Жестко. Неприятно. Это субсидиарка, господа!
Свежий документ про субсидиарку: Письмо Минфина России от 15 февраля 2018 года №03-02-08/9589. «Каждая организация, ее должностные лица, учредители должны соблюдать законодательство Российской Федерации.
Лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», признается лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа».
Перевожу на русский язык. За ведение бухгалтерского учета может отвечать гендиректор, управляющий директор, исполнительный директор, либо тот, кому передано право вести бухгалтерский учет.
За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской финансовой отчетности могут быть применены меры административного характера – человека могут оштрафовать. Налоговики обязаны контролировать то, как ведется бухучет и т.д.
К чему такое длинное вступление? Если документы компании утеряны, или налоговики обнаружат, что первичка и регистры были оформлены на операции, которых на самом деле не было, тогда лицо, отвечающее за бухгалтерский учет, будет нести субсидиарную ответственность. Вы понимаете, о чем я говорю: виртуальные остатки, обналичка и т.д. Налоговики решили пойти бизнесменам навстречу…
В данном письме Минфин разъясняет, что в соответствии с Постановлением КС РФ от 8 декабря 2017 года №39-П бухгалтер или директор будут нести субсидиарную ответственность только в том случае, когда исчерпаны все меры по взысканию недоимок, пеней и штрафов с компании. Когда компания, по сути дела, уже убита.
Цитирую: «В указанном постановлении отмечается, что привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию, в размере подлежащих зачислению в его бюджет налогов организации-налогоплательщика, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого физического лица, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения предусмотренных законодательством механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в предусмотренном законом порядке».
Перевожу на русский язык. Сначала должны забрать все деньги из организации, затем приступить к субсидиарке и взыскать деньги с директоров, учредителей и прочих контролирующих должника лиц. Когда все перечисленные возможности будут исчерпаны, тогда еще раз с тех же самых лиц можно взять деньги в части, касающейся возмещения убытков, которые понесла налоговая инспекция и бюджет, т.е. причиненные «публично-правовому образованию». Эти деньги будут взысканы еще и в качестве убытка.
Материала много, материал сложный… Рекомендую потратить время и почитать не только Письмо Минфина России от 15 февраля 2018 года №03-02-08/9589, но и Постановление КС РФ от 8 декабря 2017 года №39-П.
Еще один момент. Допустим, против бизнесмена возбудили уголовное дело. Допустим, он вышел по амнистии. При этом долги у фирмы, которую возглавлял бизнесмен, все еще остались. Возникает вопрос: могут ли бизнесмена, которого амнистировали, освободить от ответственности за долги своей компании? Нет, не могут. Это абсолютно разные вещи. В этой ситуации Конституционный Суд на стороне государства.
Граждане обратились в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нормы Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Уголовного кодекса и УПК, позволяющие сотрудникам фискальной службы взыскивать в суде налоги, недоплаченные организацией по вине физлиц, совершивших налоговое преступление. Заявителей особенно возмутили такие действия инспекторов, когда уголовное дело в отношении человека прекращено, а компания, чьи обязанности перед бюджетом не исполнены, сама погашает свою задолженность. Суд отметил, что ФНС России – законные представители интересов государства, когда необходимо вернуть недополученные бюджетные средства. Даже если нарушитель амнистирован, полномочия налоговой инспекции в указанных вопросах не прекращаются. В общем, налоговики продолжают взыскание недоплаченных налогов, даже если бизнесмена амнистировали.
Ребята, для многих из вас описанные мной вещи являются неприятными, жесткими, придавливающими и нервирующими. Я это прекрасно понимаю. Не сильно радостные новости.
Что нам остается делать? Научиться работать легально. Я не знаю, как до вас донести эту идею… Идея очень и очень проста – государство всерьез озаботилось тем, чтобы любыми способами (как правило, связанными с ужесточением наказаний) заставить российского бизнесмена работать легально. Дамы и господа, это не шутки. На ближайшем семинаре «Легализация: как снизить налоги законно и безопасно», который состоится в Москве 17-18 апреля, в самом начале я сделаю обзор, какие нормативные акты уже приняты и будут приняты в ближайшее время. Нравится это кому-то или не нравится, бизнесменов заставят работать легально.
Что остается? Остается научиться снижать налоги законными методами.
Я расскажу:
- Какие законные способы оптимизации налогов можно использовать?
- Как раздробить бизнес правильно и не вляпаться?
- Что делать, если в прошлом ваша компания была связана с обналом?
- Как обеспечить безопасность активов?
И много-много других вопросов. Об этом мы подробно поговорим на предстоящем семинаре 17-18 апреля.
Что касается тех вещей, о которых я написал выше: не относитесь к этому, как к плохой информации. Конституционный Суд принял это Постановление, оно уже есть. Зачем из-за этого расстраиваться? Наша задача – изучить этот документ, сделать выводы, почистить перышки и дальше работать так, чтобы не подпасть под Постановление КС РФ от 8 декабря 2017 года №39-П.
Спасибо! Удачи в делах
Т.е., в один прекрасный день, учредитель решает закрыть проблемную фирму с кредиторкой, а под удар попадает Глав. бухгалтер? Т.е. Обычный наемный работник в должности Главного бухгалтера может лишиться своих денег, имущества, закрывая долги организации - работодателя?