Поиск Написать

Новый закон «О бухгалтерском учете» и попытки отменить налоговый учет

Поводом для написания этой статьи послужило активно обсуждаемая инициатива «Деловой России» по отмене налогового учета. Эта инициатива, в целом поддержанная Президентом , оказалась «напрямую» нереализуемой, поэтому был выбран способ ухода от сложного налогового учета через его сближение с бухгалтерским . В этой связи интересным представляется рассмотреть предстоящие изменения в регулировании самого бухгалтерского учета, связанные со вступлением в силу с 01 января 2013 года нового Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Рассмотрим наиболее важные изменения.
Изменение 1 – отмена обязательного использования типовых унифицированных форм первичной учетной документации.
Сторонники отмены радуются: теперь налоговики не смогут по формальным признакам исключать из налоговых расходов некоторые суммы, оформленные с нарушениями.
Хотя на самом деле такая отмена - это удар ниже пояса как по бухгалтерскому учету, так и по идее его сближения с налоговым. Почему, спросите вы?
Представьте, что вы приходите получать заработную плату, а вместо привычной платежной ведомости (которая, кстати, сейчас унифицированная форма Т-53) вам предлагают расписаться в тетрадке, или в амбарной книге, или в реестре получателей, или в документе с названием «расписка». Вы удивитесь? Станете в ней расписываться? А если документ будет называться «вескель»?? (специально для юристов).
Вы спросите, зачем нормальному бухгалтеру и директору придумывать какие-то новые документы для себя? Правильно, нормальные придумывать то и не будут. А вот те, кто захочет «уклониться» и «укрыться» от ока государева, взирающего за правильностью уплаты налогов, обрадуются и начнут изобретать новые схемы обхода налогов и различных налоговых «минимизаций».
Второй негативный момент – это просто хаос в документообороте. Унификация и стандартизация – основы документооборота, и их отмена откинет всю систему учета и документооборота на несколько шагов назад.
Ведь кроме платежных ведомостей существует множество документов, которые сейчас едины для всех организаций – как раз те самые «унифицированные формы»: накладные, доверенности, акты, кассовые и банковские документы. И если кассовые и банковские документы перемены скорее всего не затронут (не позволит ЦБ РФ), то вместо накладной вы сможете получить от поставщика «закладную», «опись товаров», «перечень» и еще бог знает что. Что будет делать с этими документами нормальный кладовщик или бухгалтер? А если их пришлют по почте? Хаос и отсутствие необходимых документов, и как следствие – несвоевременное или неправильное отражение совершенных операций в учете и отчетности – вот второе следствие отмены унифицированных форм.
Изменение 2 – исключение упоминания ответственности лиц, подписавших документ.
Согласно п. 4 ст. 9 нынешнего Закона «О бухгалтерском учете»№129-ФЗ, своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. В новом законе указание на ответственность лиц отсутствует, что еще более усугубляет общий негативный характер новых правил регулирования. Получается, какой-бы правильный или НЕправильный документ ни придумала или составила организация или отдельные ее работники, они вроде и не несут за это ответственности. Простите, а что это тогда за документ, если подписавшие его не отвечают? Директор (заместитель, главный инженер и т.п.) подписал акт приемки неработающего объекта – и не отвечает за это? Кладовщик принял «вымышленный» товар по накладной, и не отвечает за это?
Изменение 3 – исключена обязательная подпись руководителя организации, главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц на документах с денежными средствами.
Изменений 4 – исключены обязательные случаи проведения инвентаризации.
Список негативных «нововведений» можно продолжить, но я решил остановиться на наиболее «вопиющих». Подробный анализ сравнения требований действующего и нового законов о бухгалтерском учете представлен в отдельной таблице.
Переход от нынешнего, достаточно четко регламентированного регулирования бухгалтерского учета непосредственно на уровне Федерального закона к общим фразам, индивидуальным документам организаций, ослабленной ответственности, нераскрытых способах оценки объектов учета и т.д. просто не позволит сблизить бухгалтерский учет с налоговым. Для решения задачи сближения нужно не ослаблять, а ужесточать и конкретизировать нормы ведения бухгалтерского учета, и делать это нужно большей часть на уровне Федерального закона, а не подзаконных или тем более рекомендательных документов.
Налицо недоработки в тексте нового Закона, которые требуют скорейшего устранения. До этого момента необходимо отложить вступление в силу Федерального Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Илья Федоренко, бухгалтерский стаж с 1992 года, к.э.н. по специальности «Бухгалтерский учет и статистика».

Редактировано: 29 августа 2012

Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи