Поиск Написать

Про транспорт.

Как уже было сказано ранее, ржавого городского транспорта ни в Варшаве, ни в Кракове замечено не было. Скорее - наоборот. Варшавские автобусы поголовно красно - желтыми полосами раскрашены и, на вид, совершенно не старые. Также как и в Берлине, "приседают" на остановках, впуская пассажиров. Правда, не все. С чувством радостного узнавания был отмечен знакомый до боли "Икарус-гармошка". Которые были весьма распространены по городам всего Советского Союза. Тот самый, "620-й". Бодренький такой. И даже не дымил черным выхлопом, как это было принято в 90-х на наших улицах.
Трамваи - голубенькие. Новые с большими передними стеклами и совсем старенькие, по конструкции. Такие , у которых передняя и задняя оконечности скругляются едва ли не наполовину ширины вагона.
Водители трамваев, поголовно - мужики в белых рубашках при галстуках. За автобусников не скажу, не помню.
Билеты продаются как в транспорте, в "билетоматах", о чем написано на средней двери( Буковка "А" , черная на белом квадрате), в них же на остановках и, говорят, так и в киосках типа "Союзпечать".
Билеты на проезд существуют нескольких типов. Первый, который мы "добыли" на остановке, был на 20 минут. Добывали с помощью юного поляка, которому втолковали на английском "скуле" куда нам доехать.
(Сильно подозреваю, что окончательное понимание ему настало, когда я на чистом польском брякнул: "НовоМясто". Есть такая улица). Есть билетики на 40 минут, на одну поездку, на 24,48,72 часа. Внимание "часовые" заканчиваются не ровно через столько, сколько отсчитают от момента проштамповки, а в 23:59 первых, вторых и третьих суток отдаты в билетике. Т.е. билет на "24 часа", купленный и отмеченный в 16 часов, в полночь, практически и закончится.
Может быть есть и какие-то "проездные", поскольку в метро-переходе Сentrum было замечено, как "паньство" чешет через турникеты, прикладывая к нему сумки и бумажники.

"Билетоматы" на остановках принимают к оплате как "дропку", так и карточки. Вот представляю как удивился наш "Сбер" , когда ему предложили рассчитаться с каким-то автоматом на Маршалковской

А что делать?! В день отъезда мы "сбросили" почти всю польскую валютку, а оставленные на проезд несколько злотых, ненаглядная впихнула не в щелочку для монеток, а в раззявленную воронку, предназначенную для... А пес его знает, чего туда прикладывать Вероятно, есть там и для бумажных денег, но я не знаю, не рассматривал эти девайсы вообще, понимая свою деревенскую ограниченность к пониманию тонких современных технологий.
Отсюда полезный совет:
Не пытайтесь "договориться" с билетоматом самостоятельно! Попросите помощи у поляков!
Даже переключив язык общения в автомате на английский "въехать в тему" - это вряд ли! Уж очень там много всяческих вариантов.
Да-а. Значит провалились наши последние злотые и гроши внутрь. Кнопочки возврата мы как-то не нашли. Пришлось "пхачь"(*) карточку, вводить пин-код...ну вы в курсе. Подумав некотрое время, автомат выбросил в нижний лоточек два билетика и..еще и третий! Честно отсчитав сдачу с провалившихся в него пенёнзов. Каким образом в этой железяке сложилась стоимость билета 5:20 - не ведаю.
Ну мы посчитали, что это будет платой за провоз багажа. "Торб" у нас набралось гораздо больше разрешенного бесплатно груза: 20х40х50
Покупка билета, еще не означает оплаченный проезд!
Войдя с купленным или купив билетик в транспорте нужно НЕМЕДЛЕННО впихнуть его в компостер, который заглотит его, отштампует и выбросит обратно. Как вставлять билет, нарисовано на самом билете, там стрелочка нарисована. Проезд с неотштампованным билетом считается неоплаченным!
Когда мы ехали в Величку, контролеры арестовали англоговорившую парочку с нештампованными билетами.
Разборка тянулась и тянулась. Пан ревизор по всякому пытался втолковать пани и пану приезжим, что они - "зайцы". Те искренне изумлялись. Билетики, судя по всему, они покупали не сами и не в автобусе, иначе бы прочитали надпись, красным по -серому, что надо их штамповать. Кстати, на обратной стороне билета тоже об этом сказано! ( причем на русском - ДВАЖДЫ! )
Когда дело дошло до выписывания штрафа, 70 злотых на нос, за иностранцев вступилась молодая паненка, долго и убедительно адвокатствовшая на тему : а у них все не так! Пан ревизор объяснил, что в каждом паньстве есть свое право и его надо соблюдать.
На табло, установленном над водительской кабиной бегущая строка сообщает "трассу", начиная со следующей остановки и до конца. Строка, постепенно укорачивается.
На "лбу", снаружи, у автобусов горит строка откуда и куда, но это нам-то ни о чем не скажет. Если именно конечная точка маршрута нам не нужна.
На борту транспорта есть табличка, где перечислены главные или популярные остановки. Кроме того, на всех остановках висит расписание с указанием откуда и куда едет и когда приедет нужный номер. И ведь не соврали! Ни разу. Все два раза, когда мы ориентировались по расписанию, оно соблюдалось! Особенно приятным был сей факт в 4:30 утра. Стоим среди непонятно где, среди мало кого. Одна надежда - вот сейчас трамвай прикатит.Через 12 минут. И он-таки, прикатил. Через 12 минут. Фантастика!!! В пол-пятого утра и такая точность...
А вот с написанными "основными" пунктами по маршруту надо быть осторожней. Мы доверились 102-му автобусу, когда ранним утром ехали на вокзал. У него поминался Centrum. Ага. То, что мы уже проехали и уезжаем все дальше, поняли где-то на ПЯТОЙ остановке после проплывшей в отдалении высотки. В обратном направлении мы точно вычислили нужный автобус по вывешенному расписанию и ехали... без билета. А чё? Они первые начали мимо проезжать!
В завершении еще раз и громко:
ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ в заграничных трамваях, новых, старых
НИЧЕГО НЕ ГРЕМИТ и НЕ БРЕНЧИТ во время движения?

===
* - пхачь(pchac) надпись на дверях магазинов, означает - толкай
Редактировано: 27 апреля 2012

Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи