Некнижно про Нижний.Часть вторая - Ярмарка.
В процессе подготовки к поездке, как обычно, было найдено, прочитано, просмотрено на картах много информации. Однако, зная, что на местности обязательно всё будет иначе, приняли решение чисто по-Ленински : мы пойдём другим путём!
Потому, что :
- Во-первых, нужно потратить время «от приезда до заезда». А как его потратить, если не совместить с осмотром местных «примечательностей»?
Ходить кругами вокруг да около? Ну, уж –нет! У нас всего – ничего на знакомство с городом, про который начали поговаривать в свете привлекательности.
- Во-вторых, кое-что примечательное есть и в шаговой доступности от вокзала.
И ещё неизвестно, сумеем мы туда собраться и добраться специальным путём?
Исходя из этого, открыл гугля-карту и с «просмотром улиц» потопал к предполагаемому месту ночевания. Нужно сказать, это вполне себя оправдавшее занятие! Поскольку я запомнил, что идти нужно в сторону «метромоста», то…выйдя на привокзальную площадь упорно отказывался следовать как своему «географическому кретинизму», так и стремлению Ненаглядной, призывавшей идти «вон туда». Прежде всего, нужно было найти этот самый «метромост». Моя спутница резонно заметила, что «мостов тут уйма»! И так оно и выглядит «на местности». А потому было принято «соломоново решение» не пороть горячку на пустой желудок, а пробудить мозг подкреплением пищи. Благо где-то тут , согласно картам, должен стоять пункт «быстрого питания» в виде бывшего «мак-дона». Вот я ни за что бы не сумел найти его на этой площади! Уж очень он скромненько информировал о своём присутствии буковкой «М» на фасаде. Не в пример гр-ромадным «ЦУМ», что стояли на сером здании. Аккурат насупротив выхода из вокзала. Честно сказать, мы и пошли – то изначально в этот самый «Центральный». В надежде что там есть что поесть, но он, разумеется был закрыт, а вот от его порога «Вкусно-и точка» как раз и просматривается.
Таким образом, если вам случится приехать в Нижний на поезде, то эта питательная артерия ждёт вас в левом углу площади, в сереньком «фирменном» строении «мак-дональдса».
Неторопливо поковырявшись в выбранном наборе «фриштыка», поглазели в инет через местный «фрее-вай» и вышли в путь. Тут уж я был твёрд и непреклонен. Ибо с этой точки зрения мостов было уже не так много, а находились они в одном направлении. Пошли.
Смутно припоминал, что там ещё трамвайные пути куда-то ведут. Но не далеко, потому что – поворачивают налево, а нам – прямо!
«Прямо» пошла улица Вокзальная, которая мне была не по нутру. Я точно знал, что идти нужно по «Советской», её-то и обнаружили, спасибо местным коммунальщикам, не сдавшим в утиль вывески. Как это сотворили питерские ребята. Нет, они всё правильно делали. Было решение заменить старые советские метровые с черными на белом вывески на элегантные синего цвета.С белыми буквами…Но…что-то там не пошло так как надо и вместо старых, сданных в чермет новые появились далеко не везде. Вероятно, по причине полной их непригодности! Они сами маленькие, буквы –маленькие, а номер домов – в кружочке и того меньше! Если во времена развитого социализма название улицы и номер дома можно было прочитать не выходя из автобуса, то теперь, даже уперевшись в этот «дизайн» лбом - затруднительно.
Впрочем. Я отвлёкся.
Идём мы бодренько так. По Советской и уже начали попадаться «знакомые» места и вывески. В частности, единственное на всю дорогу (по мнению «гугля») кафе об руку с адвокатской конторой.
«Верной дорогой идёте, товарищи!" - хотелось мне процитировать вождя мирового пролетариата... а вот и он сам! Машет рукой на площади имени своей фамилии. На фоне сложночитаемого названия отеля.
