Зеленец
Зеленец
Монахи Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря не любят принимать туристов, мешающих им спасаться. Они ушли от мира, а мир достаёт. Цель монашеской жизни - личное спасение келейными молитвами. Самые достойные - молятся за других. Зеленец находится на острове посреди болот между Тихвинской дорогой и Волховом, там есть железнодорожная платформа, но мы ехали по грунтовке, вдоль которой много венков – водители съезжают по пьяни в болото.
В Зеленецком монастыре я была в 1992 году – тогда его только-только передали церкви. Я монастырь почти не запомнила, только монаха, упорно не хотевшего нас пускать (экскурсия была устроена от моей тогдашней инженерской работы). Мне почему-то казалось, что купола там - в псевдовизантийском стиле, но я ошиблась. Монастырь более-менее приведён в божеский вид за последние пять лет. Сейчас купола в лесах. Их недавно обшивали медью, но гвозди использовали железо. Результат - гальваническая пара, придётся заново крыть.
И ещё Зеленец мне запомнился клюквой, которую вёдрами продавали местные жители.
Как всегда, наш экскурсовод Андрей по дороге рассказывал о местах, которые мы проезжали. Лиговка - старая шведско-новгородская дорога. Кошка залезает на чердак и слезать не хочет - к наводнению. Губернаторша продала под рестораны помещения, где при советской власти были общественные туалеты. Сейчас с этими полезными заведениями на Невском проблема - остались при крупных магазинах и кафе. Не, это свинство. Старожил, конечно, в такой общепит не пойдёт, а вот какого пообедавшему человеку узнать такую милую подробность о ресторане? Кстати о гостях нашего города. Питерцы живут по часам – пятнадцать минут есть пятнадцать минут. Для москвичей 15 минут - 25, краснодарцев - 40, одесситов - 1-50 (по подсчётам нашего экскурсовода).
Монастыри северо-западного региона официально образованы, начиная со времён Ивана Грозного, но насельники без документов были и раньше. В монастыре есть и миряне – раньше они назывались служки, теперь трудники. Как правило, трудниками живут в монастыре года три. Но может быть и больше. После этого трудники надевает рясу и камелавку (шапочку) и становится рясофорным послушником, которому до пострига поручаются низовые чёрные работы. Только после этого послушник принимает обряд и обеты нестяжания, послушания, целомудрия. Человеку меняют имя, и он становится мантийным монахом. Монах-священник называется иеромонахом. Келарь добывает на жизнь. Монах дьякон, иеродьякон. Послушание может быть самое разное – например, сварщик и экскурсовод. Одно время в Зеленце жил монах, специалист по садам. Но в апреле его творчество оценить сложно, да он к тому же уехал.
Монастыри Санкт-Петербургской епархии меньше псковких. Больше женских монастырей, что считается признаком кризиса. В монахини не было принято было постригать раньше 45 лет, теперь - младше.
Рай - четырёхугольник, по 12 ворот. В монастырях, конечно – меньше, четыре, по одним в каждой стене. Обычно есть и надвратные церкви, но в Зеленце сохранились не все.
Соборная площадь шириной с высоту собора. При советской власти в соборе продсклад был. В Зеленецком монастыре собор, как и сам монастырь – Троицкий (1684 год).Собор отличается от церкви тем, что в нём идёт полный богослужебный цикл, 9 служб ежедневно (если служба вообще ведётся). Троицкий собор не отапливаемый, так что служат в нём летом.
В холодной церкви богослужения по праздникам, в тёплой - обычные. Зимой служат в тёплой Благовещенская церковь с трапезной (1680). Железяки под сводами церкви – старинные укрепляющие конструкции.Икона святого Мартирия Зеленецкого, основателя монастыря. Святой Мартиний был нестяжателем, т.е. придерживался учения (самый знаменитый представитель – святой Нил Сорский), что церковь должна быть бедной, монахи – питаться трудами рук своих. Сам он плёл лапти местным жителям. Нестяжатели считали, что заботы о крепостных мешают спасению. Но верх взяли сторонники богатой церкви – иосифляне, по имени святого Иосифа Волоцкого, рассуждавшего иначе: монастыри должны быть богаты, чтобы кормить крестьян в голод, и чтобы дворяне в монахи шли.
Между собором и церковью - колокольня и кладбище. По периметру - жилые корпуса, за оградой – колодец с освящённой водой.
