Порадуемся за ЦБ РФ: НДС 20%, а цены вырастут лишь на 1,5%
Добрый день, коллеги.
Когда я консультирую бизнесменов, меня накрывает, чувствуется тяжелая атмосфера. Бизнесмены стараются быть оптимистичными, вселять уверенность в свои команды, но видно, что это не так просто: покупательская способность падает, оборотных средств не хватает и т.д. Тяжеловато…
Когда я читаю прогнозы по социально-экономическому развитию от Центрального банка или, от Минэкономразвития или от Минфина, на душе становится радостно. Только вопрос: откуда эти цифры?
Итак, Банком России представлена оценка влияния повышения налога на добавленную стоимость на инфляцию: документ называется «Доклад об оценке влияния повышения основной ставки НДС на инфляцию». В этом докладе банк описывает, какая будет инфляция и насколько вырастут цены.
По моим прогнозам, при повышении НДС на 2 процентных пункта, цены в течение 2019 года вырастут минимум на 5-12%.
Например, производство кружки – это многоступенчатый цикл. Произвели – 2% добавили, переделали в полуфабрикат – добавили еще 2%, получили готовый продукт – плюс 2%. И так далее… По моим скромным подсчетам цены увеличатся от 5% до 12%. Или, например, возьмем строительство квартир. В цепочке строительства жилого дома находится минимум 7 соответствующих циклов, на каждом из которых будет добавлен НДС 2%.
Но в прогнозе Банка России написано, что цены вырастут только от 0,6% до максимум 1,5 процентных пункта. На что ссылается Банк России?
Цитирую: «Повышение основной ставки НДС затронет не все, а только две трети товаров и услуг потребительской корзины, по которой рассчитывается инфляция. Остальные категории облагаются по льготной ставке (10%) или освобождены от НДС. К ним в том числе относятся продукты питания повседневного спроса (мясные и рыбные продукты, молочные продукты, яйца, крупы, хлеб, соль, овощи), медицинские и детские товары, часть канцелярской и печатной продукции, социально значимые услуги (услуги образования, здравоохранения, городского пассажирского транспорта и другие).
Помимо этого, часть операций, не относящихся к льготным товарам и услугам, не облагается НДС в случае их реализации микропредприятиями. В соответствии с законодательством такие предприятия имеют право на использование упрощенной системы налогообложения и могут не уплачивать НДС. Соответственно, они не обязательно будут реагировать повышением цен на изменение ставки НДС. По данным Росстата, микропредприятия занимают существенную нишу на российском рынке. Доля их совокупного оборота в валовом выпуске экономики составляет около 15%. С учетом доли микропредприятий оценка переноса НДС в цены может быть снижена на 0,1-0,2 процентного пункта».
Центральный банк видимо не в курсе, что компании на ЕСХН «скрыто» платят НДС. Если оборот больше 100 миллионов, ты становишься плательщиком НДС, а если меньше 100 миллионов, то, покупая сырье и материалы, ты не можешь поставить НДС на затраты и уменьшить единый налог. Соответственно, этот НДС включается в цену, и его все равно платит конечный покупатель… Но в ЦБ РФ, видимо, этих тонкостей не знают… Не говоря уже об упрощенцах, патенте или ЕНВД: да, они не являются плательщиками НДС, но покупают сырье, материалы, в которых уже включен НДС. Понимаете?
Что еще нам прогнозирует Центральный банк? «Результаты опроса указывают на то, что краткосрочная реакция цен может быть существенной. Так, не планировали повышение цены в ответ на изменение НДС лишь четверть опрошенных предприятий, в то время как около 60% указали диапазон возможного повышения – от 1 до 5%. Стоит отметить, что разброс ответов респондентов оказался небольшим с точки зрения не только масштаба, но и периода планируемого повышения НДС. Большинство опрошенных предприятий (около 60%) запланировали повышение своих цен на I-II кварталы 2019 г., но 14% указали на возможность опережающей реакции на повышение НДС уже во второй половине 2018 года.
В числе основных ограничений на рост цен названы сдержанная динамика спроса и снижение конкурентоспособности (рис.2). В то же время часть компаний планирует повышать цены более чем на 5% (13% опрошенных). Если предположить, что эти планы по изменению цен будут реализованы, то рассчитанное по выборке среднее увеличение цен в ответ на повышение НДС с 18 до 20% составит 2,5% для всех респондентов и 2,3% для опрошенных предприятий торговли. Исходя из того, что доля товаров, облагаемых по основной ставке, составляет около двух третей потребительской корзины, при обозначенном респондентами повышении цен в рознице дополнительное ускорение годовой инфляции может составить чуть более 1,5 процентного пункта».
