«Субсидиарка» для налоговиков: пора отвечать за незаконные доначисления
Добрый день, уважаемые коллеги.
Искренне поздравляю всех сотрудников таможни с профессиональным праздником. И хочу таможенные органы поставить в пример налоговой инспекции и прочим министерствам и ведомствам, имеющим дело с миром бизнеса.
В этой статье речь пойдет об очень интересном документе: это Приказ Федеральной таможенной службы «Об утверждении Положения о подготовке и подаче в судебные органы исковых заявлений от имени Российской Федерации в лице ФТС России о взыскании денежных средств в порядке регресса» от 23 августа 2018 года №1325.
Этот документ касается корректировки таможенной стоимости. А именно тех случаев, когда таможня выносит квалификационные решения, после которых участники внешнеэкономической деятельности обязаны осуществлять доплату таможенных платежей. Таможня корректирует таможенную стоимость, и бизнесмены доплачивают соответствующие таможенные платежи в бюджет, когда сотрудники ведомства считают, что таможенная стоимость была занижена и пошлины должны быть выше. Естественно, бизнесмен с этим не соглашается и подает в суд.
Перейдем к приказу. Согласно данному документу, если таможня проигрывает суд, и бюджет несет потери, то конкретные должностные лица таможенной службы, допустившие неправомерную корректировку таможенной стоимости, несут ответственность рублем из своего собственного кармана. Вы представляете?
По моему мнению, таможенные органы подают шикарный пример всем госорганам РФ, и, наверное, налоговики должны взять себе на вооружение подобный приказ. Например, налоговый орган проигрывает бизнесмену арбитражный суд. Соответственно, налоговики должны компенсировать пострадавшему бизнесмену всю недополученную прибыль из бюджета. Затем налоговый орган должен предъявить в порядке регресса эти деньги, которые бюджет выплатил бизнесмену, тем сотрудникам налоговых органов, которые неправомерно доначислили ему налоги. Вот тогда бы у нас были равные правила игры и повысилась ответственность сотрудников налоговых органов. Это заставило бы их думать, прежде чем принимать решение о доначислении недоимок, пеней и штрафов.
Как у нас происходит? Бизнесмены несут субсидиарную ответственность. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, могут взыскать задолженность с «соседей» на основании взаимозависимости. На основании №266-ФЗ от 29 июля 2017 года определят контролирующих должника лиц и взыщут с них задолженность. Добавьте к этому Постановление Пленума ВС РФ №53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» от 21 декабря 2017 года и Постановление КС РФ №39-П от 8 декабря 2017 года. Плюс огромное количество писем по субсидиарке против бизнесменов. А налоговики персонально не несут никакой ответственности…
Этот Приказ ФТС России от 23 августа 2018 года №1325 – шикарный пример для подражания. Призываю все министерства и ведомства РФ последовать примеру таможенных органов и уравнять шансы между бизнесменами и чиновниками.
Правда, мои сотрудники связались с экс-таможенниками, которые высказали свое мнение, и сказали мне, что я рано радуюсь.
По моему мнению, несмотря на все подводные камни, все оптимистично: это уравнивает шансы бизнесмена на победу. Хороший приказ.
С праздником, господа таможенники! Пусть таможенная стоимость будет всегда правильной, без передергиваний и полностью соответствовать закону. И пусть у вас не будет любимчиков, а будут равные условия таможенного оформления для всех.
Спасибо, успехов в делах.
Искренне поздравляю всех сотрудников таможни с профессиональным праздником. И хочу таможенные органы поставить в пример налоговой инспекции и прочим министерствам и ведомствам, имеющим дело с миром бизнеса.
В этой статье речь пойдет об очень интересном документе: это Приказ Федеральной таможенной службы «Об утверждении Положения о подготовке и подаче в судебные органы исковых заявлений от имени Российской Федерации в лице ФТС России о взыскании денежных средств в порядке регресса» от 23 августа 2018 года №1325.
