Дом второй. Поколение преданных.
Советский Союз выводил свои войска из Европы. Спешно.
Но кроме собственно войск, танков и самолетов, вывозились тактические и стратегические запасы. Военные склады, наполнявшиеся десятилетиями, были подняты, сорваны с обжитых и насиженных мест, загружены в вагоны и отправлены в Союз. Разумеется, их здесь " не ждали". Вагоны спешно разгружались в забытых тупиковых ветках, имущество просто валили на землю, поскольку вагоны нужно было срочно возвращать, чтобы загрузить их новой партией запчастей, оружия и прочего "на случай войны" заготовленного впрок.
Что делать со всем этим военным хламом, не знал никто! Войсковые склады на территории Союза были забиты собственным военным барахлом.Строить новые склады не было ни времени, ни возможностей. И тогда все это добро решили продать. По всей стране быстро возникли десятки кооперативов, укомплектованных особо доверенными и проверенными людьми. Наш кооператив был из таких.
А продавать было что! Димка рассказывал, что на Вильнюсской базе тылового обеспечения прямо вдоль железнодорожных рельсов, навалены сотни, если не тысячи ящиков. При разгрузке с ними не церемонились, швыряли как попало. Некоторые ящики, не смотря на свое "специальное" изготовление (у нас ведь для армии делалось все более надежно, чем для "ширпотреба") развалились. На землю вывалились дефицитнейшие запчасти для..."Жигулей". Каким образом и для каких целей в Европу были вывезены эти поршневые группы, коленчатые валы задние мосты и прочее, и прочее, разумеется уже никто не знал. Может быть "левак", а может быть и официально, поскольку наши "Жигули" в те годы еще пользовались некоторым спросом в странах социалистического лагеря поблизости от
него.
Однако самым устойчивым спросом пользовались запчасти для автомобилей ЗИЛ 157К. "Колуны" были, да и сегодня остаются, самыми лучшими лесовозами, когда-либо сделанными в СССР. Это и не удивительно, ведь в армии он несли службу артиллерийских тягачей, платформ для зенитно - ракетных комплексов, да и вообще - везде, где требовалась хорошая проходимость.
К Димке регулярно приезжали "ходоки" из дальних и ближних лесхозов.
С чемоданами. Чемоданы были полный наличных денег. В те поры основной товарооборот уже осуществлялся по классической схеме - деньги клали против товара. А купюры были не очень большого достоинства. Поэтому приличная сумма, миллиона в полтора - два, требовала немалой упаковки.
Но денег наш Председатель не брал. Принципиально! По авансам не работаю! - таково было твердое правило кооператива. Вот погружу имущество в вагон, отправлю по адресу, тогда - пожалуйста!
Вы мне можете не поверить, но так оно и было, на первых порах. Армия отдавала свой металлолом за так, за обещание заплатить! Одной из причин такого, как сейчас кажется -разгильдяйства, было то, что никто не знал цен на военное имущество! Помнится, я долго бродил по разным кабинетам, пытаясь выяснит что - почем? Задача у меня была не сложная, рассчитать во что обойдется работа ДОСААФовского аэродрома для приема и обслуживания гражданских АН-вторых. Требовалось назвать цифру для заключения договора. Я посчитал время на посадку и взлет: трудовые затраты, от них - сумму зарплаты, я даже расход электричества мог подсчитать. Не мог я подсчитать во что обойдется работа радиостанций у руководителя полета, работа топливозаправщика и...стоимость авиационного бензина. Наш аэроклуб все это получал бесплатно!
Вот и в случае с кооперативом, куда занесла меня нелегкая, ситуация была похожей. Возможно, отказ от авансов объяснялся и тем, что итоговая цена, которую нужно было бы перевести после реализации военным могла оказаться больше, чем полученная с покупателя. Поэтому, денег в кооперативе не было! На дачу взяток "разрешающим" людям, оплату железнодорожного тарифа, погрузку-выгрузку и прочие текущие расходы, Димка занимал у приятелей, знакомых и прост бывших коллег, работавших в торговле. В те поры "завсклад и товаровед были очень уважаемые люди", как говаривал наш сатирик.
К моменту моего появления, кооператив провернул несколько успешных отгрузок, но львиную долю вырученных средств передал для организации какого-то международного детского праздника в Ленинграде. Сказалось нахимовское прошлое председателя. Средства, поступившие "мимо кассы", активно осваивались в соседней ларьке. Проще говоря, кооператив запил.
Полным составом! Все пять человек. Сравняться с Председателем в возможностях зло употреблять, не смог никто и штатный состав медленно рассосался кто -куда. Последним, погибающий корабль,покинула девочка - главбух. Сняв с расчетного счета последние 10 тысяч рублей, она укатила на Кавказ. С любовником. Тоже, кстати, бывшим работником кооператива.
Я прекрасно понимаю всех беглецов, сидеть без работы плохо, сидеть без зарплаты -итого хуже.Но наблюдать при этом как пропиваются последние надежды...
В минуты кратковременного отрезвления, весь кооператив, в составе его единственного члена (что, кстати говоря тогдашним Законодательством не допускалось!) принимался налаживать связи и вспоминать контакты. Единственным каналом связи в те годы был телефон. Димка не выпускал трубку из рук, таская за собой длинный провод, подключенный в розетку.
Я постоянно вздрагивал, когда наблюдал как он это делает. Дело в том, что в качестве удлиннителя он использовал обычный , который на 220. помните наверное, круглая коробочка, куда, при необходимости, сматывается лишний провод. Этот же удлиннитель использовался и прямом назначению, т.е. включался в обычную электрическую сеть. Я установил себе за правило, прежде чем прикасаться к звлнящему телефону, пройтись по проводу и убедиться в какую именно розутку он воткнут сейчас
Димка был фаталистом мер безопасности не соблюдал.
Наконец, где-то там, в Вильнюсе, дело сдвинулось с мертвой точки и в адрес нашего кооператива были погружены 4 вагона с бэушными танковыми траками. Председатель радостно потирал свои огромные руки и кричал - я уйду на пенсию! Мы все туда удейм! Когда реализуем эти вагоны.