Виновато неверие государства в частную инициативу.
Как же сделать, чтобы капитал не бежал?
- Мы производим какой-то внутренний валовый продукт. Из него тратим на потребление, на собственные инвестиции, а еще у нас остается такой огромный плюс, что мы не знаем, куда его деть и вывозим за границу.
Конечно же, нужно тратить эти резервы внутри страны. Но наша беда в чем? У нас нет достаточно сильных финансовых институтов и компетенций для того, чтобы эти деньги потратить так, чтобы их не украли. Году так в 2003 или 2004 президента Владимира Путина спросили: а почему нам эти резервы не использовать в стране? Его ответ был очень краткий и содержательный: Украдут! За прошедшие 10 лет у нас так и не появилось институтов, которые гарантируют абсолютно прозрачный и эффективный механизм использования этих денег внутри страны.
Хотя ведь последние 10 лет государство не спало. Для того чтобы впрыснуть эти деньги в экономику и их не украли, была проведена титаническая работа, во-первых, по созданию институтов развития, во-вторых, по улучшению, так сказать, инвестиционной среды, институциональной среды. Недавно был опубликован мировой рейтинг глобальных конкурентных способностей. Россия там очень хорошо улучшила свои позиции. Даже на Западе признают, что у нас стало лучше. Мы посмотрели, как развивались, развивается Китай, какой был опыт в Сингапуре, Норвегии, Финляндии... То есть мы изучили лучшие мировые практики в области инноваций.
Читайте также в Pravda.Ru: Санкционная война не растопит лед Арктики
И что мы сделали? Мы скопировали абсолютно все возможные институты развития, которые эти страны применяли для рывка. Даже некоторый перебор вышел - многие институты развития друг друга копируют. - ВЭБ, Роснано, Российская венчурная компания, Олимпстрой, Ростех... Их очень много. Там работают неглупые люди, там есть деньги. Но если посмотреть на эффективность работы институтов развития, все не очень однозначно. С одной стороны, у них много проектов, и они умеют осваивать деньги, но темпы роста нулевые. И это желтая карточка институтам развития.
Нельзя сказать, что мы ничего не делали. Мы делали колоссально много, в это вовлечено огромное количество умных людей, денег, идей и так далее. Но темпы нулевые. Это не чей-то злой умысел. Значит, что-то здесь есть другое. Как мне кажется, проблема, что среда институциональная в России остается неблагоприятной для бизнеса. Попробуйте сегодня открыть маленький магазин или маленькое производство построить, шлакоблоки производить. Один мой знакомый рассказал, что на следующий день милиционеры пришли. Огромная масса людей в нашей стране привыкла контролировать, привыкла говорить, что государство - это нечто великое, а бизнес только хочет что-то украсть.
Идти в бизнес, нести риски бизнеса готовы все меньше, меньше и меньше людей. Мы не проснулись. Мы спим! Студенты не хотят создавать новый бизнес. Они хотят либо в госкорпорациях работать, либо уезжать за границу. Конечно, у нас есть хорошие примеры работы малого и среднего бизнеса. Но в основном бизнес и инициатива находятся в угнетенном состоянии. Разбудить это все, в общем-то, можно, но здесь много рисков. Проще и спокойней управлять, когда у вас деньги разложены в десяти корпорациях. Решения можно проще реализовывать. Но это материализуется в нулевой экономический рост. Чтобы был реальный рост, надо идти на риск. Нужно пробуждение инициативы и предпринимателей, и населения. Но неизвестно, как это все себя поведет. Боятся того, что было в начале 90-х годов.
Виновато наше неверие в рынок. Виновато наше неверие в частную инициативу. Вот кто дороги в Китае построил? Не государство централизованное, не Госавтодор китайский. Их построили муниципалитеты. У них были возможности выйти на рынок заимствований, сделать схему, привлекать деньги. А у нас выйди! Муниципалитеты безденежные и безынициативные. Мы пытаемся решить строительство дорог в любой губернии каким-то централизованным механизмом. Ожидают, что сейчас триллионы рублей польются и вновь у нас государственный капитализм обретет второе дыхание. Проблема все-таки глубже. Помимо просто схем, которые нарисовать не так сложно, нужны какие-то более глубинные преобразования, ориентация на других экономических субъектов, пробуждение этих экономических субъектов от страха и сна.
Читайте также: Кнут санкций пройдется по всем
- У некоторых уже получается. В Калужской области, например.
- Безусловно. Но надо же это как-то более активно распространять. А это требует очень ответственного решения. Должны быть финансы децентрализованы. В этом ключ, так сказать, к возможным будущим удачам. Ведь любое серьезное изменение в финансовой системе, в экономике - это всегда риск.
- То есть наша финансовая система излишне централизована?
- Не бывает, чтобы такая централизованная система производила из себя экономический рост и благополучие. Такие системы хороши тогда, когда мы балансируем на грани голода, социальных конфликтов, каких-то еще опасных процессов. Это мобилизационная структура. Потому что, если сложно будет, все получат какие-нибудь талоны, карточки, как-то будут накормлены и довольны. Но для развития эта схема абсолютно не годится.
- Как вы прогнозируете дальнейшую ситуацию с этой санкционной войной?
- Ситуация пока будет усугубляться. Нужно найти какое-то конструктивное решение, которое бы устроило и Европу, и Россию, и и другие заинтересованные стороны в этом конфликте. Пока позиции диаметрально противоположны и не складываются в какой-то сценарий, который устроит все стороны конфликта. Они только начали переговорами движение навстречу друг другу. А сближения позиций и первых решений можно ждать где-то через полгода.
У нас есть шанс стать другими, потому что плодотворное влияние на наши мозги оказал этот конфликт. Время спрессовалось. При продолжении некоего благополучия, двухпроцентных темпах роста, нефтяном излишке мы еще 15 лет сидели бы на обочине. А сейчас время сжалось. Мне кажется, это любой человек почувствовал. Если бездействие будет продолжаться, то негативные последствия наступят гораздо быстрее. Думаю, это хороший стимул для изменений.
http://www.pravda.ru/economics/rules...ors_picks=true