Этот документ касается корректировки таможенной стоимости. А именно тех случаев, когда таможня выносит квалификационные решения, после которых участники внешнеэкономической деятельности обязаны осуществлять доплату таможенных платежей. Таможня корректирует таможенную стоимость, и бизнесмены доплачивают соответствующие таможенные платежи в бюджет, когда сотрудники ведомства считают, что таможенная стоимость была занижена и пошлины должны быть выше. Естественно, бизнесмен с этим не соглашается и подает в суд.
Перейдем к приказу. Согласно данному документу, если таможня проигрывает суд, и бюджет несет потери, то конкретные должностные лица таможенной службы, допустившие неправомерную корректировку таможенной стоимости, несут ответственность рублем из своего собственного кармана. Вы представляете?
По моему мнению, таможенные органы подают шикарный пример всем госорганам РФ, и, наверное, налоговики должны взять себе на вооружение подобный приказ. Например, налоговый орган проигрывает бизнесмену арбитражный суд. Соответственно, налоговики должны компенсировать пострадавшему бизнесмену всю недополученную прибыль из бюджета. Затем налоговый орган должен предъявить в порядке регресса эти деньги, которые бюджет выплатил бизнесмену, тем сотрудникам налоговых органов, которые неправомерно доначислили ему налоги. Вот тогда бы у нас были равные правила игры и повысилась ответственность сотрудников налоговых органов. Это заставило бы их думать, прежде чем принимать решение о доначислении недоимок, пеней и штрафов.
Как у нас происходит? Бизнесмены несут субсидиарную ответственность. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, могут взыскать задолженность с «соседей» на основании взаимозависимости. На основании №266-ФЗ от 29 июля 2017 года определят контролирующих должника лиц и взыщут с них задолженность. Добавьте к этому Постановление Пленума ВС РФ №53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» от 21 декабря 2017 года и Постановление КС РФ №39-П от 8 декабря 2017 года. Плюс огромное количество писем по субсидиарке против бизнесменов. А налоговики персонально не несут никакой ответственности…
Этот Приказ ФТС России от 23 августа 2018 года №1325 – шикарный пример для подражания. Призываю все министерства и ведомства РФ последовать примеру таможенных органов и уравнять шансы между бизнесменами и чиновниками.
Правда, мои сотрудники связались с экс-таможенниками, которые высказали свое мнение, и сказали мне, что я рано радуюсь.
Экс-таможенники
Прочитав этот приказ, мы подумали, что это шутка, но он на самом деле существует. В соответствии с этим приказом, если действия сотрудников таможни были оспорены судом, то ответственность ложится на должностных лиц. Вроде бы, все нормально. И, по нашему мнению, этот приказ издали, потому что таможня периодически проигрывает судебные споры, связанные с корректировкой таможенной стоимости (КТС). Мы думаем, что это связано с тем, что количество проигранных дел в судах составляет порядка 70-80%.
Как обычно происходит? Таможня считает, что таможенная стоимость указана неверно, и производит ее корректировку: идет доначисление таможенных платежей в бюджет. Вроде бы, все нормально. Бюджет получает деньги, таможня выполняет план. Проходит время, и участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в отношении которого выносилась корректировка таможенной стоимости (КТС), подает в суд. Обычно КТС происходит с контрактами, заключенными на большие суммы, причем в валюте.Предположим, что бизнесмен выигрывает суд. И в результате корректировки таможенной стоимости, которая была оспорена в суде, эти большие суммы, в виде доплаченных таможенных платежей, изымаются из бюджета.
За эти «изъятые» из бюджета деньги нужно каждый раз отчитываться: почему так получилось, почему прошла корректировка таможенной стоимости, почему в суде ее оспорили.
Остановимся на этом моменте подробнее.С момента вынесения решения о КТС и начинается судебная тяжба, главная цель которой: получить подтверждение уже уплаченных первоначальных таможенных платежей, как правило, заниженных. А самое лучшее подтверждение – это решение суда.
