, что вы о себе рассказываете и пишете в «Одноклассниках», «ВКонтакте», WhatsApp (и т.д.), на корпоративах, в офисе, в бане, в кафе, в ресторане, на отдыхе и т.д. Либо, это результат вашей безалаберности в вопросах защиты (безопасности) вашего бизнеса.
Из всего этого следует, что результатом интереса к вам со стороны фискальных и (или) правоохранительных органов является исключительно ваша деятельность, а не чьи-то злые умыслы. Если вы это осознаете, то вы начнете четко понимать, что и любая проверка будет зависеть только от вас: вашего умения действовать с места, выдержки, спокойствия, профессионализма, умения руководить. А все, что в помощь – это не больше, чем инструмент, которым нужно уметь и необходимо пользоваться (руководить), и не пускать все на откуп «дяде».
Запомните: вам всегда есть, что терять, а поэтому нужно защищаться.
Купить видеокурс по защите бизнеса.
Редактировано: 11 января 2018