Поиск Написать

Дижон - столица Бургундии

Бургунды - это... Хотя нет, не так.

На месте современного Дижона основали поселение (кто бы сомневался) римляне еще в I веке до н.э. Во II веке нашей эры варварское восточногерманское племя бургундов, жившее до того где-то в районе современной Скандинавии, решает переселиться куда-нибудь, где потеплее. Варварских племен в то время по всей Европе много и все они друг с другом воюют. А заодно и с Великой Римской Империей. Впрочем, с Римом бургунды хотели бы дружить, часто выступали их союзниками и даже напрашивались в федераты (это когда племя поступает к римлянам на военную службу, а за это получает пограничые земли для поселения). Но Рим не в восторге от того, что бургунды станут оседлым народом, и оттягивает решение.

IMG_6509

Но тут наступает закат Великой Римской империи, великое переселение народов... в 413 году бургунды решают осесть и основать свое королевство (на территории современной Германии). Кстати, к тому времени они уже приняли христианство. Более того, по преданию именно у них хранилась чаша Грааля - кубок с кровью Христовой.

Но это государство просуществовало недолго, его разгромили гунны. И бургунды двинулись дальше, в долину Роны, где опять основали королевство.



IMG_6530

100 лет спустя другое племя, племя франков, так же к тому времени образовавшее свое королевство, завоевало Бургундию и она стала называться Франкское королевство Бургундия. Бургунды особо не сопротивлялись франкам, просто тихо хранили свои традиции.

В 843 году Королевство Бургундия было присоединено в Франции и на его территории стали образовываться герцогства.



По сути герцоги Бургундские долгое время правили независимым государством, и хотя формально они являлись вассалами французского короля (более того, ближайшими родственниками), но о своем "вассальном долге" обычно не помнили. Более того, с этими королями они любили воевать, так что Бургундию в Средние века называли "Занозой в королевской лапе".

Столицей Дижон стал в 1301 году, когда Роберт I Бургундский сделал его таковым.

Герцоги, столица... значит должен быть дворец. И он таки есть.

Изначально на этом месте были галло-романские укрепления, на основании которых герцог Бургундский Филипп Отважный (или Смелый) в 1366 году начал строить замок, а потомки его дело продолжили.



В XVII веке началась капитальная перепланиповка дворца в классическом стиле. Завершилась она только в XIX веке.



Сейчас здесь располагается городская мэрия и Музей изящных искусств. Ничего удивительного, герцоги всегда любили покровительствовать искусству, науке и образованию.



Перед Замком - огромная полукруглая площадь Освобождения (раньше называлась Королевской).



Вокруг Дворца множество аристократических резиденций XVI-XVII веков.



Герцоги не только жили, но и, естественно, умирали. Тот же самый Филипп Отважный (Смелый), что построил дворец, решил построить некрополь, достойный потомков короля, поэтому в 1383 году основал рядом с городом картезианский монастырь Шанмоль (Chartreuse de Champmol) где 24 монаха всегда молились о душах герцогов.

Проект предусматривал строительство церкви и монастырских зданий с просторными кельями, с центральным фонтаном в виде голгофы. Герцоги Бургундские любят искусство и покровительствуют ему, так что для украшения монастыря и усыпальницы герцогов Бургундских были приглашены лчшие художники и скульпторы своего времени.



В монастыре были погребены все герцоги Бургундские.



Увы, время и люди не пощадили усыпальницу. Французская революция практически смела с лица земли и монастырь и усыпальницу. Надгробия, что удалось сохранить, сейчас хранятся в музее Герцогского дворца. А бывший монастырь (ну что осталось) стал с 1833 года использоваться как психиатрическая больница. И сейчас тоже. Тем не менее для туристов здесь есть что посмотреть.

Самое значимое, что дошло до наших дней на территории бывшего монастыря - "Колодец Моиссея".



Это высотой почти 7 метров 6-угольная колонна, которая была когда-то частью большой композиции под названием "Голгофа".  Внизу располагался бассейн с колодцем.



Вокруг пььедестала - очень реалистичные фигуры Моиссея и пяти ветхозаветных пророков: Давида, Исайи, Иеремии, Даниила и Захарии.



У каждой фигуры в руках так называемая бандероль, то есть свиток с текстом их пророчеств.

Во времена герцогов Бургундских над колонной высился крест с фигурой Христа на нем (он сейчас в Археологическом музее Дижона), это все сверкало красками и сияло позолотой.



Пьедестал был зеленый, плащи пророков красные, синие, золотые... А на носу пророка Иеремии и вовсе были прикреплены вызолоченные медные очки!



Есть еще одно сохранившееся здесь творение автора "Колодца" Клауса Слютера (Claus Sluter) - это портал часовни монастыря, который сохранился  приблизительно с 1393 года.



Сама часовня в IX веке была перестроена в нео-готическом стиле.



Ну и еще немного развалин:

Колодец XV века с довольно необычной для таких строений лестницей с двумя пролетами.



Остатки башни



По дороге к монастырю Шанмоль (или от него) сложно миновать Парк-музей Де л'Аркебуз. Музей - потому что именно здесь находится археологический музей Дижона.



