Мимоходом. Вербное воскресенье.
Город наш удивителен своими историческими местами, что неудивительно, учитывая я о его бывший столичный статус. Вот только нам, живущим здесь, все – недосуг! Нам некогда в повседневной нашей беготне и суетне остановиться посреди улицы и поднять голову, роняя шапку… А тут еще и метро. Удобный, сугубо городской, вид транспорта он прячет город от его жителей, сужая видимое пространство до эскалаторов, переходов, подземных тоннелей, поездов и сутолоке человеческого общения, воспитывающем чувство локтя…у себя под ребром. «Упорное сопротивление» очередного рюкзака в лице и щекочущее колыхание распущенных волос в ноздре.
Лет двадцать тому назад, проезжая по Московскому проспекту обратил внимание на невзрачные серые постройки, теряющиеся среди деревьев. Ну обратил и обратил, мало ли чего у нас тут, серого и невзрачного.
В следующий раз «внимание» эти постройки привлекли совсем недавно, в результате очередного скандала с «уплотнительной застройкой». Кто-то из деятелей РПЦ возмущался «креативом» строителей расписывающих среди прочих достоинств новостройки возможность подглядывать за монахинями в Новодевичьем монастыре.
Однако, сказал я себе, и в Питере есть такой?
Разумеется, убедила меня Ненаглядная, мы ж мимо почти каждую неделю катаемся.
Уже в следующий раз, когда мы ехали по Московскому она показала мне на забор, отгородивший те самые, серые и невзрачные строения. Смотри-ка, удивилась она, Монастырь реставрировать начали!
Прошло еще некоторое время, а может быть даже и пара – другая лет. В центр города ездить мы предпочитаем на метро, а если случалась какая автомобильная надобность, то по Митрофаньевскому , а не Московскому проспекту с его вечной пробкой. Одним словом, золотые купола, появившиеся среди Московского, однажды, удивили! О-как! Надо сходить, дружно решили мы и … подтверждали это намерение регулярно, когда случалось проехать мимо монастыря. Надо сказать, такое же твердое намерение посетить дом Набокова, а также музей «Домик станционного смотрителя» мы лелеем уже 12 лет. Каждую летнюю неделю, даем себе обещание – непременно остановиться и посетить …
Вчера, заметив солнечную погоду за окном поняли – надо гулять! Не сидеть – же дома. Ехать за город – сыро, да и поздно… И тут осенило: вербное воскресенье, а у нас тут целый монастырь под боком! Не осмотренный! Поскольку второй мишенью выступало кладбище, одеться решили соответственно. Но, к счастью, резиновых сапог не нашлось под рукой (они и не понадобились), в целом - ограничились утепленим шерстяными вещами. Питер он ведь такой - что в трех метрах от солнечного пляжа, можно посинеть, оказавшись в тени.
Порядок на проезжей части у монастыря обеспечивал доблестный инспектор ДПС, бодро строча протокол на какого-то зазевавшегося паломника, моргающего аварийкой аккурат позади разукрашенного «пятнашки», расписанной по ДПС стандарту. Запаркованный во втором ряду, с включенными аварийками «Rower» , инспектор не «видел в упор».
Бог ему судья, а мы сумели найти местечко всего метрах в трехстах за собором.
За монастырским забором следов недавних ремонтно – строительных работ уже не видно.
Только электрическая бетономешалка крутила раствор. Ишь, ты, удивился я, даже по воскресеньям трудятся.
Вывеска на дверях церкви ( оказавшейся Афонской) информировала о том, что «Сегодня служба идет в Казанской церкви», а для «темных» ( вроде меня) на афишке имелась стрелка.
Вот и хорошо, что нас послали в Казанскую. Поскольку по дороге мы весь церковный двор посмотрели и лавки церковные и , вообще… Несколько от суеты мирской отошли. Настроились.
Казанская церковь с Московского проспекта не видна. А потому, ново-византийский архитектурный стиль, в первое мгновение, ошарашивает! Ну вот никак не ожидал я тут увидеть слегка уменьшенную, «Софию» из Константинополя!
Перед вратами, установлена звонница, надо полагать, колокола с ремонтирующихся сейчас храмов, что по соседству.
