Рим. Часть четырнадцатая. От Ренессанса и барокко до наших дней.

Ренессанс. Возрождение искусства, и возрождение Рима как законодателя моды. Обилие гениев именно в эпоху Возрождения поражает воображение. Разносторонность великих была просто потрясающей: Леонардо проводил научные эксперименты, Микеланджело занимался и скульптурой, и живописью, и архитектурой, Рафаэль тоже не был чужд инженерной мысли и архитектуре. И все эти великие имена встречают нас в Риме буквально на каждом шагу.


Микеланджело конечно же "приложил руку" не только к Ватикану. Настало время и взгляды римлян вновь обратились к Капитолию. Капитолий - духовный и светский центр вечного города. В 1539 году Микеланджело, по заказу Папы Павла III, составил план реконструкции холма. Чтобы воплотить этот план в жизнь потребовалось 45 лет. Микеланджело до окончания строительства не дожил.

От жилых кварталов на холм, по его проекту, ведет прекрасная широкая лестница Кордоната. У ее основания установлены два древнеегипетских мраморных льва. А Завершается лестница статуями Диоскуров - братьев Кастора и Поллукса (или его еще называют Полидевк).



Эти два брата, собственно говоря, были героями. Но геройствовали не самостоятельно, а в составе компаний других героев. Например, они были активными участниками похода аргонавтов за золотым руном.



Кастор славился как укротитель лошадей, а Поллукс - как кулачный боец. Только вот, по некой иронии Богов, один из них, Поллукс, был бессмертным, а другой - нет. И вот, когда Кастора убили, Поллукс попросил Зевса дать ему умереть вместе с братом. Зевс отказался, но предложил на выбор - отправиться на Олимп и пребывать там среди бессмертных богов, или же вместе с братом один день проводить на Олимпе, как бессмертные, а один день - в подземном царстве, как смертные. Поллукс выбрал второе. Такая преданность не могла пройти незамеченной. Созвездие Близнецов на небе - это в честь них.



Статуи, установленные на лестнице, были обнаружены при раскопках в театре Помпея.

Поднявшись по лестнице, мы попадаем на трапециевидную площадь Капитолия и видим прямо перед собой Дворец Сенаторов, палаццо Сенатори. Дворец, где в средневековье заседали Сенаторы, а сейчас располагается римский Муниципалитет и мэр города. Над Дворцом Сенаторов высится башня - она стала вертикальной осью площади.Со времен императора Константина на Капитолийском холме был установлен крест. И когда Дворец Сенаторов был достроен в 1579 году, этот крест был установлен на вершине башни. Стоит он и сейчас.



Дворец Сенаторов возведен на развалинах античного Табулярия. По обеим сторонам от лестницы установлены статуи, символизирующие реки Тибр и Нил.




А по центру - скульптура, называющаяся "Ликующий Рим" с шариком в руке. Это символ владычества Рима.



Дворец был практически закончен при жизни Микеланджело.

Справа от Дворца Сенаторов - другой дворец, Дворец Консерваторов. Хотя к партии консерваторов, конечно же, дворец не имеет никакого отношения. Так назывались римские магистры. Сначала ведь дворец тоже предназначался для заседаний сената. Дворец деи Консерватори - первое здание, украшенное гигантским ордером - пилястрами, протянувшимися на несколько этажей.



Он послужил источником вдохновения для многих зданий и сооружений в мире, в том числе по его образу построен Ленинградский вокзал в Москве.



Сейчас здесь находятся музеи. Именно здесь находится "римская волчица", под нее выделен целый зал. А во дворике дворца - обломки колоссальной статуи Константина.

Напротив Дворца Консерваторов - похожий на него, с таким же фасадом - Новый дворец или Палаццо Нуово. Он стал первым римским музеем, открытым для публики. Именно здесь находится оригинал конной статуи Марка Аврелия. До 1990 года статуя стояла на площади, но потом ее решили убрать в музей, а на площади разместить копию.



