Некнижно про Нижний.Часть третья. Стрелка.
Сразу признаюсь, в связи с плохой погодой мы сделали аж три круга на «дабл-декере» За два дня. Максимально использовав суточный билет.
Однако, по Кремлю успели пройтись ножками. Точнее даже не «по», а – вокруг.
Всё по-порядку.
Поболтавшись по пустой, в связи с ранним часом, территории Ярмарки мы потопали прямо. Куда глядели глаза и вела предварительная подготовка. Т.е. на Стрелку!
На самом деле, путь от Московского вокзала до неё не такой уж неодолимый и длинный. Понятное дело, спутница моя задавала разные вопросы любознательного характера и с «подтекстом», на корейском (кажется) языке:. : «а туда-ри-мы-идём?» , что в переводе означало – "сомнение".
Нет, меня всегда пробирает до ногтей на ногах тон её «невинных»! вопросов! Мне всегда тут же хочется сознаться во многих прегрешениях, в том числе – в убийстве Президента Кеннеди, его брата Роберта и Патриса Лумумбы в придачу !
А уж на популярный (среди женщин) вопрос –«кто тебе не даёт»? Я даже подготовил целый список , включающий в себя как Джулию Робертс, так и Вупи Голдберг.
Вот и здесь, размахивая, для убедительности руками, я пояснял – нам на ЭТОТ мост! Но мы на него сейчас не пойдём, потому, что, время надо убивать не просто так. А с пользой. Поелику мы уж оказались так далеко от дома.
Заблудиться на траверсе Канавинского моста, имея целью – Стрелку, не сможет даже слепой! Ибо купола и стены собора Александра Невского просто режут перспективу и пронзают… ну, понятное дело - низкую облачность ( слав - те!), пока без дождя! Можно уточнить, что от Московского вокзала , с заходом в едальню и восторгами на площади имени Ленина, как по его поводу, так и в отношении Главного здания Нижегородской ярмарки, мы дошли менее чем за два часа. Если идти целенаправленно, то выйдет около часу, с расчетом на длину шага моей спутницы. А он невелик да и сам я «семенил», слегка прихрамывая в связи … но не будем о возрасте.
(Если верить именам файлов на фото, путь от Ярмарки до Собора занял около 20 минут)
Сам собор выкрашен в ..э… да чего уж тут скрывать! В цвет «детской неожиданности», как, впрочем, и другие «примечательные» места , обновлённые к 800-летию не то города, не то – крепости.
Само это событие увековечено повсеместно и забыть его нельзя. Поскольку «1221» выдавлено на камушках, коими вымощен центр города.
Собор величественно возвышается на огромной пустоватой ещё площади. С коей, вероятно к юбилею, удалили всё «нанесённое» временем. Слева от него нелепо торчит новостройка Ледового дворца». А позади неё – стадион. Возведённый к ЧМ 2018. Кроме этого материализованного призыва : «Выше, дальше, быстрее» видна парочка мало понятных (на тот момент) шатровых «композиций», игриво натянутых под металлическими каркасами.
Непосредственно к Стрелке едет и сам благоверный святой Александр Невский. Верхом на коне, весь при оружии.
Для жителей Санкт-Петербурга, видавших позорную статую «А.Невского» на одноименной площади, конечно здешний конный князь куда как приятнее глазу! Наш –то, весь опутан проводами и ни с какой точки глазам избавиться от этой паутины не возможно.
Так вот, честно признаюсь, бегло осмотрели и сам собор, и конного князя, полагая что ещё будет отдельный выход и (вход) сюда.
И вот она СТРЕЛКА!
Ох!
Это красоту и мощь надо видеть своими глазами! Мы с полчаса, продуваемые сильными ветрами, стояли и просто пялили глаза! Вначале – в Оку. Затем-в матушку нашу, Волгу! Тут ещё «оживил кадр» какой-то неспешный буксир, толкавший впереди себя баржу, вероятно – с песком. Из Волги - в Оку.
Огорчил примитивной корабельной архитектурой какой-то катерок, вероятно из прогулочных. Сляпанный кое-как, на свалке металлолома. Иначе, я не могу объяснить явление в 20-х годах 21-го века его тупорылого форштевня а-ля корабли постройки 120-летней давности!
Ну, да-ладно.
Место стыковки двух великих рек окультурено до умом–помрачительности! Тут и скамеечки, и платные трубы для созерцания в разные стороны, есть места, где можно присесть не только , но и - даже! С закусочкой.
Обошлось без ставшей уже притчей во-языцах «скульптурной композиции» с сердечком, именем города и дыркой для желающего «запечатлеться с признанием». Здесь просто огромными красными буквами написано – «СТРЕЛКА». Оформлено всё так, что чувствуешь себя на палубе речного судна, которое держит путь вниз по реке.
Дошли до этих самых «шатров» под железными скелетами. Здесь стало известно, что это 2 оставшихся (из восьми) шатров, установленных еще при Царе-горохе (1882,1896 гг).
Внутри шатров всякие разные выставочные темы, дела и посещения.
Вот «посетить», моя спутница сразу согласилась. Ибо,она – опытная туристка и свято чтёт заповедь: видишь туалет-беги в него! Не дожидаясь естественного хода событий. В этот момент в шатёр нагрянула группа организованных посетителей, старше-школьного возраста, преимущественно – девиц. А потому мне представился редкий случай – протянуть ноги и посидеть в тепле. Слегка восполняя недосып в поезде. Впрочем, эту попытку впадения в дрёму постоянно прерывала гудящая рамка на входе.
Вот никак не пойму: на-фига их понатыкали по всей стране? О чём они сообщают? И – кому?