Центральный банк пишет, что, типа, компании не смогут сильно поднимать цены, потому что есть определенные ограничения. В числе ограничений на рост цен названа сдержанная динамика спроса и снижение конкурентоспособности. Какая красивая фраза… Почитайте «Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 11.07.2018 года», где черным по белому написано, что «по итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,4%. Замедление темпов экономического роста будет связано как с умеренным замедлением инвестиционной активности, так и снижением темпов роста потребительского спроса». Люди нищать будут: так надо было написать.
Конечно, бизнесмену некуда деваться. Он не сможет слишком сильно задирать цены. Для сохранения объемов рынка и удержания потребителя в новых условиях предприятия могут частично принять на себя дополнительные расходы, связанные с повышением налоговых ставок. Без их переноса в конечные цены. Т.е. повышение НДС, как пишет ЦБ РФ, предприятие возьмет на себя и не будет поднимать цены.
Господа из Центрального банка, вы в курсе, что запланировали налоговики? У нас половина компаний на классической системе налогообложения при легализации «в лоб» автоматически станут экономическими банкротами, они не в состоянии платить такие налоги. Просто не в состоянии, и точка…
О чем еще пишет ЦБ РФ? В первом квартале цены вырастут примерно на 4% из-за того, что НДС вырастет на 2%, но потом потихоньку цены будут снижаться, и в общегодовом выражении рост цен будет не больше 0,6-1,5%. Порадуемся за экспертов Центрального банка и будем надеяться на то, что цены на бензин в следующем году вырастут на 0,6%. Я сам был бы рад такому раскладу, но боюсь, что в ближайшие месяцы вырастут на пару процентов.
И еще одна «пилюля». Правительство говорит, что благодаря повышению НДС до 20% бюджет получит 620 миллиардов рублей дополнительных доходов. Но есть еще одна мера. Госдума продолжает искать дополнительные источники дохода финансирования пустеющей казны. Оказывается, у нас казна пустеет. А вы в курсе, что уже в этом году профицит федерального бюджета: денег больше, чем ожидалось. Благодаря росту цен на нефть профицит составил 450 миллиардов? А согласно прогнозам Минфина и бюджету на следующий год, ведомство ожидает, что в следующем году будет профицит бюджета 1% от ВВП РФ.
Я посмотрел валовый внутренний продукт РФ, начиная с 2012 по 2017 год, посмотрел прогноз на конец 2018 года и на 2019 год. Согласно прогнозу на 2019 год, ожидается, что ВВП составит 97,5 трлн руб. Умножаем на 1% и получаем, что профицит бюджета в следующем году составит 975 млрд руб. дополнительных денег, которые некуда деть.
Почему же, по мнению Госдумы, казна пустеет? Может быть, не казна пустеет? Может быть, карманы у кого-то пустеют? Что же Госдума придумала в связи с пустеющей казной? С конца июля на рассмотрении депутатов Госдумы находится законопроект, предполагающий решить эту задачу (наполнение пустеющей казны) вновь за счет НДС. На этот раз предписывается установить в НК РФ запрет на вычеты по НДС для экспортеров сырьевых товаров, включая нефть и минеральные виды топлива. У них нулевая ставка, и им НДС из бюджета возвращается: им это хотят запретить. При этом, если налогоплательщик-экспортер откажется от нулевой ставки по вывозным операциям, на него норма распространяться не будет и право на вычет за ним сохранится. По оценкам Росстата, сырье составляет большую часть общероссийского экспорта (это я и без них знаю). В случае принятия законопроекта чиновники рассчитывают сэкономить и получить дополнительно в бюджет около $30 млрд для финансирования социально-значимых программ, т.е. более 2 трлн рублей дополнительных доходов на финансирование социальных программ.
Как вы думаете, это повлияет на цены? Уложимся ли мы после принятия этого закона в прогноз ЦБ РФ, который пишет о повышении цен только на 0,6-1,5%?
Что вы об этом думаете? Что они думают – я знаю. Я каждый день читаю. Напишите, пожалуйста, комментарии, что вы думаете обо всем этом? Я нагнетаю атмосферу? Или все-таки подобные вещи пойдут нам во благо? Ведь деньги будут направлены на социальные нужды: Госдума планирует получить дополнительно 2 трлн руб. для финансирования социально значимых программ. Может быть, мне радоваться надо, а не проявлять эмоции? Напишите, пожалуйста, в комментариях свое мнение. Я вам буду очень благодарен.