Сайт, на котором собраны работы Микеланджело: http://www.mikelangelo.ru/txt/001portr1.shtml

Ну раз я про Микеланджело начала, то не могу не упомянуть еще одно его творение - Базилику Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, посвященную Богородице, ангелам и мученикам, построенную в 1566 году на площади Республики.

Когда-то, в античные времена, здесь находился стадион при термах Диоклетиана. В средневековье им повезло: подножие холма Эсквилин находилось далеко от тогдашнего центра города, поэтому стоящими тут зданиями не особо интересовались, на стройматериалы не растаскивали, крепостей не строили. Просто на их месте решили возвести церковь в память о христианских мучениках, которых, по легенде, согнали на строительство терм около 40 тысяч. И назвать ее Базилика Санта Мария дельи Анджели.

Проект церкви принадлежит Микеланджело. При этом он не разрушил то, что осталось от терм, а максимально "вписал" базилику в ее руины. Например, фасад базилики - часть кальдария, предназначенного для приема горячих ванн. Здесь же можно увидеть Диоклетианово термальное окно. Это полукруглое окно, которое две вертикальные стойки делят на 3 отделения. В эпоху ренессанса такие окна были очень популярны. А основное помещение - часть фригидария, предназначенного для ванн холодных. Внутри базилика похожа на гигантскую крытую площадь. В 1702г. в ее пол встроили солнечные часы, по ним сверял время весь Рим до 1846г, когда учредили полуденный выстрел из пушки с башни замка св. Ангела (стреляет и сейчас).



В 1585 году на холме Пинчо была построена титулярная - Тринита-деи-Монти, к которой ведет грандиозная барочная Испанская лестница из 138 ступеней.

Созданный римскими зодчими стиль барокко получил широкое распространение по всей Италии и далеко за ее пределами. Вообще-то слово "барокко" означает "Порочный", "распущенный", "Склонный к излишествам". Строительство лестницы продолжалось с 1723 по 1725 год.



Кстати, античный обелиск, установленный на вершине лестницы у церкви - вовсе не египетский, а его римская имитация. Он стоял на этом месте еще в те времена, когда здесь размещались сады богатого римлянина Саллюстия. А было это еще до нашей эры.

У подножия Испанской лестницы расположена одноимённая площадь с одним из самых известных римских фонтанов в виде лодочки, который называется "Баркачча".



Дворец Дориа Памфили1620 год - .один из самых длинных дворцов Рима. Дориа - известное семейство из Генуи. Они были очень богатыми и известными людьми своего времени, но мир запомнил их как людей, отказавшихся финансировать экспедицию Колумба. Вот такая у них промашка вышла. В 1671 году Андреа Дориа женился на Анне Памфили, представительнице другого знатного семейства. И получил в приданое этот дворец. Двумя фамилиями его и назвали. Сейчас здесь картинная галерея.



Садик во внутреннем дворике дворца



Палаццо Мадама - резиденция итальянского Сената. Дворец получил свое название название в честь "мадам" Маргариты Австрийской, жены Алессандро Медичи, которая жила в этом дворце.



Вход во дворец охраняют импозантно одетые солдаты



Когда в начале XIX века началось повальное увлечение роликовыми коньками, оказалось, что римские дворцы как нельзя лучше подходят для такой забавы. Они такие огромные, что можно было спокойно по ровному полу переезжать из комнаты в комнату, не встретив по пути ни единого препятствия.

Рим настолько древний, что, как мне кажется, все, построенное позднее XV века можно считать просто "новоделом".

Рим - не открытие. Рим - припоминание. (с)
Никто не прощается с Римом навсегда. (с)


Комментарии:
Юля!!!!
Это какой труд! Спасибо тебе!
Это очень интересно.
(Когда я соберусь в Рим, я распечатаю тебя вместо путеводителя )
Он послужил источником вдохновения для многих зданий и сооружений в мире, в том числе по его образу построен Ленинградский вокзал в Москве
А я то думала наш вокзал уникален..
Спасибо, Юля! Как всегда очень интересно и познавательно.
А будет кто-нибудь про Британию писать?
 

Подтвердите удаление записи