«План-конфетка», или что учесть в стратегии развития
… чтобы инспекция не подумала, что план – это блеф, прикрытие и просто бумажка для получения необоснованной налоговой выгоды. Этот документ не только опишет ваши амбиции, просчитает все до мелочей, но и сможет, к примеру, обосновать дробление бизнеса, ценовую политику, привлечение посредников и т.д. И, конечно, этот документ должен быть грамотным.
Что значит «быть грамотным»? Выполнен грамотными людьми. Наполнен грамотными целями и задачами. Быть грамотным для налоговой. Кому доверить разработку столь важного документа: профессионалам на стороне или своим светлым умам, решать вам. Только учтите: идеальная, на ваш взгляд, стратегия развития, на самом деле может привести к развитию… доначислений.
Итак, ближе к делу: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2018 года по делу №А19-22492/2017.
Выездная проверка. Много эпизодов для доначислений… И один из этих эпизодов – план развития компании, который разработал контрагент. Кстати, цена вопроса смешная: неправомерный вычет НДС на сумму 21 950 руб. Просто налогоплательщик забыл: «фактически услуги оказаны на сумму 13 903 895 руб. 83 коп., в том числе НДС в размере 2 120 933 руб. 26 коп., при этом вычеты заявлены только на сумму 21950 руб. 21 коп.»
Как было дело (версия налогоплательщика). Бизнес должен иметь четкие планы по развитию, и тут без стратегии не обойтись. Своих спецов в штате нет, поэтому еще 4 года назад мы вышли на контрагента. Заключили договор на оказание консультационных услуг, договор на оказание услуг по стратегическому планированию и приступили к сотрудничеству. 8 профессиональных стратегов разработали для нашей компании план по развитию и исследовали рынок сбыта.
Как было дело (версия инспекции). Проверяемая компания входит в холдинг. Всякими стратегическими вопросами занимается головная организация, а что касается маркетинговых исследований, в том числе, изучения рынка, так это профиль комиссионера налогоплательщика. Спорный контрагент тут явно ни при чем. Сначала легкий обзор личности контрагента:
Также есть вопросы к документам:
Ну, а с «гениальнейшим» планом развития полная беда:
Суд пришел к выводу о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по вычету НДС в сумме 21 950 рублей.
Денис Морозов
Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Подведем итоги: на примере свежего судебного решения мы выяснили, какой план будет «сладким» для инспекции. А теперь коротко: каким должен быть «план-конфетка» для налогоплательщика:
Кстати, на семинаре «Легализация: как снизить налоги законно и безопасно» 2-3 октября в Москве Владимир Туров расскажет про другие важные обоснования сотрудничества с взаимозависимыми лицами и деловые цели.
Что значит «быть грамотным»? Выполнен грамотными людьми. Наполнен грамотными целями и задачами. Быть грамотным для налоговой. Кому доверить разработку столь важного документа: профессионалам на стороне или своим светлым умам, решать вам. Только учтите: идеальная, на ваш взгляд, стратегия развития, на самом деле может привести к развитию… доначислений.
Итак, ближе к делу: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2018 года по делу №А19-22492/2017.
Выездная проверка. Много эпизодов для доначислений… И один из этих эпизодов – план развития компании, который разработал контрагент. Кстати, цена вопроса смешная: неправомерный вычет НДС на сумму 21 950 руб. Просто налогоплательщик забыл: «фактически услуги оказаны на сумму 13 903 895 руб. 83 коп., в том числе НДС в размере 2 120 933 руб. 26 коп., при этом вычеты заявлены только на сумму 21950 руб. 21 коп.»
Как было дело (версия налогоплательщика). Бизнес должен иметь четкие планы по развитию, и тут без стратегии не обойтись. Своих спецов в штате нет, поэтому еще 4 года назад мы вышли на контрагента. Заключили договор на оказание консультационных услуг, договор на оказание услуг по стратегическому планированию и приступили к сотрудничеству. 8 профессиональных стратегов разработали для нашей компании план по развитию и исследовали рынок сбыта.
Как было дело (версия инспекции). Проверяемая компания входит в холдинг. Всякими стратегическими вопросами занимается головная организация, а что касается маркетинговых исследований, в том числе, изучения рынка, так это профиль комиссионера налогоплательщика. Спорный контрагент тут явно ни при чем. Сначала легкий обзор личности контрагента:
- Контрагент состоит на налоговом учете в Москве, обособленных подразделений в Сибири не имеет. Уставной капитал: 500 000 рублей. «Массовый» адрес регистрации. Имущество, транспорт, земля отсутствуют;
- Действительно, контрагент предоставил справки о доходах по форме 2-НДФЛ на 8 человек. Но только, кто эти люди? Среди тех, кого удалось допросить: менеджер по продажам в декрете и электросварщик-пенсионер. Они не имеют опыта в стратегическом планировании и ничего не знают о контрагенте;
- Доля вычетов по НДС 99%;
- Денежные средства, поступившие на расчетный счет контрагента, на следующий день перечислялись не менее странной фирме.
