Вена.Опера.
Памятуя о разочаровании, постигшим нас на пороге Ла Скалы, было твердо решено – оперу смотреть. Хотя бы помещение.
По этой причине, уже в первый ознакомительный поход мы радостно бросились к зданию, которое просто обязано быть оперой. Оно и было. Вот только «народной», о чём указывала табличка на стене. Кто ж знал, что в Вене, как минимум два оперных театра.
В конечном итоге на нужную оперу мы натолкнулись. И в последствии она нас тянула к себе как магнитом. Куда бы мы не брели, глаза постоянно натыкались на один из четырёх ее фасадов .
Наиболее впечатлило зрение её с «подставки» другой примечательности – Альбертины.
Вход в оперу, для простых смертных, организован с левой стороны, там, где зайчишко великого Дюрера прилег. По непонятной причине, зайчик сей возмутительного , не встречаемого в природе цвета.
Но сейчас не о нём.
Потолкавшись на входе мы установили, что купить билетик можно прямо здесь, а вот экскурсию нужно подождать. Русскоговорящая была назначена на 14 часов. А до этого проходят «организованные группы» и "дикие", по-русски не говорящие. Всякие там испано-англо и ещё бог весть какие, включая китайцев.
Группы собираются в холле , уставшие туристы раскованно восседают прямо на исторических ступеньках, ведущих в царство звуков, через парадный подъезд.
Дабы не было скучно, вывезли пару стоек с нарядами прошлых эпох и каждый желающий мог сфотографироваться, вставив свою физиономию в проволочную рамку под шляпой. Развлечение пользуется успехом и у мужского камзола возникает небольшая очередь.
Про женский наряд не могу ничего сказать, Ненаглядная не поддалась на предложение увековечиться , на глаз определив, что до «лица» не дотянется.
Посидели, попили водички. Настроили фотоаппаратуру, среди которых важная роль отвелась и планшету с его мегапикселями.
Пробил час. Построились, пошли. Экскурсоводом выступала барышня лет около 30 с большой «театральной сумочкой», типа – кошёлка. Сразу представилась и попросила снимать интерьеры без неё. Ишь ты, скромница какая.
Поднимались по парадной лестнице, охая и ахая от её великолепия .
Далее, полутемными и узкими коридорами пришли на сцену, где в этот момент монтировали декорации к «Хованщине».
Оказавшись за кулисами, да ещё в таком театре, я был сражен! Мощным оснащением и рассказом о том, что такая же по размерам, сцена расположена и под нами. Она – рабочая. Служит для быстрой смены декораций. А вот актерам и танцорам не повезло, им приходится добираться на сцену ножками. По довольно крутым и узким лестницам.
Из поданной информации в памяти осталось:
- в театре каждый день новый спектакль;
- спектакль идет на языке оригинала, по крайне мере, заглавные партии;
- солистов приглашают со всего белого света. Своя труппа повинна изучать хоровые партии на каждый спектакль в оригинале ( как это выходит, расскажу позже)
- зал театра полный новодел, т.к. во время войны сюда попали 8 бомб и от роскошного декора не осталось ничего. Вообще ничего! ;
- в центре люстры имеется люк, через который спускается лестница – стремянка, которую используют для мытья люстры и замены перегоревших ламп.
- в зале не используется кондиционирование. Во избежание повреждения связок у поющих. Можете себе представить, что там бывает к третьему часу спектакля. По этой причине, летом театр не работает. Просто очень душно.
- на каждый спектакль продаются «входные билеты», и каждый может устроиться там, где найдет себе место. Как правило, это стоячие места на галёрке. Ибо свободных мест в ложах и в партере не бывает.
Во время войны, при пожаре, театр утратил всю коллекцию костюмов. Многие из которых «помнили» прежних великих. Сегодня коллекция насчитывает боле 120 000 костюмов. Новые шьют только для очень известных солистов. Остальным подбирают в костюмерной.
- исторически запрет на свист в театре объясняется элементарно. Газовое освещение!
Потухшая горелка продолжает выпускать газ, который не сгорает. И, если где-то свистит - значит уходит газ! Дальнейшее понятно из физики.
