Как бизнесу приходится обеспечивать свою безопасность
Мне часто задают один и тот же вопрос: «Есть ли 100% гарантия безопасности в бизнесе?» Я отвечаю: «ДА, есть 100% гарантия в бизнесе, если ли ВЫ им не занимаетесь».
Сразу хочу сказать, что все, что я освещаю в этой статье, – это мое личное мнение с учетом жизненного опыта и работы как в правоохранительных органах, так и в коммерческих структурах. Мы все часто говорим о безопасности бизнеса, включая в это понятие все, что нам не мешает работать.
Анализируя наше ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, я пришел к очень интересному выводу. Согласно Конституции Российской Федерации, все виды собственности равны, но по факту каждый вид собственности имеет свои особенности в обеспечении безопасности. Если с обеспечением безопасности государственной собственности все ясно, для этого существует годами сформированный и отлаженный механизм, четкая законодательная база, то с обеспечением безопасности бизнеса не все так просто.
На сегодняшний день основным законом, гарантирующим нашу безопасность и защиту, является Конституция Российской Федерации, а исполняющим эти гарантии, является Федеральный Закон от 28.12.2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» и еще целая линейка законов и подзаконных актов. Вот выдержка из ст.1 гл.1 настоящего закона: «Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее – безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности)».
Из этого следует, что обеспечение безопасности бизнеса – это ни что иное, как «…обеспечение… иных видов безопасности…», а, судя по предоставленным полномочиям и функциям в этом законе, бизнес вообще ни коим образом не представлен в организации и обеспечении безопасности СТРАНЫ. И это несмотря на то, что на налоги, уплаченные бизнесом, существует система, обеспечивающая безопасность СТРАНЫ.
В качестве примера возьмем следующий факт. В государственной системе обучения нет ни одного высшего учебного заведения, которое готовит специалистов в области обеспечения безопасности бизнеса. Зато есть высшие учебные заведения, которые готовят юристов, работников правоохранительных органов, в том числе занимающихся обеспечением безопасности государственных интересов и интересов госкорпораций. Подразделения безопасности бизнеса возглавляют, как правило, бывшие работники правоохранительных органов, которые пытаются из подразделения обеспечения безопасности бизнеса сделать «подобие» того подразделения, в котором они работали.
Такие сотрудники, как правило, имеют слабое представление о бизнесе: для них понятия «ловить», «охранять и защищать» означают одно и тоже. Второй пример. Давайте посмотрим, какими возможностями (например, базы данных) пользуются работники, обеспечивающие безопасность государственного бизнеса, и бизнеса с участием государства, и какими возможностями (например, базами данных) пользуются работники, обеспечивающие безопасность бизнеса. Для первых – пользование базами данных происходит на безвозмездной основе, вторые пользуются частью данных на возмездной основе, либо вообще доступ закрыт.
У одних результат проверки принимается на веру безоговорочно, а другие должны доказать «должную осмотрительность» (которая как юридический термин на законодательном уровне ничем не определена, т.е. термин «понятийный»). Если государство не предоставляет прав бизнесу в вопросах формирования политики государственной безопасности, значит оно в полной мере обеспечит бизнес обязанностями по исполнению требований государственной безопасности… Так как эти требования исполняют люди, работающие в этих структурах, то бизнесу приходится не обеспечивать свою безопасность, а защищаться, как от внешних факторов (в том числе, от недобросовестных представителей государственных органов и государственного бизнеса), так и от внутренних факторов (рейдерство, мошенничество, недобросовестная конкуренция, утечка конфиденциальной информации, выявление при приеме на работу кандидатов, способных нанести ущерб, выявление работников, способных нанести ущерб и т.д.).
Конституция Российской Федерации все-таки защищает наши права, в том числе, и бизнеса. Конституционный Суд также защищает, в том числе, и права предпринимателей. Понимают это и в Руководстве Государства. Не случайно на 16 Международном экономическом форуме в 2012 г., по инициативе В.В. Путина был создан Институт уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена) с представителем в каждом регионе: «…Для формирования совершенной системы государственных услуг для бизнеса необходимо время. А текущие проблемы, когда предприниматель сталкивается с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами, – нужно решать уже сегодня все эти проблемы. Именно поэтому также в контакте с бизнесом в России создаётся новый специальный институт уполномоченного по правам предпринимателей – как отечественных, так и иностранных, хочу подчеркнуть. Он получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные и нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников».
Все это говорит, что бизнес не занимается обеспечением своей БЕЗОПАСНОСТИ, а обеспечивает свою ЗАЩИТУ. ЗАЩИЩАТЬСЯ можно всем и всегда всеми доступными способами, не противоречащими законодательству. Защита – это не противодействие и не воспрепятствование законным требованием работникам проверяющих структур. Защита – это умение сохранить свой бизнес, в том числе, от недобросовестных работников проверяющих органов, умение вести диалог на РАВНЫХ с любыми проверяющими.