Рядом с монументом вождю ещё один – тоже революционного плана. Трое мужчин, один из которых поднимает знамя из рук упавшего товарища. А третий прикрывает их с винтовкой в руке. Женщина тоже тут есть, но она что-то там делает с этим самым знаменем. Вот в прежние туристические времена сюда непременно привозили «организованных граждан с туристическим целями». А теперь только я обошёл монумент.
Предоставив Ненаглядной устремиться к памятнику архитектуры XVIII века. Я трезво рассудил, что «Главное здание Нижегородской ярмарки», простояв полторы сотни лет, уже никуда не денется. И оказался прав. А ещё – приятно удивлён. Поскольку в описаниях про этот объект написано так, что складывается впечатление - здание стоит за забором! Нет, забор-то там есть, но он отгораживает огромную торговую площадь, на которой ютятся (увы, но иначе не сказать!) торговые павильёнчики.
А ещё – навесы с загадочным лавочками. Если они для торговли, то почему «прилавки» надо именовать «залавки»?
Тем временем. Спутница моя обнаружила лавки-качели и усевшись на одну из них занялась этим аттракционом, совмещая отдых с разглядыванием впечатляющего здания в «новорусском стиле».
История ярмарки, которую рассказывает аудиогид в «дабл-деккере», не совсем то, что записано про неё в «скрижалях». Из этого рассказа складывается впечатление, что ярмарку построил генерал Бетанкур, имя которого было напрочь забыто долгие-долгие годы. И не совсем понятно, с какого-такого перепугу монумент на его могиле разработал Огюст Монферран, если звучит дата 1896-й год! Ведь Монферран умер в 1858 году, а сам Бетанкур умер итого раньше - в 1824-м!!!
На самом деле Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина — так оно звучит полностью. Родился он на Канарских островах, но в свои 50 лет переехал в Россию на службу государю императору.
С Нижним Новгородом испанца связали три важных проекта. С 1817 года он руководил строительством ярмарки, более того, именно Августин Бетанкур выбрал новое место для «славного торжища», после того как пожар уничтожил макарьевские ряды(*). Вместе с архитектором Огюстом Монферраном он подготовил планы городка и чертежи зданий. В 1822 году был открыт каменный комплекс ярмарки с Гостиным двором, построенным по проекту Монферрана.
И вот теперь всё встаёт на свои места!
А что же с этим зданием-то не так?
Да всё оно –так! В 1889 году было принято решение о разрушении обветшалого Гостиного двора и строительстве на его месте нового здания. Которое и было построено в 1890-м году.
Если копнуть поглубже информацию про Августа Августовича Бетанкура. Оторопь берёт! Спросите любого –кто построил Исакиевский собор вСанкт-Петербурге и нам ответят – Монфрерран. Ну-да, рисунки его. А вот вся техническая часть этот – Бетанкур! И «Александрийский столп» на Дворцовой площади мог так и остаться красивым рисунком, если бы не Август Августович и его инженерный гений! А ведь ещё в заслугах испанца на русской службе ни много-ни мало учреждение «Института Корпуса инженеров путей сообщений»
«Цель института снабдить Россию инженерами, которые, прямо по выходе из него, могли бы быть назначаемы к производству всяких работ в Империи».
Считается, что первым «промышленным шпионом» был Д.И.Менделеев. Отнюдь! Ещё в 1788 м году в Лондоне Бетанкур «внимательно осмотрел» паровую машину двойного действия Джеймса Уатта и разгадал принцип её действия. Затем, уже на русской службе, конструировал машины с применением паросиловой установки. В том числе – драгу для рытья и очистки дна рек, каналов и т.п. Построенная в 1812 году на Ижорском заводе по его чертежам драга была первым в мире экскаватором. Применялась для углубления акватории Кронштадского порта. Ещё одним известным проектом Бетанкура была паровая печатная машина для изготовления ассигнаций.
Однако, вернёмся на Нижегородскую ярмарку. К концу XIX века ярмарка занимает территорию от Московского вокзала до собора Александра Невского, от побережья Оки до Мещерского озера.