Что касается истории театра, то во время оно, венская опера была вовсе не местом , где слушают и аплодируют, а наоборот – сами болтают и шляются по залу туда – сюда. Особым спросом пользовались билет на те дни, когда в Оперу приезжал император. О его приезде узнавали достаточно просто – смотрели, горит ли свет в «чайной комнате».
Понятное дело, император приезжал со свитой и здесь, в опере, можно было попытаться решить свои дела, обратиться с прошением etc. Хитрые оперные гешефтмайстеры заметили, что в день приезда императора наполняемость зала лучше и быстренько сообразили зажигать свет в «чайной» даже если приезда августейшего не ожидалось.
( императорская "чайная комната".Сюда входа нет. Только из дверей посмотреть)
Во время экскурсии сильно утомляло то, что групп по театру бродит несметное количество.
И бубнёж экскурсоводов на разных языках не давал сосредоточиться на том, что рассказывает свой. Обратная, так сказать, сторона популярности венской оперы.
«Кошелка» оказалась необходимым атрибутом, в ней прятались фотографии , иллюстрирующие рассказ ведущей. В том числе – фотографии венского бала. О! Это – нечто!!!! 120 пар дебютантов, проходят кастинг с целью попасть сюда.
И покружиться в обязательных вальсе и мазурке. Дамы- только в бальном, белом. Мужчины – только во фраке. Для этих целей, из партера выносят кресла, настилают выравнивающий пол.
Почему «дебютанты» ? Да потому, что принять участие в этой группе можно только один раз!
Нет-нет, разумеется, вы можете и после приехать на бал, купить билетик, место в ложе и танцевать. Но не на открытии бала! Открывают только «перворазники».
Стоимость билетика на этот бал произносить не стану. Даже в евро это…ого – го! А уж в наших, да при нынешнем курсе … заоблачно. Однако, едут, танцуют. Ибо венский бал это место встречи, которое изменить нельзя! Дипломаты и бизнесмены, политики и военные, ну и просто очень богатые, которым обязательно нужно тут быть.
(портрет одного из директоров театра. Он же - дирижер, он -же - композитор, чьи произведения ставились в театре.)
45 минут полетели практически не заметно, наша экскурсия закончилась, мы вернулись в зал. Просто так. Посидеть в партере. Подышать этим воздухом.
Представить себе, что на сцене не монтировщики декораций растягивают красно – белую ленту, а какой-то заезжий бас или тенор, поёт с Нетребкой…
Кстати о ленте. В нашей стране красно – белые полосы идут под углом, в Австрии – вдоль. Под цвет национального флага.
Во время экскурсии нам рассказали, что у театра есть огромный экран, на который транслируется идущий сегодня спектакль. Узнать о трансляции можно по специальному значку на афише театра.
Нам повезло. Добродившись по городу до вечера, мы вновь оказались у Оперы. Еще от Захера уловили играющую музыку. Хм, решили мы, даже снаружи слышно как поют ! Ошибались!
Музыка доносилась с противоположного от Альбертины фасада. Того самого, который «справа».
Напротив экрана расставлены стулья. Можно сесть ( если повезет) и посмотреть спектакль вместе со зрителями в зале. Не совсем, то впечатление, однако минут сорок мы посидели. Пока не стало совсем прохладно.
Возможно, если бы давали не нашу оперу и «на языке оригинала», смотрели бы и дальше. Но, увы, понять никого кроме Хованского , было не возможно. Вроде бы русский текст, но произносится так, будто рот забит манной кашей. Это портило впечатление. Ну и, уличный шум, диссонирующим фоном .
Из видео ряда, отметили «смелое решение» режиссера Льва Додина, спустившего штаны с главного героя и подсунувший ему развеселую деваху для совершения полового акта. На глазах у всего хора, резвящегося на конструкции, напоминающей деревенский погост. Вероятно, это то, что в либретто обозначалось как разгул стрелецкой вольности.
ЗЫ, ну вот, и наши телогрейки приобщились к сотне тысяч венских оперных костюмов.