Ну и парк. Вернее даже Ботанический сад, в котором был выведен известный сорт роз "Слава Дижона". В начале марта, конечно, еще и намека на цветение роз не было...

Увы, именно здесь в 1878 году впервые была обнаружена филоксера, которая распространилась по всей Бургундии и уничтожила огромное количество виноградников.



Все равно, побродить по парку было очень приятно.

Ручей, протекающий по парку, носит имя Рэн и назван так в честь обитающих на его берегах лягушек-древесниц rainette.


Комментарии:
Юля! Мы были в разных Дижонах! У меня совсем другое представление о городе и другие фотки. Ну надо же! Вот тебе и разное вИдение!
Мы все больше по "совиному" маршруту ходили. А про Ботанический сад и не знала даже.
Жду продолжения!
А сова и в ботанический сад водит.
Чё-то мы туда не дошли. Мы застряли на концерте, который как раз у полукруглой площади вечером наметился. Ну и все... Но исторический центр весь обошли.
Вы и в монастырь не ходили?
кубок с кровью Христовой.
все-таки это омерзительно держать где бы то ни было запчасти кого бы то ни было
герцоги всегда любили покровительствовать искусству, науке и образованию.
казалось бы простая фраза, но столько тут смысла и есть о чем подумать и порассуждать.
Сенк. А дижонскую горчицу даже милый оценил.
Я ж еще забыла сказать. Я вот смотрю на эти скульптуры и все равно не могу понять КАК их создавали. 14 век! Никаких лазерных штук и шлифовальных машинок! Кто в курсе, а?
Кто в курсе, а?
Резцом, молотком и т.д. Я недавно книжку про Микеланджело читала
Резцом, молотком и т.д.
Лена, это понятно же.
Мне технология не понятна.
Вот есть Антокольский, он создал Иоанна IV в мраморе и повторил ее же в металле (я забыла, в бронзе вроде) (за что получил звание академика между прочим перепрыгнув несколько рангов). Я себе могу представить (наверное), как это можно повторить в металле. Но КАК вот взять кусище мрамора и и делать из него вот эти вязи и кружева, повороты головы и прочего - не понимаю.
КАК вот взять кусище мрамора и и делать из него вот эти вязи и кружева, повороты головы и прочего - не понимаю.
Микеланджело считал, что он просто освобождает скульптуру из камня Почитай "Муки и радости" Ирвина Стоуна - очень интересно, захватывающе!
как это можно повторить в металле
А в металле делали так: сначала лепили из глины, потом покрывали слоем воска, потом опять глиной - и в печь (соответствующих размеров ). Воск вытекал, на его место заливали металл. Потом куски глины сковыривали (и выковыривали изнутри, если скульптура полая).
Вот, например (это я готовлюсь к Флоренции )
что он просто освобождает скульптуру из камня
это я еще в детстве в раскрасках читала, и про как делают в металле тоже.
все-таки это омерзительно держать где бы то ни было запчасти кого бы то ни было
Ну не знаю... А мощи святых? Это ж вообще частички расчлененного трупа по сути. Но люди в них веруют и действительно случаются чудеса.
Я вот смотрю на эти скульптуры и все равно не могу понять КАК их создавали. 14 век!
Аналогично. Смотрю и мучаюсь всегда этим вопросом. КАК? Ведь
Никаких лазерных штук и шлифовальных машинок!
И ведь чудо выходит. Недавно вот наткнулась на подборку скульптур "под вуалью". Вообще-то не этот пост, но того под рукой нет. http://myblogyanaa.blogspot.ru/2010/08/blog-post.html и вот http://marinni.livejournal.com/876577.html
Кто в курсе, а?
Я думаю, что тут не обошлось без волшебства.
Я недавно книжку про Микеланджело читала
Ха, я эту книжку еще в школе читала (и пару лет назад перечитывала), так что, как и Анжела, про взять глыбу и отсечь все лишнее в курсе с далекого детства. Но хоть миллион раз это повтори, все равно не поверю что без колдовства дело обошлось. Не зря же многих искусных творцов в средневековье (и не только) подозревали в связях со всякими нечистыми силами. Ибо не может человек сам, без помощи бесов, такие чудеса своими руками творить.
zAngel, задела за живое...
это я готовлюсь к Флоренции
Кстати, Лена, ты в курсе, что скульптуру или статую обязательно нужно по возможности обходить вокруг и внимательно смотреть, как меняется выражение лица, поза...
jul-2000, да, Юль, спасибо! Я собираюсь внимательно обойти там 3 Давидов
Ха, я эту книжку еще в школе читала (и пару лет назад перечитывала)
Ну я тоже в юности читала, а сейчас перечитывала Сейчас впечатление сильнее
А мощи святых? Это ж вообще частички расчлененного трупа по сути.
Ага. Я на Родосе задавала умные ("воцерковленные" ) вопросы экскурсоводам:
- В этой церкви хранятся мощи святого Пантелеймона/Филимона и т.д.
-А, простите, какая часть?
Сейчас впечатление сильнее
А у меня в детстве было сильнее. На нынешний день, наверное, я уже слишком много мемуарно-биографической литературы прочитала.
 

Подтвердите удаление записи