Торговали здесь всем чем только можно, но главным товаром долгие годы оставался чай. Везли его из Бурятии, из Кяхты, что на границе с Китаем. Именно он и служил основанием «пирамиды цен» на все остальные товары. Именно здесь зарождались великие купеческие династии Блиновых, Бугровых, Рукавишниковых и многих других.
В 1896 м году здесь состоялась Всероссийская промышленная и художественная выставка. Выставку посетил император Николай II с супругой Александрой Фёдоровной.
Кроме него, за полтора месяца здесь побывало до 150 тысяч (!) человек. При населении Нижнего Новгорода в 18 тысяч! Французский писатель Александр Дюма шутливо писал – я переходил Оку по стоящим судам!
Ярмарка успешно вернула в казну потраченные на её устройство 9 миллионов рублей.
А благодарные купцы «вскладчину» оплатили памятник её строителю – Августу Бетанкуру на Смоленском кладбище в Петербурге.
После революции ярмарочная торговля приходит в упадок. На её территории размещаются воинские части, здания или разрушаются, или становятся жилыми домами.
Постепенно территория превращается в район трущоб.
В 1930м принимается решение о сносе ярмарки как социально-враждебного явления.
От былого комплекса остаётся Главный дом, Спасский староярмарочный собор и новоярмарочный собор Александра Невского.
В Главном доме размещается Горьковский городской совет.
В соборе Александра Невского размещался склад, в Спасском соборе –тоже склад, но уже военный.
В 70-е годы начали осуществлять проект по переносу городского центра из нагорной части на левый берег Оки. Освобождаемая территория застраивается жилыми многоквартирными домами.
* Макарьевские ряды – торговое место у стен Макарьевского монастыря.
5 дней в году здесь разрешалась беспошлинная торговля. Существовала с 1648 года.
С 1755 – государственная собственность.
Ещё в начале XIX века министр коммерции Николай Румянцев предлагал перенести ярмарку выше по течению, в Нижний Новгород в виду того, что постоянные весенние паводки наносят большой урон и самой ярмарке и товарам. Но дело сдвинулось с мёртвой точки только в 1816-м, когда пожар уничтожил все балаганы и лавки.
Потому, что :
- Во-первых, нужно потратить время «от приезда до заезда». А как его потратить, если не совместить с осмотром местных «примечательностей»?
Ходить кругами вокруг да около? Ну, уж –нет! У нас всего – ничего на знакомство с городом, про который начали поговаривать в свете привлекательности.
- Во-вторых, кое-что примечательное есть и в шаговой доступности от вокзала.
И ещё неизвестно, сумеем мы туда собраться и добраться специальным путём?
Исходя из этого, открыл гугля-карту и с «просмотром улиц» потопал к предполагаемому месту ночевания. Нужно сказать, это вполне себя оправдавшее занятие! Поскольку я запомнил, что идти нужно в сторону «метромоста», то…выйдя на привокзальную площадь упорно отказывался следовать как своему «географическому кретинизму», так и стремлению Ненаглядной, призывавшей идти «вон туда». Прежде всего, нужно было найти этот самый «метромост». Моя спутница резонно заметила, что «мостов тут уйма»! И так оно и выглядит «на местности». А потому было принято «соломоново решение» не пороть горячку на пустой желудок, а пробудить мозг подкреплением пищи. Благо где-то тут , согласно картам, должен стоять пункт «быстрого питания» в виде бывшего «мак-дона». Вот я ни за что бы не сумел найти его на этой площади! Уж очень он скромненько информировал о своём присутствии буковкой «М» на фасаде. Не в пример гр-ромадным «ЦУМ», что стояли на сером здании. Аккурат насупротив выхода из вокзала. Честно сказать, мы и пошли – то изначально в этот самый «Центральный». В надежде что там есть что поесть, но он, разумеется был закрыт, а вот от его порога «Вкусно-и точка» как раз и просматривается.
Таким образом, если вам случится приехать в Нижний на поезде, то эта питательная артерия ждёт вас в левом углу площади, в сереньком «фирменном» строении «мак-дональдса».