Это устраивает всех: и должностных лиц таможенных органов, и участника ВЭД, ведь, есть решение суда. С этого момента начинается фактически демпинг по данному товару.
После доплаты таможенных платежей по КТС и вынесении судебного решения, эти средства благополучно возвращаются участнику ВЭД, плюс, все издержки, в том числе судебные. Таким образом, из бюджета «вытаскиваются» средства… Либо, чтобы реально не вытаскивать эти средства из бюджета, они зачисляются участнику ВЭД в счет уплаты последующих таможенных платежей.
Все новое – это хорошо забытое старое. Раньше – конфискат, а сейчас – КТС. Суть одна – занизить таможенные платежи. Разница лишь в том, что раньше никто «не лез» в бюджет.
Этот приказ очень выгоден крупным участникам ВЭД: мелкие участники внешнеэкономической деятельности «КТСятся» и даже не спорят. К тому же, они не в состоянии «вытащить» такое количество денег из бюджета, чтобы Минфин и ФТС озаботились такой проблемой.
Должностных лиц таможенных органов этот приказ тоже устраивает: при всей «грозности» приказа они получили основания уходить от КТС, что, в свою очередь, может повлиять на качества досмотра и на принятие квалификационного решения. Зачем, например спорить о стране происхождения товара? Ведь проще получить таможенный платеж.
Чем еще грозит этот приказ? Ответственностью должностных лиц таможенных органов за неправомерную корректировку таможенной стоимости. Будут ли таможенники проводить досмотр, зная об ответственности? Сомневаемся… Они будут проводить досмотр «сквозь пальцы». Потому что, если вдруг они что-то выявят и произойдет корректировка таможенной стоимости, они могут понести ответственность…
Представьте, что под это можно провезти на территорию России? Например, товары, завезенные из стран, на которые Россией наложены санкции, под видом товаров из стран ЕАЭС. А в этом случае получается, что, как бы, нет запрещенных к ввозу товаров. т.е. по факту они есть, а по сути, их нет. Поэтому, мы предполагаем, что это приведет к провозу импортного товара, на который наложены ограничения. А, может быть, и запрещенных к ввозу товаров… Вот такая возможная скрытая сторона этого приказа.
Должностное лицо таможенных органов ответит в случае неправомерной КТС, но это лицо не в состоянии компенсировать все затраты, которые понес бюджет. Т.к. в Приказе ответственность рублем, а не за совершенное правонарушение (например, правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом). Сколько можно получить с должностного лица таможенного органа? Чтобы с него хоть что-то получить, его нужно наказать, а чтобы его наказать, необходимо провести служебную проверку. А это уже работает другой приказ: приказ о проведении служебных проверок и ТК РФ.
Хочется задать один вопрос: а сколько за неправомерную КТС привлечено сотрудников таможенных органов, хотя бы, за шесть месяцев 2018 года.? Необходимость Приказа не в борьбе с неправомерными КТС, а с КТС, которые возвращаются из бюджета.
Кстати, таможня уже назвала этот приказ «Таможенной ипотекой». Чувства юмора таможенникам не занимать…
Прочитав этот приказ, мы подумали, что это шутка, но он на самом деле существует. В соответствии с этим приказом, если действия сотрудников таможни были оспорены судом, то ответственность ложится на должностных лиц. Вроде бы, все нормально. И, по нашему мнению, этот приказ издали, потому что таможня периодически проигрывает судебные споры, связанные с корректировкой таможенной стоимости (КТС). Мы думаем, что это связано с тем, что количество проигранных дел в судах составляет порядка 70-80%.
Как обычно происходит? Таможня считает, что таможенная стоимость указана неверно, и производит ее корректировку: идет доначисление таможенных платежей в бюджет. Вроде бы, все нормально. Бюджет получает деньги, таможня выполняет план. Проходит время, и участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в отношении которого выносилась корректировка таможенной стоимости (КТС), подает в суд. Обычно КТС происходит с контрактами, заключенными на большие суммы, причем в валюте.Предположим, что бизнесмен выигрывает суд. И в результате корректировки таможенной стоимости, которая была оспорена в суде, эти большие суммы, в виде доплаченных таможенных платежей, изымаются из бюджета.