Главную колокольню, напоминавшую московского Ивана Великого, взорвали, выпрямляя Московский проспект. ( А вот «Московским воротам» повезло. Они уцелели, перегораживая собой проспект. Вероятно, по той причине, что в тридцатые года можно был ездить сквозь них.)
В церкви было довольно многолюдно. Какой-то батюшка негромко бубнил церковный текст. Люди, со свечками в руках бродили от иконы к иконе, пытаясь угадать изображенных на них «действующих лиц». Монахини торговали свечами, в меру возможности – просвещали любознательных, куда им «за здравие, а куда – за упокой». Кое – кто, молился, прислонившись головой к иконам, но основная масса была - любопытствующие.
Щелкать аппаратом никто не запрещал, но обилие солнечного света, струящегося изо всех окон, со всех сторон, делало попытки что – то отснять, мало перспективными.
Пока целился объективом во второй этаж, умудрился попасть под благословение батюшки, размахивающего метелкой, с которой летели капли святой водицы. Поглазели на икону писанную на горе Афон Прикрепленная записочка гласила - подарена Президентом Медведевым ( на сайте монастыря сказано, что икону подарил президент Путин). Рядом – ящик с мощами священомученика Иллариона Верейского.
Потоптавшись по всему храму и посидев на скамеечках ( интересное дополнение, в таких количествах ранее в православных храмах не замечавшееся ), поклонились иконостасу и пошли на белый свет.
Т .е. на кладбище
Лет двадцать тому назад, проезжая по Московскому проспекту обратил внимание на невзрачные серые постройки, теряющиеся среди деревьев. Ну обратил и обратил, мало ли чего у нас тут, серого и невзрачного.
В следующий раз «внимание» эти постройки привлекли совсем недавно, в результате очередного скандала с «уплотнительной застройкой». Кто-то из деятелей РПЦ возмущался «креативом» строителей расписывающих среди прочих достоинств новостройки возможность подглядывать за монахинями в Новодевичьем монастыре.
Однако, сказал я себе, и в Питере есть такой?
Разумеется, убедила меня Ненаглядная, мы ж мимо почти каждую неделю катаемся.
Уже в следующий раз, когда мы ехали по Московскому она показала мне на забор, отгородивший те самые, серые и невзрачные строения. Смотри-ка, удивилась она, Монастырь реставрировать начали!
Прошло еще некоторое время, а может быть даже и пара – другая лет. В центр города ездить мы предпочитаем на метро, а если случалась какая автомобильная надобность, то по Митрофаньевскому , а не Московскому проспекту с его вечной пробкой. Одним словом, золотые купола, появившиеся среди Московского, однажды, удивили! О-как! Надо сходить, дружно решили мы и … подтверждали это намерение регулярно, когда случалось проехать мимо монастыря. Надо сказать, такое же твердое намерение посетить дом Набокова, а также музей «Домик станционного смотрителя» мы лелеем уже 12 лет. Каждую летнюю неделю, даем себе обещание – непременно остановиться и посетить …
Вчера, заметив солнечную погоду за окном поняли – надо гулять! Не сидеть – же дома. Ехать за город – сыро, да и поздно… И тут осенило: вербное воскресенье, а у нас тут целый монастырь под боком! Не осмотренный! Поскольку второй мишенью выступало кладбище, одеться решили соответственно. Но, к счастью, резиновых сапог не нашлось под рукой (они и не понадобились), в целом - ограничились утепленим шерстяными вещами. Питер он ведь такой - что в трех метрах от солнечного пляжа, можно посинеть, оказавшись в тени.
Порядок на проезжей части у монастыря обеспечивал доблестный инспектор ДПС, бодро строча протокол на какого-то зазевавшегося паломника, моргающего аварийкой аккурат позади разукрашенного «пятнашки», расписанной по ДПС стандарту. Запаркованный во втором ряду, с включенными аварийками «Rower» , инспектор не «видел в упор».
Бог ему судья, а мы сумели найти местечко всего метрах в трехстах за собором.
За монастырским забором следов недавних ремонтно – строительных работ уже не видно.
Только электрическая бетономешалка крутила раствор. Ишь, ты, удивился я, даже по воскресеньям трудятся.
Вывеска на дверях церкви ( оказавшейся Афонской) информировала о том, что «Сегодня служба идет в Казанской церкви», а для «темных» ( вроде меня) на афишке имелась стрелка.
