Роуминг в ЭДО, взгляд на текущее состояние дел, 1С-ЭДО

Как и обещал ранее, начну рассказывать про ЭДО. Сейчас опубликую 2 статьи сразу, в одной расскажу в целом про ЭДО и роуминг, вторая статья уже про сервис 1С-ЭДО.

Я постарался изложить статью максимально кратко, ориентируюсь на конечного пользователя, для детализации буду приводить ссылки на достоверные источники.

Что такое роуминг? Роуминг - технология обмена юридически значимыми электронными документами между операторами электронного документооборота (ЭДО). Для пользователя это возможность обмениваться с контрагентами не зависимо от того, какой у них оператор ЭДО (Тензор, СКБ Контур, Калуга-астрал и т.д.), далее оператор ЭДО. Но на практике к сожалению, все далеко не так.

Собственно, исторически сложилось так что на начальном этапе не закладывали организацию роуминга между операторами ЭДО, и каждый старался различными способами захватить рынок под себя, так до сих пор и происходит. Потом ФНС выпустило требования для операторов ЭДО о том, что они обязаны работать над межоператорским взаимодействием, почитать можно в статье клерка.

На текущий момент роуминг реализован в 2-х разных технологиях:

1. Настройка прямого обмена между двумя абонентами разных операторов ЭДО. Как правило делается по заявке, в ручном режиме в течении нескольких дней.

2. Обмен через роуминговый центр – более совершенная технология, позволяет настраивать обмен между разными операторами ЭДО в автоматическом режиме которые поддерживают данный роуминг. При этом обмен происходит между разными операторами ЭДО через роуминговый центр.

Какой вариант выбрать?

Я лично за второй вариант - обмен через роуминговый центр. Межоператорское взаимодействие налажено по единому формату обмена роумингового центра, под него подстраиваются операторы ЭДО. Технология более совершенная и ее будут развивать в дальнейшем - будут подключаться все больше и больше операторов ЭДО к роумингу. В последствии можно реализовать полноценный роуминг – знаете идентификатор абонента? отправляете ему документы, словно с МТС позвонили на номер Билайн.

Роуминговый центр есть у 1С, организован в рамках сервиса 1С-ЭДО, входит в РОСЭО, на сайте РОСЭО в рабочей группе по роумингу значится как «Роуминговый центр Софтехно».
Поддержка по первому формату не так удобна - ну как минимум потому что нужно вести настройку вручную, через вашего оператора ЭДО. Сколько операторов ЭДО столько и будет настроек, более того это нужно регулярно поддерживать. С моей точки зрения я не уверен что эта технология сможет надежно и без сбоев работать, например кто то из операторов сменил формат обмена.

Итого, что мы имеем на текущий момент:

- есть около 60 операторов ЭДО;

- 3 роуминговых центра в рамках рабочей группы РОСЭО;

- несколько роумингов центров не входящих в РОСЭО, организованных операторами ЭДО на личных договоренностях, например вот этот;

Более того встает вопрос обмена между роуминговыми центрами входящими и не входящими в РОСЭО? Его скорее всего нет.

Как быть если роуминг нужен? На мой взгляд ориентироваться нужно на те роуминговые центры который входят в РОСЭО, так как все они поддерживают единый формат для обмена данными разработанный участниками РОСЭО. Для пользователей программ 1С удобнее, если обмен будет настроен через сервис «1С-ЭДО» который собственно и является роуминговым центром. А в нем можно выбрать доступный для автоматической настройки оператор ЭДО. Все роуминговые центры которые входят в РОСЭО имеют один и тот же формат обмена, а следовательно в будущем вполне возможно настроить обмен между роумингами или вообще соединить все в один.

А вот те роуминговыйе центры которые не входят в РОСЭО в большинстве случаев использует собственный формат обмена и нет уверенности в том, что он долго проработает. Поэтому если, например, у вас наберется порядка 100 контрагентов в обмене, а роуминговый центр перестанет работать то настройку обмена для них придется повторить уже в другом роуминговом центре, что не удобно.

В целом, если смотреть тенденцию развития рынка ЭДО, то положительные сдвиги видны: если раньше роуминг был только на бумаге, то за последний год есть реальное движения трафика что подтверждают в своих докладах многие крупные операторы ЭДО. При подключении выбирайте оператора который поддерживает роуминг входящий в РОСЭО, пользователям 1С смелом можно использовать 1С-ЭДО, если с кем то из операторов на текущий момент обмена нет, лучше подождать!

Разумеется, в работе встречаются технические сложности, возможны кратковременные сбои но все решается. В любом случае роумингом пользоваться нужно, за этим будущее и сложности, которые встречаются нужно преодолевать. Пользователям 1С можно рассчитывать на поддержку партнеров 1С, если партнер отказыватеся подключать ЭДО, обращайтесь в 1С или ищите других партнеров для обслуживания - на рынке достаточно много хороших компаний.

Возможности сервиса 1С-ЭДО для работа в роуминге, основные моменты с настройкой и работой я рассмотрю в следующей статье.

Комментарии:
Прошу обратить внимание, что это все мое видение на ситуацию, вполне возможно что кто то с этим в корне не согласен, поэтому пишите замечания и комментарии!
 

Подтвердите удаление записи