Спасибо, удачи в делах.
Когда я консультирую бизнесменов, меня накрывает, чувствуется тяжелая атмосфера. Бизнесмены стараются быть оптимистичными, вселять уверенность в свои команды, но видно, что это не так просто: покупательская способность падает, оборотных средств не хватает и т.д. Тяжеловато…
Когда я читаю прогнозы по социально-экономическому развитию от Центрального банка или, от Минэкономразвития или от Минфина, на душе становится радостно. Только вопрос: откуда эти цифры?
Итак, Банком России представлена оценка влияния повышения налога на добавленную стоимость на инфляцию: документ называется «Доклад об оценке влияния повышения основной ставки НДС на инфляцию». В этом докладе банк описывает, какая будет инфляция и насколько вырастут цены.
По моим прогнозам, при повышении НДС на 2 процентных пункта, цены в течение 2019 года вырастут минимум на 5-12%.
Например, производство кружки – это многоступенчатый цикл. Произвели – 2% добавили, переделали в полуфабрикат – добавили еще 2%, получили готовый продукт – плюс 2%. И так далее… По моим скромным подсчетам цены увеличатся от 5% до 12%. Или, например, возьмем строительство квартир. В цепочке строительства жилого дома находится минимум 7 соответствующих циклов, на каждом из которых будет добавлен НДС 2%.
Но в прогнозе Банка России написано, что цены вырастут только от 0,6% до максимум 1,5 процентных пункта. На что ссылается Банк России?
Цитирую: «Повышение основной ставки НДС затронет не все, а только две трети товаров и услуг потребительской корзины, по которой рассчитывается инфляция. Остальные категории облагаются по льготной ставке (10%) или освобождены от НДС. К ним в том числе относятся продукты питания повседневного спроса (мясные и рыбные продукты, молочные продукты, яйца, крупы, хлеб, соль, овощи), медицинские и детские товары, часть канцелярской и печатной продукции, социально значимые услуги (услуги образования, здравоохранения, городского пассажирского транспорта и другие).
Помимо этого, часть операций, не относящихся к льготным товарам и услугам, не облагается НДС в случае их реализации микропредприятиями. В соответствии с законодательством такие предприятия имеют право на использование упрощенной системы налогообложения и могут не уплачивать НДС. Соответственно, они не обязательно будут реагировать повышением цен на изменение ставки НДС. По данным Росстата, микропредприятия занимают существенную нишу на российском рынке. Доля их совокупного оборота в валовом выпуске экономики составляет около 15%. С учетом доли микропредприятий оценка переноса НДС в цены может быть снижена на 0,1-0,2 процентного пункта».
Центральный банк видимо не в курсе, что компании на ЕСХН «скрыто» платят НДС. Если оборот больше 100 миллионов, ты становишься плательщиком НДС, а если меньше 100 миллионов, то, покупая сырье и материалы, ты не можешь поставить НДС на затраты и уменьшить единый налог. Соответственно, этот НДС включается в цену, и его все равно платит конечный покупатель… Но в ЦБ РФ, видимо, этих тонкостей не знают… Не говоря уже об упрощенцах, патенте или ЕНВД: да, они не являются плательщиками НДС, но покупают сырье, материалы, в которых уже включен НДС. Понимаете?
Что еще нам прогнозирует Центральный банк? «Результаты опроса указывают на то, что краткосрочная реакция цен может быть существенной. Так, не планировали повышение цены в ответ на изменение НДС лишь четверть опрошенных предприятий, в то время как около 60% указали диапазон возможного повышения – от 1 до 5%. Стоит отметить, что разброс ответов респондентов оказался небольшим с точки зрения не только масштаба, но и периода планируемого повышения НДС. Большинство опрошенных предприятий (около 60%) запланировали повышение своих цен на I-II кварталы 2019 г., но 14% указали на возможность опережающей реакции на повышение НДС уже во второй половине 2018 года.
В числе основных ограничений на рост цен названы сдержанная динамика спроса и снижение конкурентоспособности (рис.2). В то же время часть компаний планирует повышать цены более чем на 5% (13% опрошенных). Если предположить, что эти планы по изменению цен будут реализованы, то рассчитанное по выборке среднее увеличение цен в ответ на повышение НДС с 18 до 20% составит 2,5% для всех респондентов и 2,3% для опрошенных предприятий торговли. Исходя из того, что доля товаров, облагаемых по основной ставке, составляет около двух третей потребительской корзины, при обозначенном респондентами повышении цен в рознице дополнительное ускорение годовой инфляции может составить чуть более 1,5 процентного пункта».