Икон в церкви немного. Мне понравился ангел, похоже на новгородскую школу, дивное Благовещение вышивкой, и совершенно необыкновенная композиция Богоматери, целующей руку младенцу – никогда раньше такой не видела. В сообществе "Архитектурное наследие" мне любезно рассказали, что такая икона называется "Отрада и утешение".
Трапезная строится так, чтобы при входе-выходе монах не оказался спиной к церкви. В трапезной нас кормили обедом, как когда-то Елизавету Петровну с её тайным мужем Алексеем Разумовским. Постно, но вкусно. Думаю, царицу угощали не хуже. Перед обедом и после него все помолились.
Андрей рассказывал об устройстве монастыря, но от проповедей нам воздерживался. Мирянин по канону не имеет права заниматься миссионерской деятельностью, хотя, конечно, может рассказать об отдельных обрядах и правилах разговора со священнослужителями. Не надо креститься перед разговором со священником. Креститься, стоять на коленях - только когда положено. Меньше экзальтации. Если мысль о ногах мешает молиться, то можно сесть. Свечи ставить, не зажигая. Их затеплят перед службой. Жена священника - не матушка, а сестра. Матушка - настоятельница монастыря. Батюшка - священник. Монах - брат. Напоследок экскурсовод посоветовал: "Не занимайтесь православным шаманизмом ", вернее, передал слова отца Иоанна, и с большим скепсисом рассказал о каком-то крестном ходе Петербург-Екатеринбург в честь увеличения рождаемости: "лучше бы пошли полы в роддомах мыть".
Монастырь ставропигиальный, т.е. когда-то богатый, подчинён патриарху. Из-за удалённости и затерянности в болотах использовался для ссылки провинившихся лиц духовного звания.
Подворье Зеленецкого монастыря находится в Лавре. Здесь живёт игумен. До революции эта должность была синекурой профессоров Духовной академии, некоторые из которых ни разу не выбирались в свой монастырь.
Один из настоятелей, Корнилий, хотел сделать Зеленец богатым, насильно привёл крестьян.
В каждом монастыре - свой устав. Где-то пьют кофе, где-то нет, где-то любят туристов, где-то нет. Головной убор при посещении монастыря женщинам обязателен, а о брюках в библии ничего не сказано, так что юбок нам не выдавали, хотя в Печоре иные порядки. Ограда может быть чисто символической - отгороженность от мира, XIX век, а может быть всерьёз. Угловые башенки – единственное, что пристроили позже XYII века.
Если государство финансирует монастырь, то и гарнизон при нём – тоже. В таких случаях на монастырь возлагается оборонительная задача и крещение местного населения. До Сергия Радонежского были распространены особно-житенские монастыри, т.е. у каждого своя келья и источник существования. В результате
монастырь не становится образцом святой жизни. Начинается имущественное расслоение, а кто хочет святой жизни – в пустынь. За ним – ученики, вклады, крестьяне. (Ключевский). Россию осваивали монахи.
После Сергия Радонежского получил распространение общежитский тип монастыря. Никакие деяния в миру не препятствуют уйти в монастырь. Из бухгалтеров, из рок-музыкантов, из уголовников, из садоводов, инженеров. Родители привозят алкоголиков, наркоманов. Несколько лет назад один из трудников бывший уголовник сжёг в церкви иконы.
Чем в монастыре строже, тем больше монахи улыбаются. С XIV века устав Сергия Радонежского запретил издевательство над организмом. Пост - ограничение в преддверии Пасхи, а не диета.
Ко времени Екатерины II треть полезных земель - монастырские. Монахи не хотели пахать. Содержало государство. Монахи из мелких монастырей перешли в крупные.
Приграничная зона есть приграничная зона. Упаси Бог жить в ней в смуту. Один из коренных народов - водлян Гитлер отправил в Финляндию, потом Маннергейм вернул, а Сталин - в места не столь отдалённые. Есть два средних учебных заведения на вепском. Самый древний из финских народов. Осталось тысяч пять. И в сети о них – Яндекс выдаёт только четыре ссылки, две из которых – на мой рассказ об экскурсии "От Руси изначальной до Рериха", размещённый на разных ресурсах, в т.ч. без моего ведома и ссылки. Водляне – чухонское племя, у чухны другой язык, чем у финнов.