Почему любое оспоренное в суде решение проверяющего органа и его работника не рассматривается, как несоблюдение действующего законодательства, а действия его работника, как недобросовестное исполнение служебных обязанностей или, хотя бы, как его неполное служебное соответствие занимаемой должности? А, если это повлекло ликвидацию бизнеса, то это – халатное исполнение служебных обязанностей или превышение служебных полномочий?
Почему этот вопрос никогда не подымает бизнес-сообщество!!!??? Я считаю, что не должно быть однобокой ответственности. Помните всегда об одном: ваша безопасность – это очень хорошо, и о ней можно мечтать, но в жизни все гораздо проще, в жизни нужно всегда уметь защищаться.
Бизнесу, как и вам есть, что защищать. ЗАЩИЩАТЬСЯ нужно учиться, готовиться и быть готовым к этому всегда. Очередной вопрос, который мне часто задают: «Мы легально и честно работаем, стараемся выполнять все установленные правила и требования. Какова вероятность того, что к нам придут и не сгребут под одну гребенку с «горе-оптимизаторами»?» Лично мое мнение: рано или поздно, но, как минимум, один раз в пять лет ваша компания обязательно попадет под проверку. Вам никто не даст никаких гарантий, что вы не можете попасть под проверку, например, камеральную и выездную, быстрее. Причиной этого может стать проверка ваших контрагентов.
Причиной проверки компании, например, может стать обращение любого лица об оказании некачественной услуги, о причинении вреда здоровью предоставленной услугой или проданным товаром. Причиной проверки может стать обращение вашего работника, о том, что его несправедливо «лишили премии, выплачиваемой в конверте», травма на производстве, информация о противоправной деятельности вашей компании, поступившая в фискальные и правоохранительные органы от ваших конкурентов. И такие причины можно перечислять до бесконечности. Единственное, что могу сказать на этот счет: нужно быть готовым к любой проверке всегда. Тем, кто еще не попадал под проверку, рекомендую меньше слушать тех, кто прошел эту проверку. Правду вам все равно никто не скажет. Надеяться нужно только на себя и свой коллектив. Никто кроме вас не знает лучше ваш бизнес.
Самое главное нужно при приходе проверки помнить об одном: все последующие действия, которые начнут проводить в отношении вашей компании, будут направлены на одно – выявление нарушений в деятельности вашего бизнеса. Займете позицию «кролика» – съедят. Займете позицию «огрызаться» по поводу и без повода – можете потерять свой бизнес, погрязнув в «вечной проверке». В одной статье невозможно описать все и вся.
Если вас действительно заинтересовали вопросы, как подготовиться к любой проверке, как вести себя с начала проверки, в период проведения проверки и по ее окончанию, приходите на семинар, который состоится 14-15 марта 2018 года.
Сразу хочу сказать, что все, что я освещаю в этой статье, – это мое личное мнение с учетом жизненного опыта и работы как в правоохранительных органах, так и в коммерческих структурах. Мы все часто говорим о безопасности бизнеса, включая в это понятие все, что нам не мешает работать.
Анализируя наше ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, я пришел к очень интересному выводу. Согласно Конституции Российской Федерации, все виды собственности равны, но по факту каждый вид собственности имеет свои особенности в обеспечении безопасности. Если с обеспечением безопасности государственной собственности все ясно, для этого существует годами сформированный и отлаженный механизм, четкая законодательная база, то с обеспечением безопасности бизнеса не все так просто.
На сегодняшний день основным законом, гарантирующим нашу безопасность и защиту, является Конституция Российской Федерации, а исполняющим эти гарантии, является Федеральный Закон от 28.12.2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» и еще целая линейка законов и подзаконных актов. Вот выдержка из ст.1 гл.1 настоящего закона: «Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее – безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности)».
Из этого следует, что обеспечение безопасности бизнеса – это ни что иное, как «…обеспечение… иных видов безопасности…», а, судя по предоставленным полномочиям и функциям в этом законе, бизнес вообще ни коим образом не представлен в организации и обеспечении безопасности СТРАНЫ. И это несмотря на то, что на налоги, уплаченные бизнесом, существует система, обеспечивающая безопасность СТРАНЫ.
В качестве примера возьмем следующий факт. В государственной системе обучения нет ни одного высшего учебного заведения, которое готовит специалистов в области обеспечения безопасности бизнеса. Зато есть высшие учебные заведения, которые готовят юристов, работников правоохранительных органов, в том числе занимающихся обеспечением безопасности государственных интересов и интересов госкорпораций. Подразделения безопасности бизнеса возглавляют, как правило, бывшие работники правоохранительных органов, которые пытаются из подразделения обеспечения безопасности бизнеса сделать «подобие» того подразделения, в котором они работали.
Такие сотрудники, как правило, имеют слабое представление о бизнесе: для них понятия «ловить», «охранять и защищать» означают одно и тоже. Второй пример. Давайте посмотрим, какими возможностями (например, базы данных) пользуются работники, обеспечивающие безопасность государственного бизнеса, и бизнеса с участием государства, и какими возможностями (например, базами данных) пользуются работники, обеспечивающие безопасность бизнеса. Для первых – пользование базами данных происходит на безвозмездной основе, вторые пользуются частью данных на возмездной основе, либо вообще доступ закрыт.