Неторопливо поковырявшись в выбранном наборе «фриштыка», поглазели в инет через местный «фрее-вай» и вышли в путь. Тут уж я был твёрд и непреклонен. Ибо с этой точки зрения мостов было уже не так много, а находились они в одном направлении. Пошли.
Смутно припоминал, что там ещё трамвайные пути куда-то ведут. Но не далеко, потому что – поворачивают налево, а нам – прямо!
«Прямо» пошла улица Вокзальная, которая мне была не по нутру. Я точно знал, что идти нужно по «Советской», её-то и обнаружили, спасибо местным коммунальщикам, не сдавшим в утиль вывески. Как это сотворили питерские ребята. Нет, они всё правильно делали. Было решение заменить старые советские метровые с черными на белом вывески на элегантные синего цвета.С белыми буквами…Но…что-то там не пошло так как надо и вместо старых, сданных в чермет новые появились далеко не везде. Вероятно, по причине полной их непригодности! Они сами маленькие, буквы –маленькие, а номер домов – в кружочке и того меньше! Если во времена развитого социализма название улицы и номер дома можно было прочитать не выходя из автобуса, то теперь, даже уперевшись в этот «дизайн» лбом - затруднительно.
Впрочем. Я отвлёкся.
Идём мы бодренько так. По Советской и уже начали попадаться «знакомые» места и вывески. В частности, единственное на всю дорогу (по мнению «гугля») кафе об руку с адвокатской конторой.
«Верной дорогой идёте, товарищи!" - хотелось мне процитировать вождя мирового пролетариата... а вот и он сам! Машет рукой на площади имени своей фамилии. На фоне сложночитаемого названия отеля.
Рядом с монументом вождю ещё один – тоже революционного плана. Трое мужчин, один из которых поднимает знамя из рук упавшего товарища. А третий прикрывает их с винтовкой в руке. Женщина тоже тут есть, но она что-то там делает с этим самым знаменем. Вот в прежние туристические времена сюда непременно привозили «организованных граждан с туристическим целями». А теперь только я обошёл монумент.
Предоставив Ненаглядной устремиться к памятнику архитектуры XVIII века. Я трезво рассудил, что «Главное здание Нижегородской ярмарки», простояв полторы сотни лет, уже никуда не денется. И оказался прав. А ещё – приятно удивлён. Поскольку в описаниях про этот объект написано так, что складывается впечатление - здание стоит за забором! Нет, забор-то там есть, но он отгораживает огромную торговую площадь, на которой ютятся (увы, но иначе не сказать!) торговые павильёнчики.
А ещё – навесы с загадочным лавочками. Если они для торговли, то почему «прилавки» надо именовать «залавки»?
Тем временем. Спутница моя обнаружила лавки-качели и усевшись на одну из них занялась этим аттракционом, совмещая отдых с разглядыванием впечатляющего здания в «новорусском стиле».
История ярмарки, которую рассказывает аудиогид в «дабл-деккере», не совсем то, что записано про неё в «скрижалях». Из этого рассказа складывается впечатление, что ярмарку построил генерал Бетанкур, имя которого было напрочь забыто долгие-долгие годы. И не совсем понятно, с какого-такого перепугу монумент на его могиле разработал Огюст Монферран, если звучит дата 1896-й год! Ведь Монферран умер в 1858 году, а сам Бетанкур умер итого раньше - в 1824-м!!!
На самом деле Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина — так оно звучит полностью. Родился он на Канарских островах, но в свои 50 лет переехал в Россию на службу государю императору.
С Нижним Новгородом испанца связали три важных проекта. С 1817 года он руководил строительством ярмарки, более того, именно Августин Бетанкур выбрал новое место для «славного торжища», после того как пожар уничтожил макарьевские ряды(*). Вместе с архитектором Огюстом Монферраном он подготовил планы городка и чертежи зданий. В 1822 году был открыт каменный комплекс ярмарки с Гостиным двором, построенным по проекту Монферрана.