Около Ниеншанца два могильника по две тысячи трупов. Сначала отряд Петра Потёмкина вырезал [url=http://fortress.vif2.ru/list/nienschanz/] Ниеншанц, а потом отряды Понтуса Делагарди - село Спасское. Хоть варяги не хулиганили, хорошо погулявшие по Европе – на Руси удрать через речные пороги трудно, а у них тактика – налетел, грабанул, удрал в родные фиорды. Да, ещё варяги воинов-гребцов называли руотси.
Злоключения местных жителей средними веками не закончилось. Постановлением 1946 года ингенманландским финнам было запрещено селиться в Ленобласти. Но за взятки меняли пятую графу или позволяли просочиться между законами. Семья моего деда с детьми кочевала по области – знакомые подсказывали, когда ждать проверок.
По дороге в Зеленец мы проезжали город Волхов. Волховская ГЭС построена на порогах - первенец ГОЭЛРО. Оборудование - немецкое, 20-х годов. Нынче самый быстрый интернет в Волхове - 600 руб. безлимитка на 1Мб/с. ГЭС я не щёлкнула, только мост.
Зеленецкий монастырь в своё время отдали Волховскому комбинату, устроившему сельхозпосёлок. Но после перестройки народ разбежался, остались пенсионерки, алкоголики, потребляющие "Льдинку". Похоже, всё-таки есть и нормальные хозяева, или дачники – не все дома ужасны.
Предупреждение: не покупать рыбу на трассе. Её закупают мороженой, коптят в Питере, хранят в ящиках неделями и где-то в Юшково продают вдвое дороже, чем в городе, выдавая за ладожскую. В том числе какую-то тихоокеанскую. На Ладоге промышленного лова нет. Если что ловят и коптят, то только в частном порядке, мало и летом. Лесовозы раздалбывают дорогу, и вообще вырубка ведётся хищнически, без восстановительных лесопосадок. Сами вырастают только берёзы - сорное дерево. В Санкт-Петербургской губернии за незаконную вырубку леса вешали – Пётр был крутенек.
Запись размещена в сообществах:
ПРОГУЛКИ ПУТЕШЕСТВИЯ
А мы идем, шагаем по Земле!
Путешествие по России...
ОТЗЫВЫ о путешествиях
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Провинции России
Клуб фотопутешествий
Туризм в России
Архитектурное наследие
Все монастыри мира
Монахи Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря не любят принимать туристов, мешающих им спасаться. Они ушли от мира, а мир достаёт. Цель монашеской жизни - личное спасение келейными молитвами. Самые достойные - молятся за других. Зеленец находится на острове посреди болот между Тихвинской дорогой и Волховом, там есть железнодорожная платформа, но мы ехали по грунтовке, вдоль которой много венков – водители съезжают по пьяни в болото.
В Зеленецком монастыре я была в 1992 году – тогда его только-только передали церкви. Я монастырь почти не запомнила, только монаха, упорно не хотевшего нас пускать (экскурсия была устроена от моей тогдашней инженерской работы). Мне почему-то казалось, что купола там - в псевдовизантийском стиле, но я ошиблась. Монастырь более-менее приведён в божеский вид за последние пять лет. Сейчас купола в лесах. Их недавно обшивали медью, но гвозди использовали железо. Результат - гальваническая пара, придётся заново крыть.
И ещё Зеленец мне запомнился клюквой, которую вёдрами продавали местные жители.
Как всегда, наш экскурсовод Андрей по дороге рассказывал о местах, которые мы проезжали. Лиговка - старая шведско-новгородская дорога. Кошка залезает на чердак и слезать не хочет - к наводнению. Губернаторша продала под рестораны помещения, где при советской власти были общественные туалеты. Сейчас с этими полезными заведениями на Невском проблема - остались при крупных магазинах и кафе. Не, это свинство. Старожил, конечно, в такой общепит не пойдёт, а вот какого пообедавшему человеку узнать такую милую подробность о ресторане? Кстати о гостях нашего города. Питерцы живут по часам – пятнадцать минут есть пятнадцать минут. Для москвичей 15 минут - 25, краснодарцев - 40, одесситов - 1-50 (по подсчётам нашего экскурсовода).
