Ярославцы все красавцы Часть 7
Предыдущая часть
Мини - Отельчик под названием «Достоевский» оказался не просто в центре исторических достопримечательностей города, но и сам был одним из них. Выговорить адрес таксисту мы так и не смогли, но он прекрасно нас понял, хотя и был , судя по всему, «понаехавшим» из какого-то очень азиатского региона нашей необъятной… А вы попробуйте построить прилагательное от слова Которосль. Это вам не «я иду по ковру, вы идёте покаврёте…»
Обустроено внутри двухэтажного домика было всё с максимальной выгодой. В смысле- с максимально возможным использованием площадей и объемов. Двери номеров упирались друг в друга, но сам номер, доставшийся нам, был вполне нормальных размеров внутри.
Из всех окон открывался вид на эту самую – Которосль’скую набережную и небольшую церковь с золочеными крестами и шатровым входом. Свежепокрашеную в белый цвет. Это была церковь «Николы Рубленного» .
От названия повеяло чем-то жутким!
Впоследствии оказалось, что ничего страшного тут не случилось. Был тут городской «микрорайон» за рубленным забором, да и сам –тоже из срубов состоял, вот и получила церковь Николы-угодника приставку «рубленный».
По преданию, именно здесь, на берегу ныне пересохшей речушки Медведицы, жило угро-финское (о как?) племя по имени "меря". Были они язычниками. Поклонялись своему божеству, по имени Велес. Рыбу ловили, землю пахали, в лес по грибы-ягоды и дрова похаживали
А неподалёку, на берегу озера Неро, стоял град «зело велик и чуден», по имени – Ростов. И «сидел» в нём князем Ярослав, сын киевского князя Владимира Красно Солнышко. Из Рюриковичей, между прочим. . Поскольку папаша уже окрестил Киевскую Русь и весьма ему это пришлось по нраву, то и сыну своему отдал наказ – крестить всех в новую веру.
Н-да, а дело было в Ростове. Который Великий (с 1151 года) и на озере Неро князем Ростиславом построен был.
Делать нечего, снарядил Ярослав Владимирович плавсредства (он тоже потомок варягов, а значит с судоходством был знаком), посадил на них дружину (сейчас бы сказали – морскую пехоту) да и поплыл вниз по течению Которсли, которая из озера Неро вытекает. Потомок-то он потомок, но уже сильно обрусевший. Отсюда понятно - вёслами махать лень, а по течению, одно удовольствие и всякие пейзажи...
Приплыл в Медвежий угол и давай уговаривать местную чухонь в веру новую переходить. Те – ни в какую! У нас, говорят, свой есть Бог и защитник и мы его уважаем, всяческие дары ему дарим, уж очень он суров и беспощаден. Ты, князь пришёл-ушёл, а нам с ним тут проблемы решать и оправдываться. Тогда сказал им Ярослав Владимирович – ведите мне этого, вашего. Изведаю я чья вера сильнее! Чухонцы привели своего , так сказать, повелителя, который выглядел как медведь. Да, собственно говоря, медведем и был. Легенда сказывает, что вышел молодой князь, как тогда было принято один на один. В честный поединок. С условием – если я победю…побежу…одним словом, если я вашего одолею, вы все в веру новую переходите, ибо в вере – сила!
Тут, надо сказать, князь схитрил. Вера – верой, а сила- силой! На медведя с голыми руками? Да это только в сказках такое случалось. А потому, князь подключил свой ум и достижения технического прогресса. В связи с чем имел он преимущество перед медвежьими лапами. Секира у него была на длинной палке. Таким образом, при помощи прогрессивных технологий, понятное дело, одолел медвежью силу. А князя, вероятно впервые посчитали – мудрым человеком. Дальше –больше, много чего он своей головой свершил за годы сидения в Ростове, Новгороде (оба –Великие) и Киеве, за что и вошёл в историю под именем Ярослав Мудрый.
Тут я хочу заметить, что меряне были людьми невоинственными и про оружие слыхом не слыхивали! Ну, разве что - защищались от зверья дикого. А меч, как известно, всегда впереди щита идёт и совершенствуется. И при помощи этого самого меча чухонцы были насильно введены в веру Христову, но от своего язычества не отказались и, впоследствии, ушли пешим маршем вверх по Волге, образовав Марийскую АССР.
Помнится, один из сослуживцев, с которым привезли нас в Венгрию. С глубоким изумлением осознал внезапно, что он понимает практически всё о чём мадьяры гутарят! Вот и прикиньте как расползались по землям эти самые народности , убегая от монголо-татарского нашествия и последующего ига..
Ярик (для краткости, а не из фамильярности назовём его так), прямо тут, в Медвежьем углу, обосновал небольшой пограничный пункт…хм досмотра. Место ему показалось очень выгодным Две реки Которосль и Волга образуют Стрелку, с трёх сторон защищавшую «пограничников и таможенников». Берег высокий, видно – далеко. А городок стали величать, как было принято на Руси, по имени основателя – Ярославлем.И гербом ему стал медведь с золотой секирой на плече.
Странная, на мой взгляд, композиция. Ой, про что я начал рассказ то свой?
Ах, про церкви! В нынешнем Ярославле их 37. До революции было больше 100. В советские годы, понятное дело, церкви или рушили, или приспосабливали. Наш «Никола Рубленный» был закрыт в 1924 году.Т.е. в следующем году может отметить «юбилей» замков, повешенных на дверях. 1000-летию города, был несколько отреставрирован снаружи, сейчас ведутся работы внутри церкви. На нашем присутствии было только открытие ставен «на проветривание».
«Есть мнение» © что именно Никла Рубленный изображён на известной картине Саврасова – «Грачи прилетели». Специально сравнил фото и картину. Сходство, определённо, имеется Однако с патриотами-ярославцами спорят искусствоведы, почитатели Саврасова . Нет, говорят, в другом месте Алексей Кондратич наброски делал. Хотя и не отрицают, что в Ярославле он тоже довольно долго жил. Сравнивать картину и фото нынешней церкви занятие . считаю, напрасное .Ибо церковь, наверняка перестраивалась. Берёзы высохли, грачей местные чайки погубили. Тут вот какая беда случилась – не стало в Волге рыбы! Чайки стали разорять чужие гнёзда, так и вывелись перелётные птички. Из-за «человеческого фвктора», погубившего рыбные запасы рек Средней полосы России. Грустно вспоминать, что стерляди сегодня остались только на гербах Саратова и Рыбинска! .
Супротив Николы Рубленого, на другом берегу оврага (или у оврага нет берегов? Но там раньше речка была, значит – «на берегу») стоит чуть более крупная и сравнительно молодая церковь Спаса –на-городу..
Между ними, на дне оврага – поле для футбола и других спортивных развлечений. Нужно сказать, что по дороге к ней может возникнуть когнитивный диссонанс, поскольку Которосльная набережная представляет собой как-бы верхний ярус…Волжской набережной, идущей по берегу Которосли. Не смущайтесь, мало –ли каких чудес существует в отечественной топономике. К примеру улица Лёни Голикова в Питере. Если посмотрите на карту, «крыша поедет вместе со стропилами»!
Так вот, эта самая «На-городу», тоже весёленькая, беленькая. И, даже, в рабочем состоянии.