Без заголовка
в аське попадаются и философы
Обменялись информацией. Теперь есть что с чем сравнить. 17 и начало 20 века. Хотела сделать табличкой : справа Ларошфуко, слева Шри Ауробиндо. но получилось только последовательно поместить.
Обменялись информацией. Теперь есть что с чем сравнить. 17 и начало 20 века. Хотела сделать табличкой : справа Ларошфуко, слева Шри Ауробиндо. но получилось только последовательно поместить.
Редактировано: 29 апреля 2004
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЮ
(к первому изданию 1665 г.)
Я представляю на суд читателей это изображение человеческого сердца, носящее название "Максимы и моральные размышления". Оно, может статься, не всем понравится, ибо кое-кто, вероятно, сочтет, что в нем слишком много сходства с оригиналом и слишком мало лести.
МАКСИМЫ
Наши добродетели - это чаще всего искусно переряженные пороки. (эпиграф)
1. То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины - доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны
целомудрие и доблесть.
2. Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие.
3. Сколько ни сделано открытий в стране себялюбия, там еще осталось вдоволь неисследованных земель.
4. Ни один хитрец не сравнится в хитрости с самолюбием.
5. Долговечность наших страстей не более зависит от нас, чем долговечность жизни.
6. Страсть часто превращает умного человека в глупца, но не менее часто наделяет дураков умом.
15. Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой - завоевать любовь народа.
16. Хотя все считают милосердие добродетелью, оно порождено иногда тщеславием, нередко ленью, часто страхом, а почти всегда - и тем, и другим, и третьим.
19. У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.
20. Невозмутимость мудрецов - это всего лишь умение скрывать свои чувства в глубине сердца.
25. Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна.
26. Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.
29. Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства.
30. Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.
31. Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних.
37. Не доброта, а гордость обычно побуждает нас читать наставления людям, совершившим проступки; мы укоряем их не столько для того, чтобы исправить, сколько для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости.
38. Мы обещаем соразмерно нашим расчетам, а выполняем обещанное соразмерно нашим опасениям. .........
Шри Ауробиндо
В период с 1914 по 1920 г. Шри Ауробиндо пишет свои самые известные труды - "Божественная жизнь", "Синтез Йоги", "Тайна Веды", "Человеческий цикл", "Идеал человеческого единства", "Эссе о Гите" и др. для философского обозрения "Арья".
Сборник мыслей и афоризмов Шри Ауробиндо (1872-1950) - выдающегося индийского мыслителя и поэта, основоположника интегральной йоги - открывает еще один доступ к его многомерному опыту. Это не описание его учения, а,
скорее, заметки о духовном странствии Шри Ауробиндо, фрагменты объемной картины, многоцветная мозаика откровений...
"Мысли и афоризмы"
[1] В человеке есть две союзные силы: знание и мудрость. Знание - это та часть искаженной средой истины, до которой ощупью добирается разум; мудрость - то, что прозревает в духе око божественного видения.
[8] Рассудок разделяет, выявляет частности и противополагает их друг другу; Мудрость же объединяет и примиряет противоположности во всеобъемлющей гармонии.
[9] Если ты называешь лишь свои верования знанием, а верования других - заблуждением, невежеством или шарлатанством, ты не вправе нападать на секты, обвиняя их в догматизме и нетерпимости.
[10] Душа знает лишь то, что она видит и что испытала; все остальное - видимость, предрассудок и субъективное мнение.
[13] Убедительными доводами они доказали мне, что Бога нет, и я поверил им. А потом я увидел Бога, ибо Он пришел и заключил меня в свои объятия. Чему же мне теперь верить - чужим доводам или собственному опыту?
[14] Мне сказали: "Все это галлюцинации". Я решил выяснить, что же такое галлюцинация, и обнаружил, что этим словом обозначают субъективное или психическое переживание, которому не соответствует никакая объективная или физическая реальность. Тогда я сел и подивился чудесам человеческого разума.
[20] Пока у меня был всеразделяющий ум, я отвращался от многих вещей; после того, как я забыл о нем, я искал по всему миру уродливое и отвратительное, но уже не мог найти ни того, ни другого.
[33] Атеист - это Бог, играющий с Собою в прятки; но отличается ли от него теист? Что ж, пожалуй, ибо он увидел тень Бога и ухватился за него.
[57] Когда ты одерживаешь победу в диспуте, о яростный спорщик, тебя можно только искренне пожалеть; ведь ты упустил возможность расширить свое познание. .........