Монастыри северо-западного региона официально образованы, начиная со времён Ивана Грозного, но насельники без документов были и раньше. В монастыре есть и миряне – раньше они назывались служки, теперь трудники. Как правило, трудниками живут в монастыре года три. Но может быть и больше. После этого трудники надевает рясу и камелавку (шапочку) и становится рясофорным послушником, которому до пострига поручаются низовые чёрные работы. Только после этого послушник принимает обряд и обеты нестяжания, послушания, целомудрия. Человеку меняют имя, и он становится мантийным монахом. Монах-священник называется иеромонахом. Келарь добывает на жизнь. Монах дьякон, иеродьякон. Послушание может быть самое разное – например, сварщик и экскурсовод. Одно время в Зеленце жил монах, специалист по садам. Но в апреле его творчество оценить сложно, да он к тому же уехал.
Монастыри Санкт-Петербургской епархии меньше псковких. Больше женских монастырей, что считается признаком кризиса. В монахини не было принято было постригать раньше 45 лет, теперь - младше.
Рай - четырёхугольник, по 12 ворот. В монастырях, конечно – меньше, четыре, по одним в каждой стене. Обычно есть и надвратные церкви, но в Зеленце сохранились не все.
Соборная площадь шириной с высоту собора. При советской власти в соборе продсклад был. В Зеленецком монастыре собор, как и сам монастырь – Троицкий (1684 год).Собор отличается от церкви тем, что в нём идёт полный богослужебный цикл, 9 служб ежедневно (если служба вообще ведётся). Троицкий собор не отапливаемый, так что служат в нём летом.
В холодной церкви богослужения по праздникам, в тёплой - обычные. Зимой служат в тёплой Благовещенская церковь с трапезной (1680). Железяки под сводами церкви – старинные укрепляющие конструкции.Икона святого Мартирия Зеленецкого, основателя монастыря. Святой Мартиний был нестяжателем, т.е. придерживался учения (самый знаменитый представитель – святой Нил Сорский), что церковь должна быть бедной, монахи – питаться трудами рук своих. Сам он плёл лапти местным жителям. Нестяжатели считали, что заботы о крепостных мешают спасению. Но верх взяли сторонники богатой церкви – иосифляне, по имени святого Иосифа Волоцкого, рассуждавшего иначе: монастыри должны быть богаты, чтобы кормить крестьян в голод, и чтобы дворяне в монахи шли.
Между собором и церковью - колокольня и кладбище. По периметру - жилые корпуса, за оградой – колодец с освящённой водой.
Икон в церкви немного. Мне понравился ангел, похоже на новгородскую школу, дивное Благовещение вышивкой, и совершенно необыкновенная композиция Богоматери, целующей руку младенцу – никогда раньше такой не видела. В сообществе "Архитектурное наследие" мне любезно рассказали, что такая икона называется "Отрада и утешение".
Трапезная строится так, чтобы при входе-выходе монах не оказался спиной к церкви. В трапезной нас кормили обедом, как когда-то Елизавету Петровну с её тайным мужем Алексеем Разумовским. Постно, но вкусно. Думаю, царицу угощали не хуже. Перед обедом и после него все помолились.
Андрей рассказывал об устройстве монастыря, но от проповедей нам воздерживался. Мирянин по канону не имеет права заниматься миссионерской деятельностью, хотя, конечно, может рассказать об отдельных обрядах и правилах разговора со священнослужителями. Не надо креститься перед разговором со священником. Креститься, стоять на коленях - только когда положено. Меньше экзальтации. Если мысль о ногах мешает молиться, то можно сесть. Свечи ставить, не зажигая. Их затеплят перед службой. Жена священника - не матушка, а сестра. Матушка - настоятельница монастыря. Батюшка - священник. Монах - брат. Напоследок экскурсовод посоветовал: "Не занимайтесь православным шаманизмом ", вернее, передал слова отца Иоанна, и с большим скепсисом рассказал о каком-то крестном ходе Петербург-Екатеринбург в честь увеличения рождаемости: "лучше бы пошли полы в роддомах мыть".
Монастырь ставропигиальный, т.е. когда-то богатый, подчинён патриарху. Из-за удалённости и затерянности в болотах использовался для ссылки провинившихся лиц духовного звания.
Подворье Зеленецкого монастыря находится в Лавре. Здесь живёт игумен. До революции эта должность была синекурой профессоров Духовной академии, некоторые из которых ни разу не выбирались в свой монастырь.
Один из настоятелей, Корнилий, хотел сделать Зеленец богатым, насильно привёл крестьян.