Центральный банк пишет, что, типа, компании не смогут сильно поднимать цены, потому что есть определенные ограничения. В числе ограничений на рост цен названа сдержанная динамика спроса и снижение конкурентоспособности. Какая красивая фраза… Почитайте «Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 11.07.2018 года», где черным по белому написано, что «по итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,4%. Замедление темпов экономического роста будет связано как с умеренным замедлением инвестиционной активности, так и снижением темпов роста потребительского спроса». Люди нищать будут: так надо было написать.
Конечно, бизнесмену некуда деваться. Он не сможет слишком сильно задирать цены. Для сохранения объемов рынка и удержания потребителя в новых условиях предприятия могут частично принять на себя дополнительные расходы, связанные с повышением налоговых ставок. Без их переноса в конечные цены. Т.е. повышение НДС, как пишет ЦБ РФ, предприятие возьмет на себя и не будет поднимать цены.
Господа из Центрального банка, вы в курсе, что запланировали налоговики? У нас половина компаний на классической системе налогообложения при легализации «в лоб» автоматически станут экономическими банкротами, они не в состоянии платить такие налоги. Просто не в состоянии, и точка…
О чем еще пишет ЦБ РФ? В первом квартале цены вырастут примерно на 4% из-за того, что НДС вырастет на 2%, но потом потихоньку цены будут снижаться, и в общегодовом выражении рост цен будет не больше 0,6-1,5%. Порадуемся за экспертов Центрального банка и будем надеяться на то, что цены на бензин в следующем году вырастут на 0,6%. Я сам был бы рад такому раскладу, но боюсь, что в ближайшие месяцы вырастут на пару процентов.
И еще одна «пилюля». Правительство говорит, что благодаря повышению НДС до 20% бюджет получит 620 миллиардов рублей дополнительных доходов. Но есть еще одна мера. Госдума продолжает искать дополнительные источники дохода финансирования пустеющей казны. Оказывается, у нас казна пустеет. А вы в курсе, что уже в этом году профицит федерального бюджета: денег больше, чем ожидалось. Благодаря росту цен на нефть профицит составил 450 миллиардов? А согласно прогнозам Минфина и бюджету на следующий год, ведомство ожидает, что в следующем году будет профицит бюджета 1% от ВВП РФ.
Я посмотрел валовый внутренний продукт РФ, начиная с 2012 по 2017 год, посмотрел прогноз на конец 2018 года и на 2019 год. Согласно прогнозу на 2019 год, ожидается, что ВВП составит 97,5 трлн руб. Умножаем на 1% и получаем, что профицит бюджета в следующем году составит 975 млрд руб. дополнительных денег, которые некуда деть.
Почему же, по мнению Госдумы, казна пустеет? Может быть, не казна пустеет? Может быть, карманы у кого-то пустеют? Что же Госдума придумала в связи с пустеющей казной? С конца июля на рассмотрении депутатов Госдумы находится законопроект, предполагающий решить эту задачу (наполнение пустеющей казны) вновь за счет НДС. На этот раз предписывается установить в НК РФ запрет на вычеты по НДС для экспортеров сырьевых товаров, включая нефть и минеральные виды топлива. У них нулевая ставка, и им НДС из бюджета возвращается: им это хотят запретить. При этом, если налогоплательщик-экспортер откажется от нулевой ставки по вывозным операциям, на него норма распространяться не будет и право на вычет за ним сохранится. По оценкам Росстата, сырье составляет большую часть общероссийского экспорта (это я и без них знаю). В случае принятия законопроекта чиновники рассчитывают сэкономить и получить дополнительно в бюджет около $30 млрд для финансирования социально-значимых программ, т.е. более 2 трлн рублей дополнительных доходов на финансирование социальных программ.
Как вы думаете, это повлияет на цены? Уложимся ли мы после принятия этого закона в прогноз ЦБ РФ, который пишет о повышении цен только на 0,6-1,5%?
Что вы об этом думаете? Что они думают – я знаю. Я каждый день читаю. Напишите, пожалуйста, комментарии, что вы думаете обо всем этом? Я нагнетаю атмосферу? Или все-таки подобные вещи пойдут нам во благо? Ведь деньги будут направлены на социальные нужды: Госдума планирует получить дополнительно 2 трлн руб. для финансирования социально значимых программ. Может быть, мне радоваться надо, а не проявлять эмоции? Напишите, пожалуйста, в комментариях свое мнение. Я вам буду очень благодарен.
Спасибо, удачи в делах.