И вот теперь всё встаёт на свои места!
А что же с этим зданием-то не так?
Да всё оно –так! В 1889 году было принято решение о разрушении обветшалого Гостиного двора и строительстве на его месте нового здания. Которое и было построено в 1890-м году.
Если копнуть поглубже информацию про Августа Августовича Бетанкура. Оторопь берёт! Спросите любого –кто построил Исакиевский собор вСанкт-Петербурге и нам ответят – Монфрерран. Ну-да, рисунки его. А вот вся техническая часть этот – Бетанкур! И «Александрийский столп» на Дворцовой площади мог так и остаться красивым рисунком, если бы не Август Августович и его инженерный гений! А ведь ещё в заслугах испанца на русской службе ни много-ни мало учреждение «Института Корпуса инженеров путей сообщений»
«Цель института снабдить Россию инженерами, которые, прямо по выходе из него, могли бы быть назначаемы к производству всяких работ в Империи».
Считается, что первым «промышленным шпионом» был Д.И.Менделеев. Отнюдь! Ещё в 1788 м году в Лондоне Бетанкур «внимательно осмотрел» паровую машину двойного действия Джеймса Уатта и разгадал принцип её действия. Затем, уже на русской службе, конструировал машины с применением паросиловой установки. В том числе – драгу для рытья и очистки дна рек, каналов и т.п. Построенная в 1812 году на Ижорском заводе по его чертежам драга была первым в мире экскаватором. Применялась для углубления акватории Кронштадского порта. Ещё одним известным проектом Бетанкура была паровая печатная машина для изготовления ассигнаций.
Однако, вернёмся на Нижегородскую ярмарку. К концу XIX века ярмарка занимает территорию от Московского вокзала до собора Александра Невского, от побережья Оки до Мещерского озера.
Торговали здесь всем чем только можно, но главным товаром долгие годы оставался чай. Везли его из Бурятии, из Кяхты, что на границе с Китаем. Именно он и служил основанием «пирамиды цен» на все остальные товары. Именно здесь зарождались великие купеческие династии Блиновых, Бугровых, Рукавишниковых и многих других.
В 1896 м году здесь состоялась Всероссийская промышленная и художественная выставка. Выставку посетил император Николай II с супругой Александрой Фёдоровной.
Кроме него, за полтора месяца здесь побывало до 150 тысяч (!) человек. При населении Нижнего Новгорода в 18 тысяч! Французский писатель Александр Дюма шутливо писал – я переходил Оку по стоящим судам!
Ярмарка успешно вернула в казну потраченные на её устройство 9 миллионов рублей.
А благодарные купцы «вскладчину» оплатили памятник её строителю – Августу Бетанкуру на Смоленском кладбище в Петербурге.
После революции ярмарочная торговля приходит в упадок. На её территории размещаются воинские части, здания или разрушаются, или становятся жилыми домами.
Постепенно территория превращается в район трущоб.
В 1930м принимается решение о сносе ярмарки как социально-враждебного явления.
От былого комплекса остаётся Главный дом, Спасский староярмарочный собор и новоярмарочный собор Александра Невского.
В Главном доме размещается Горьковский городской совет.
В соборе Александра Невского размещался склад, в Спасском соборе –тоже склад, но уже военный.
В 70-е годы начали осуществлять проект по переносу городского центра из нагорной части на левый берег Оки. Освобождаемая территория застраивается жилыми многоквартирными домами.
* Макарьевские ряды – торговое место у стен Макарьевского монастыря.
5 дней в году здесь разрешалась беспошлинная торговля. Существовала с 1648 года.
С 1755 – государственная собственность.
Ещё в начале XIX века министр коммерции Николай Румянцев предлагал перенести ярмарку выше по течению, в Нижний Новгород в виду того, что постоянные весенние паводки наносят большой урон и самой ярмарке и товарам. Но дело сдвинулось с мёртвой точки только в 1816-м, когда пожар уничтожил все балаганы и лавки.
Настроение: улыбаюсь
Редактировано: 19 октября 2023