У одних результат проверки принимается на веру безоговорочно, а другие должны доказать «должную осмотрительность» (которая как юридический термин на законодательном уровне ничем не определена, т.е. термин «понятийный»). Если государство не предоставляет прав бизнесу в вопросах формирования политики государственной безопасности, значит оно в полной мере обеспечит бизнес обязанностями по исполнению требований государственной безопасности… Так как эти требования исполняют люди, работающие в этих структурах, то бизнесу приходится не обеспечивать свою безопасность, а защищаться, как от внешних факторов (в том числе, от недобросовестных представителей государственных органов и государственного бизнеса), так и от внутренних факторов (рейдерство, мошенничество, недобросовестная конкуренция, утечка конфиденциальной информации, выявление при приеме на работу кандидатов, способных нанести ущерб, выявление работников, способных нанести ущерб и т.д.).
Конституция Российской Федерации все-таки защищает наши права, в том числе, и бизнеса. Конституционный Суд также защищает, в том числе, и права предпринимателей. Понимают это и в Руководстве Государства. Не случайно на 16 Международном экономическом форуме в 2012 г., по инициативе В.В. Путина был создан Институт уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена) с представителем в каждом регионе: «…Для формирования совершенной системы государственных услуг для бизнеса необходимо время. А текущие проблемы, когда предприниматель сталкивается с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами, – нужно решать уже сегодня все эти проблемы. Именно поэтому также в контакте с бизнесом в России создаётся новый специальный институт уполномоченного по правам предпринимателей – как отечественных, так и иностранных, хочу подчеркнуть. Он получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные и нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников».
Все это говорит, что бизнес не занимается обеспечением своей БЕЗОПАСНОСТИ, а обеспечивает свою ЗАЩИТУ. ЗАЩИЩАТЬСЯ можно всем и всегда всеми доступными способами, не противоречащими законодательству. Защита – это не противодействие и не воспрепятствование законным требованием работникам проверяющих структур. Защита – это умение сохранить свой бизнес, в том числе, от недобросовестных работников проверяющих органов, умение вести диалог на РАВНЫХ с любыми проверяющими.
Почему любое оспоренное в суде решение проверяющего органа и его работника не рассматривается, как несоблюдение действующего законодательства, а действия его работника, как недобросовестное исполнение служебных обязанностей или, хотя бы, как его неполное служебное соответствие занимаемой должности? А, если это повлекло ликвидацию бизнеса, то это – халатное исполнение служебных обязанностей или превышение служебных полномочий?
Почему этот вопрос никогда не подымает бизнес-сообщество!!!??? Я считаю, что не должно быть однобокой ответственности. Помните всегда об одном: ваша безопасность – это очень хорошо, и о ней можно мечтать, но в жизни все гораздо проще, в жизни нужно всегда уметь защищаться.
Бизнесу, как и вам есть, что защищать. ЗАЩИЩАТЬСЯ нужно учиться, готовиться и быть готовым к этому всегда. Очередной вопрос, который мне часто задают: «Мы легально и честно работаем, стараемся выполнять все установленные правила и требования. Какова вероятность того, что к нам придут и не сгребут под одну гребенку с «горе-оптимизаторами»?» Лично мое мнение: рано или поздно, но, как минимум, один раз в пять лет ваша компания обязательно попадет под проверку. Вам никто не даст никаких гарантий, что вы не можете попасть под проверку, например, камеральную и выездную, быстрее. Причиной этого может стать проверка ваших контрагентов.
Причиной проверки компании, например, может стать обращение любого лица об оказании некачественной услуги, о причинении вреда здоровью предоставленной услугой или проданным товаром. Причиной проверки может стать обращение вашего работника, о том, что его несправедливо «лишили премии, выплачиваемой в конверте», травма на производстве, информация о противоправной деятельности вашей компании, поступившая в фискальные и правоохранительные органы от ваших конкурентов. И такие причины можно перечислять до бесконечности. Единственное, что могу сказать на этот счет: нужно быть готовым к любой проверке всегда. Тем, кто еще не попадал под проверку, рекомендую меньше слушать тех, кто прошел эту проверку. Правду вам все равно никто не скажет. Надеяться нужно только на себя и свой коллектив. Никто кроме вас не знает лучше ваш бизнес.
Самое главное нужно при приходе проверки помнить об одном: все последующие действия, которые начнут проводить в отношении вашей компании, будут направлены на одно – выявление нарушений в деятельности вашего бизнеса. Займете позицию «кролика» – съедят. Займете позицию «огрызаться» по поводу и без повода – можете потерять свой бизнес, погрязнув в «вечной проверке». В одной статье невозможно описать все и вся.
Если вас действительно заинтересовали вопросы, как подготовиться к любой проверке, как вести себя с начала проверки, в период проведения проверки и по ее окончанию, приходите на семинар, который состоится 14-15 марта 2018 года.
Настроение: грущу
Редактировано: 21 февраля 2018