Также есть вопросы к документам:
- Задвоение в договорах, заключенных с контрагентом. Одинаковый предмет оказанных услуг и одинаковые задачи: определение миссии и целей заказчика, определение приоритетов направления развития компании, составление плана мероприятий по оптимизации существующих бизнес-процессов;
- Из содержания актов сдачи-приемки оказанных услуг невозможно определить какие услуги по консультированию организации были оказаны и в каком объеме.
Ну, а с «гениальнейшим» планом развития полная беда:
- Не содержит информацию, кто провел исследование и предоставил его;
- На титульном листе не отражено наименование организации-исполнителя, физических лиц исполнителей, подписи и расшифровки подписи лица, утвердившего документ;
- На титуле и по тексту не отражены номер и дата договора на оказание услуг по стратегическому планированию;
- В тексте не указывается наименование исполнителя;
- Документ не отражает целей и задач, не содержит стратегии и конкретных выводов относительно дальнейшего развития, как это предусмотрено предметом договора;
- Расхождение дат оказания услуг по договору, акту, счету-фактуре, плану (на титульном листе месяц окончания оказания услуг – октябрь, а счет-фактура выставлена в декабре, что не соответствует положениям законодательства о бухгалтерском учете, в соответствии с которым счет-фактура должна быть выставлена не позднее пяти дней со дня совершения операции);
- Исходя из содержания, данный план развития составлен для группы компаний, входящих в холдинг. А не исключительно для налогоплательщика;
- К тому же, направления развития, указанные в плане (обеспечение завода качественным лесом в достаточном объеме, повышение эффективности производственных процессов, обеспечение поступления дополнительного дохода от использования отходов, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, проблема высоких транспортных тарифов), были определены до заключения договора с контрагентом. «Так, в своем интервью для газеты «…» выпуск №1 от июля 2013 генеральный директор изложил те же направления для развития бизнеса не только для ЗАО «…», но для всего холдинга».
Суд пришел к выводу о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по вычету НДС в сумме 21 950 рублей.
Денис Морозов
Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Сумма доначислений в данном эпизоде минимальна. Налогоплательщик не успел поставить всю сумму к вычету, либо вовремя опомнился и решил не рисковать.
Обширная арбитражная практика указывает, что услуги должны быть реальными, работы выполненными, а товар поставленным, в противном случае необоснованная налоговая выгода и доначисления, способные обанкротить бизнес и его руководителей.
С августа 2017 года данные постулаты закреплены в ст. 54.1 НК РФ, которая нам также говорит, что обязательства по договору должен выполнить тот контрагент, который в этом договоре указан, либо иной контрагент, которому данные обязательства переданы по закону.
Налогоплательщик самостоятельно разработал стратегию развития и не забыл про оптимизацию налогов. Вот только способ оптимизации не соответствует действующему законодательству…
Обширная арбитражная практика указывает, что услуги должны быть реальными, работы выполненными, а товар поставленным, в противном случае необоснованная налоговая выгода и доначисления, способные обанкротить бизнес и его руководителей.
С августа 2017 года данные постулаты закреплены в ст. 54.1 НК РФ, которая нам также говорит, что обязательства по договору должен выполнить тот контрагент, который в этом договоре указан, либо иной контрагент, которому данные обязательства переданы по закону.
Налогоплательщик самостоятельно разработал стратегию развития и не забыл про оптимизацию налогов. Вот только способ оптимизации не соответствует действующему законодательству…
- Избегаем формальностей и общих формулировок. Пишем подробнее. В стратегии развития ссылка на «краткость – сестра таланта» не работает;
- Указываем на титуле и по тексту все необходимые реквизиты исполнителя, даты, сроки, номера документов. Не забываем ставить подписи и расшифровки подписи;
- Соблюдаем хронологию документооборота в соответствии с положениями №402-ФЗ;
- Помним, что план развития должен соответствовать задачам и условиям, прописанным в договоре;
- Доверяем эту важную стратегическую задачу реальным специалистам с соответствующими навыками, которые подтвердят свое «авторство»;
- Ну, и меньше болтовни про цели компании: пока план не появится – никому ни слова.
Кстати, на семинаре «Легализация: как снизить налоги законно и безопасно» 2-3 октября в Москве Владимир Туров расскажет про другие важные обоснования сотрудничества с взаимозависимыми лицами и деловые цели.
Редактировано: 03 сентября 2018