Вот и хорошо, что нас послали в Казанскую. Поскольку по дороге мы весь церковный двор посмотрели и лавки церковные и , вообще… Несколько от суеты мирской отошли. Настроились.
Казанская церковь с Московского проспекта не видна. А потому, ново-византийский архитектурный стиль, в первое мгновение, ошарашивает! Ну вот никак не ожидал я тут увидеть слегка уменьшенную, «Софию» из Константинополя!
Перед вратами, установлена звонница, надо полагать, колокола с ремонтирующихся сейчас храмов, что по соседству.
Главную колокольню, напоминавшую московского Ивана Великого, взорвали, выпрямляя Московский проспект. ( А вот «Московским воротам» повезло. Они уцелели, перегораживая собой проспект. Вероятно, по той причине, что в тридцатые года можно был ездить сквозь них.)
В церкви было довольно многолюдно. Какой-то батюшка негромко бубнил церковный текст. Люди, со свечками в руках бродили от иконы к иконе, пытаясь угадать изображенных на них «действующих лиц». Монахини торговали свечами, в меру возможности – просвещали любознательных, куда им «за здравие, а куда – за упокой». Кое – кто, молился, прислонившись головой к иконам, но основная масса была - любопытствующие.
Щелкать аппаратом никто не запрещал, но обилие солнечного света, струящегося изо всех окон, со всех сторон, делало попытки что – то отснять, мало перспективными.
Пока целился объективом во второй этаж, умудрился попасть под благословение батюшки, размахивающего метелкой, с которой летели капли святой водицы. Поглазели на икону писанную на горе Афон Прикрепленная записочка гласила - подарена Президентом Медведевым ( на сайте монастыря сказано, что икону подарил президент Путин). Рядом – ящик с мощами священомученика Иллариона Верейского.
Потоптавшись по всему храму и посидев на скамеечках ( интересное дополнение, в таких количествах ранее в православных храмах не замечавшееся ), поклонились иконостасу и пошли на белый свет.
Т .е. на кладбище
Редактировано: 30 апреля 2013
Бродили по кладбищу долго, радуясь тому, что есть тут чисто выметенные дорожки. Указатели. И огорчаясь состоянию большинства могил и надгробий.
Когда мы уже шли неторопливо к выходу, какой-то мужчина остановил нас вопросом – какова цель фотографирования могил? Пояснили, что интересуемся изменениями, происходившими в похоронном деле. Здесь, на Новодевичьем, эти различия показались особенно заметны. Мужчина оказался заместителем ген.директора предприятия, обслуживающего кладбище, интересным рассказчиком, хорошо знающим своё дело и болеющим за него душой. Из его рассказа выходило, что нет-нет, да и появляются люди и организации, желающие восстановить разрушенный за 70 лет бесхозного существования некрополь, но дальше дело не движется. Те, у кого есть деньги, могилами еще не интересуются, а те , кто интересуется, денег не имеют. Полностью отреставрированными можно считать всего несколько могил – Некрасова и Тютчева, в том числе. Олег Николаевич, так звали нашего экскурсовода, рассказывал о том, что в 30-е разграбление могил было делом государственным. Приезжали на грузовичках, днем. С нужным инструментом. Выламывали решетки и двери усыпальниц, поднимали могильные плиты склепов, находящихся в них, вскрывали гробы и вынимали оттуда все, имеющее ценность – золотые пуговицы, ордена, оружие… Кладбище было, как теперь бы сказали – «престижным». Здесь не было безымянных захоронений, наоборот – все покойники «с именами». Кроме упомянутых уже Некрасова и Тютчева: Майков, Победоносцев, Боткин, Отт, Эссен, Багратион(*), …
Инженеры - путейцы, доктора, юристы, потомственные граждане.
Олег Николаевич рассказал, что захоронение по «первому разряду» - стоило 500 рублей за «место». Могила Некрасова заняла 8 мест. Могила Тютчева и его близких – чуть меньше по размерам. Показал нам и могилы семьи Тютчева - «4 белых креста».Могила восстановлена в 2003 году.
---
* - разумеется не тот, который погиб на Бородинском поле. Судя по надписи на могиле, скорее всего – сын