В каждом монастыре - свой устав. Где-то пьют кофе, где-то нет, где-то любят туристов, где-то нет. Головной убор при посещении монастыря женщинам обязателен, а о брюках в библии ничего не сказано, так что юбок нам не выдавали, хотя в Печоре иные порядки. Ограда может быть чисто символической - отгороженность от мира, XIX век, а может быть всерьёз. Угловые башенки – единственное, что пристроили позже XYII века.
Если государство финансирует монастырь, то и гарнизон при нём – тоже. В таких случаях на монастырь возлагается оборонительная задача и крещение местного населения. До Сергия Радонежского были распространены особно-житенские монастыри, т.е. у каждого своя келья и источник существования. В результате
монастырь не становится образцом святой жизни. Начинается имущественное расслоение, а кто хочет святой жизни – в пустынь. За ним – ученики, вклады, крестьяне. (Ключевский). Россию осваивали монахи.
После Сергия Радонежского получил распространение общежитский тип монастыря. Никакие деяния в миру не препятствуют уйти в монастырь. Из бухгалтеров, из рок-музыкантов, из уголовников, из садоводов, инженеров. Родители привозят алкоголиков, наркоманов. Несколько лет назад один из трудников бывший уголовник сжёг в церкви иконы.
Чем в монастыре строже, тем больше монахи улыбаются. С XIV века устав Сергия Радонежского запретил издевательство над организмом. Пост - ограничение в преддверии Пасхи, а не диета.
Ко времени Екатерины II треть полезных земель - монастырские. Монахи не хотели пахать. Содержало государство. Монахи из мелких монастырей перешли в крупные.
Приграничная зона есть приграничная зона. Упаси Бог жить в ней в смуту. Один из коренных народов - водлян Гитлер отправил в Финляндию, потом Маннергейм вернул, а Сталин - в места не столь отдалённые. Есть два средних учебных заведения на вепском. Самый древний из финских народов. Осталось тысяч пять. И в сети о них – Яндекс выдаёт только четыре ссылки, две из которых – на мой рассказ об экскурсии "От Руси изначальной до Рериха", размещённый на разных ресурсах, в т.ч. без моего ведома и ссылки. Водляне – чухонское племя, у чухны другой язык, чем у финнов.
Около Ниеншанца два могильника по две тысячи трупов. Сначала отряд Петра Потёмкина вырезал [url=http://fortress.vif2.ru/list/nienschanz/] Ниеншанц, а потом отряды Понтуса Делагарди - село Спасское. Хоть варяги не хулиганили, хорошо погулявшие по Европе – на Руси удрать через речные пороги трудно, а у них тактика – налетел, грабанул, удрал в родные фиорды. Да, ещё варяги воинов-гребцов называли руотси.
Злоключения местных жителей средними веками не закончилось. Постановлением 1946 года ингенманландским финнам было запрещено селиться в Ленобласти. Но за взятки меняли пятую графу или позволяли просочиться между законами. Семья моего деда с детьми кочевала по области – знакомые подсказывали, когда ждать проверок.
По дороге в Зеленец мы проезжали город Волхов. Волховская ГЭС построена на порогах - первенец ГОЭЛРО. Оборудование - немецкое, 20-х годов. Нынче самый быстрый интернет в Волхове - 600 руб. безлимитка на 1Мб/с. ГЭС я не щёлкнула, только мост.
Зеленецкий монастырь в своё время отдали Волховскому комбинату, устроившему сельхозпосёлок. Но после перестройки народ разбежался, остались пенсионерки, алкоголики, потребляющие "Льдинку". Похоже, всё-таки есть и нормальные хозяева, или дачники – не все дома ужасны.
Предупреждение: не покупать рыбу на трассе. Её закупают мороженой, коптят в Питере, хранят в ящиках неделями и где-то в Юшково продают вдвое дороже, чем в городе, выдавая за ладожскую. В том числе какую-то тихоокеанскую. На Ладоге промышленного лова нет. Если что ловят и коптят, то только в частном порядке, мало и летом. Лесовозы раздалбывают дорогу, и вообще вырубка ведётся хищнически, без восстановительных лесопосадок. Сами вырастают только берёзы - сорное дерево. В Санкт-Петербургской губернии за незаконную вырубку леса вешали – Пётр был крутенек.
Запись размещена в сообществах:
ПРОГУЛКИ ПУТЕШЕСТВИЯ
А мы идем, шагаем по Земле!
Путешествие по России...
ОТЗЫВЫ о путешествиях
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Провинции России
Клуб фотопутешествий
Туризм в России
Архитектурное наследие
Все монастыри мира