Рядом с этими пакгаузами две уменьшенные реплики «шуховских башен».Построенные по этому принципу башни - одна (во весь рост) стоит в Москве на Шаболовке, вторая- возле г.Дзержинска. Примечательно то, что эта, вторая, сохранилась буквально чудом! Это одна из 6-ти опор, построенных в 1927-29г. Они обеспечивали воздушный переход линии электропередач через Оку.
4 башни, за ненадобностью, впоследствии были разобраны, а две (высота 128 м) относительно благополучно дожили до 1997 года и были признаны «объектами культурного наследия». Но в 2005м их «партизанским методом» начали разбирать на металлолом! Из-за шума, поднятого иностранными туристами в печати, одну из башен успели спасти, отреставрировали.
И! Даже поместили на новой 100-рублёвой купюре. Эта ажурная конструкция впервые была реализована на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде в 1896 м году, после чего куплена фабрикантом Юрием Нечаевым-Мальцовым и сохранилась до настоящего времени в его бывшем имении Полибино в Липецкой области.
Здесь, на заднем плане, видна конструкция "пакгауза" с натянутым внутри шатром. О том, что шатры имели зеркальные поверхности стало известно только в процессе подготовки к реставрации 2021 года! Просто разгребая мусор вокруг двух сохранившихся конструкций наткнулись на зеркала....
Шуховская конструкция башни стала основой тысяч (если не больше!)конструкций разных размеров, но с единственным назначен быть – быть опорой всего что нужно поднять на высоту.
И, добавлю – прочности!
Башня простояла около 3-х лет, лишившись 2/3 элементов конструкции в основании! При этом, она затапливалось паводком и выдерживало напор ледохода.
Сегодня башни, сделанные на основании патента Российской империи № 1896 от 12 марта 1899 г, заявлен 11 января 1896 года украшают собой Барселону, Кобе, Цюрих, Лондон…
Найти информацию о том – кто начал «пилить» башни в Дзержинске не удалось.
Владимир Григорьевич Шухов (28 августа 2023 года исполнилось 170 лет со дня рождения!)известен, в основном, как человек придумавший» и построивший сотни гиперболоидных оснований для поднятия ввысь различных функциональных приборов, в первую очередь – антенн и … водонапорных баков! Однако, не башнями едиными он занимался. Оставим в стороне ажурные строительные конструкции для заводов и проходов и нырнём поглубже :
- автор технологии непрерывного крекинга нефти;
- придумал лучшие в мире форсунки для сжигания мазута (до него мазут сливали в пруды и овраги);
- сконструировал и протянул первые российские нефтепроводы;
- разработал легкие цилиндрические резервуары для хранения нефти (сейчас есть в каждом городе, а до него были американские тяжелые прямоугольные);
- автор проектов водоснабжения крупных российских городов, в том числе Москвы
- изобрел лучший в мире водотрубный паровой котел (золотая медаль Всемирной выставки в Париже 1900 года)
- изобрел морские мины и платформу для тяжелых артиллерийских систем,
- сделал батопорты для балаклавской бухты.
Но что-то я увлёкся!
Потратив на беглый (?) осмотр Стрелки чуть больше часа , отправились на правый берег Оки, в нагорную часть Нижнего. Ветер, досаждавший на Стрелке, на Канавинском мосту просто пытался снести нас в воду! Держать в руках телефон и пытаться поснимать «виды» было небезопасно! Руки моментально замерзали (ох, где вы обещанные +10???)и удерживать аппарат было не просто. Но я старался. Хотя панорама отсюда пока ещё - так себе.
Отчего же мост называется «Канавинский» ? Радиогид, бубнивший запись в автобусе, про примечательности выдаёт две основных версии:
- по изменённому наименованию расчетной единицы –«куна» (образованной от шкурки куницы), применявшейся якобы на ярмарках;
- по словам из песни подвыпивших горожан, идущих из кабака : «кума-вина».
Дескать, было тут «заведение» с хозяйкой –«кумой», к ней-то и обращались выпивохи.
Мне кажется, что всё более прозаичнее. Не надо иметь зрение как у орла, чтобы заметить огромную ложбину между холмами, ведущую к берегу Оки.
Скорее всего, именно по её дну и спускались-поднимались жители и товары к причалам.
Кстати, тут и кроется разгадка отчего в Нижнем все спуски к рекам называются «съезды». Возы с товарами действительно съезжали к причалам и переправе на более низкий берег Оки к ярмарочной площади. В то время как в Саратове вся торговля находится на высоком берегу и товары приходилось «взвозить» к ним. Это моё мнение, я с ним согласен, но никому не навязываю.
Однако, вернёмся на мост. Мы на нём были единственными пешеходами. Пара-тройка велосипедистов –не в счёт. В трезвом уме, вероятно, нижегородцы по мосту в пешем строю не передвигаются. Подтверждением этой догадки стало полное отсутствие возможности куда-то идти, как только мост закончился!
На сходе с моста, по правую его сторону высится Благовещенский собор. Доминанта одноименного мужского монастыря. И–крутейший подъем в гору!
По левую руку, въезд на мост предваряет подпорная стенка с огромным нарисованным крокодилом. Т.е. там вся стена – туловище земноводного.
Бррр!
Нам нужно было угадать в улицу Рождественскую, а не на спортивную площадку, плавно уходящую в набережную.Сделать это оказалось возможным только грубо нарушая ПДД. Пешеходных переходов в обозримой близости не наблюдалось, по этому пришлось дождаться красного света на набережной и ускоренно пересекать всю предмостовую часть, опасливо поглядывая по сторонам, ибо автоводилы вылетают справа, с горы и слева –с моста, как ненормальные. Обошлось! Вступили на следующую «примечательность» из путеводителя к ночлегу.
(Продолжение следует)