За эти «изъятые» из бюджета деньги нужно каждый раз отчитываться: почему так получилось, почему прошла корректировка таможенной стоимости, почему в суде ее оспорили.
Остановимся на этом моменте подробнее.С момента вынесения решения о КТС и начинается судебная тяжба, главная цель которой: получить подтверждение уже уплаченных первоначальных таможенных платежей, как правило, заниженных. А самое лучшее подтверждение – это решение суда.
Это устраивает всех: и должностных лиц таможенных органов, и участника ВЭД, ведь, есть решение суда. С этого момента начинается фактически демпинг по данному товару.
После доплаты таможенных платежей по КТС и вынесении судебного решения, эти средства благополучно возвращаются участнику ВЭД, плюс, все издержки, в том числе судебные. Таким образом, из бюджета «вытаскиваются» средства… Либо, чтобы реально не вытаскивать эти средства из бюджета, они зачисляются участнику ВЭД в счет уплаты последующих таможенных платежей.
Все новое – это хорошо забытое старое. Раньше – конфискат, а сейчас – КТС. Суть одна – занизить таможенные платежи. Разница лишь в том, что раньше никто «не лез» в бюджет.
Этот приказ очень выгоден крупным участникам ВЭД: мелкие участники внешнеэкономической деятельности «КТСятся» и даже не спорят. К тому же, они не в состоянии «вытащить» такое количество денег из бюджета, чтобы Минфин и ФТС озаботились такой проблемой.
Должностных лиц таможенных органов этот приказ тоже устраивает: при всей «грозности» приказа они получили основания уходить от КТС, что, в свою очередь, может повлиять на качества досмотра и на принятие квалификационного решения. Зачем, например спорить о стране происхождения товара? Ведь проще получить таможенный платеж.
Чем еще грозит этот приказ? Ответственностью должностных лиц таможенных органов за неправомерную корректировку таможенной стоимости. Будут ли таможенники проводить досмотр, зная об ответственности? Сомневаемся… Они будут проводить досмотр «сквозь пальцы». Потому что, если вдруг они что-то выявят и произойдет корректировка таможенной стоимости, они могут понести ответственность…
Представьте, что под это можно провезти на территорию России? Например, товары, завезенные из стран, на которые Россией наложены санкции, под видом товаров из стран ЕАЭС. А в этом случае получается, что, как бы, нет запрещенных к ввозу товаров. т.е. по факту они есть, а по сути, их нет. Поэтому, мы предполагаем, что это приведет к провозу импортного товара, на который наложены ограничения. А, может быть, и запрещенных к ввозу товаров… Вот такая возможная скрытая сторона этого приказа.
Должностное лицо таможенных органов ответит в случае неправомерной КТС, но это лицо не в состоянии компенсировать все затраты, которые понес бюджет. Т.к. в Приказе ответственность рублем, а не за совершенное правонарушение (например, правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом). Сколько можно получить с должностного лица таможенного органа? Чтобы с него хоть что-то получить, его нужно наказать, а чтобы его наказать, необходимо провести служебную проверку. А это уже работает другой приказ: приказ о проведении служебных проверок и ТК РФ.
Хочется задать один вопрос: а сколько за неправомерную КТС привлечено сотрудников таможенных органов, хотя бы, за шесть месяцев 2018 года.? Необходимость Приказа не в борьбе с неправомерными КТС, а с КТС, которые возвращаются из бюджета.
Кстати, таможня уже назвала этот приказ «Таможенной ипотекой». Чувства юмора таможенникам не занимать…
С праздником, господа таможенники! Пусть таможенная стоимость будет всегда правильной, без передергиваний и полностью соответствовать закону. И пусть у вас не будет любимчиков, а будут равные условия таможенного оформления для всех.
Спасибо, успехов в делах.