Чертова дюжина правил при репортажной съемке
На днях обнаружил довольно занятную дискуссию в одном из форумов фото.ру
В ней коллективным разумом пытались сформулировать некие "правила правой руки" для начинающих фотографов, которые хотят начать управлять своей камерой (а до сих пор было вроде бы наоборот). Как обычно, все это растянулось на много страниц и несколько сот выступлений, не обошлось без кидания друг в друга банановой кожурой и последующих примирений...
Но в итоге коллективный разум как бы победил
И я предлагаю Вашему вниманию чертову дюжину неких "правил". Конечно, это не те правила, следуя которым снимок будет гарантированно технически (а может даже и художественно) правильным.
Но в зыбком болоте фотографических блужданий эти правила похожи на твердые кочки. Опираясь одной ногой на такую кочку можно нашаривать другой ногой следующую точку опоры, не рискуя сразу провалиться с головой в бесконечные варианты выдержек диафрагм и ISO.
Я не сортировал их по каким-то признакам - так веселее будет читать. Кстати, там попадаются не только технические, но и "художественные" правила.
Многие из них придуманы западными фотографами, поэтому изначально имеют короткую английскую формулировку.
И как часто бывает - нет нужды пытаться удержать их в голове все сразу, а тем более - все сразу применять. Достаточно зацепиться за 2-3, и Ваши снимки могут стать лучше. А могут и не стать
Итак, чертова дюжина:
Правило №1. "F/8 an be there" (Диафрагму на 8 и быть на месте).
Авторство приписывают фотографу Аллену Хопкинсу (Allen Hopkins). При репортажной съемке - если Вы не уверены - ставьте диафрагму на 8. Но главное, конечно - оказаться в нужном месте. И в нужное время
Правило №2. "Expose for the Highlights" (Ориентируйтесь на света).
При съемке на цифру ориентируйтесь на светлые участки - чтобы они не оказались пересвеченными. Считается, что пересвеченные, белые участки смотрятся значительно уродливее полностью черных, да и в фоторедакторах детали из теней вытягиваются легче.
Правило №3. "Rule of Thirds" (Правило третей).
Это упрощение правила "Золотого сечения" для практического применения. Мысленно разделив кадр на 9 равных участков двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями и разместив смысловой центр на одном из пересечений этих линий, а значимые предметы - вдоль них, можно добиться выразительной композиции.
http://fotoscope.ru/mini/ goldenrat.jpg
Правило №4. "Less is More" (Меньше - на самом деле Больше).
Правило относится к портретной фотографии: концентрируйтесь на объекте съемки. Меньше антуража, меньше окружающей обстановки, ничего не отвлекает от объекта - это сделает портрет выразительнее. Убирайте лишнее.
Правило №5. "Sunny 16 rule"
Облегчает выбор правильной экспозиции днем. В яркий солнечный день значению диафрагмы f/16 будет соответствовать выдержка, равная выставленному ISO. Например, при ISO 100 и диафрагме f/16 нужно использовать выдержку 1/100 сек (или ближайшую к 1/100). При ISO 200: f/16 и выдержка 1/250 сек.
Правило № 6. "Dynamic symmetry rule" (Правило динамической симметрии). Проведите диагональ от угла кадра к углу, а затем из свободного угла проведите перпендикуляр к этой диагонали. Вот так:
http://fotoscope.ru/mini/ triangles.jpg
Точка их пересечения - удачное место размещения смыслового центра снимка.
Правило № 7. Правило трехкратной "грузоподъемности" штатива.
Заявленная "грузоподъемность" штатива и штативной головки должны минимум в три раза превышать вес самого тяжелого комплекта оборудования, планируемого к установке на штатив.
Правило № 8
Чтобы не было "шевеленки" - устанавливайте выдержку короче, чем 1/фокусное расстояние объектива. Для объектива с фокусным расстоянием 100 мм рекомендуются выдержки 1/100 сек и короче. Это работает для полнокадровых фотоаппаратов, а для "кропнутых" камер укорачивайте выдержку еще раза в полтора-два.
Правило № 9. "Moony 11 rule". Выбор "правильной" экспозиции при ночной съемке в лунном освещении.
При ясной полной луне значению диафрагмы f/11 будет соответствовать выдержка равная 1/ISO. Например, при ISO 100 и диафрагме f/11 нужно использовать выдержку 1/125 сек (ближайшая к 1/100). При ISO 200: f/11 и выдержка 1/250 сек. В зависимости от фазы луны правило меняется: f8 - при половинке луны, f5.6 - при четверти луны.
Но правила правилами, а Вы не забывайте контролировать результат по дисплею )))
Правило № 10.Правило глубины резкости.
Резко изображаемое пространство позади точки фокусировки примерно в 2 раза больше, чем перед ней.
Правило № 11Правило среднесерой ладони.
Нет серой карты? - замерьте экспозицию по тыльной стороне ладони, увеличьте экспозицию на 1 ступень и снимайте.
Правило работает только для бледнолицых
Правило № 12.
Чтобы белое выглядело действительно белым, увеличивайте экспозицию примерно на 2 ступени от того, что предлагает камера. Чтобы черное выглядело черным - уменьшайте экспозицию примерно на 2 ступени.
Правило помогает, если нужно создать впечатление именно белого или черного цвета.
И опять-таки - проверяйте, не мигают ли на экранчике пересвеченные белые области.
Правило № 13."Правило ближнего репортажного боя".
Для репортажа в гуще событий хороший результат дают фокусное 24 мм (для "кропнутых камер - 16-18 мм), диафрагма 5.6, выдержка 1/250сек.
Вячеслав Слободчук
http://fotoscope.ru/
В ней коллективным разумом пытались сформулировать некие "правила правой руки" для начинающих фотографов, которые хотят начать управлять своей камерой (а до сих пор было вроде бы наоборот). Как обычно, все это растянулось на много страниц и несколько сот выступлений, не обошлось без кидания друг в друга банановой кожурой и последующих примирений...
Но в итоге коллективный разум как бы победил
И я предлагаю Вашему вниманию чертову дюжину неких "правил". Конечно, это не те правила, следуя которым снимок будет гарантированно технически (а может даже и художественно) правильным.
Но в зыбком болоте фотографических блужданий эти правила похожи на твердые кочки. Опираясь одной ногой на такую кочку можно нашаривать другой ногой следующую точку опоры, не рискуя сразу провалиться с головой в бесконечные варианты выдержек диафрагм и ISO.
Я не сортировал их по каким-то признакам - так веселее будет читать. Кстати, там попадаются не только технические, но и "художественные" правила.
Многие из них придуманы западными фотографами, поэтому изначально имеют короткую английскую формулировку.
И как часто бывает - нет нужды пытаться удержать их в голове все сразу, а тем более - все сразу применять. Достаточно зацепиться за 2-3, и Ваши снимки могут стать лучше. А могут и не стать
Итак, чертова дюжина:
Правило №1. "F/8 an be there" (Диафрагму на 8 и быть на месте).
Авторство приписывают фотографу Аллену Хопкинсу (Allen Hopkins). При репортажной съемке - если Вы не уверены - ставьте диафрагму на 8. Но главное, конечно - оказаться в нужном месте. И в нужное время
Правило №2. "Expose for the Highlights" (Ориентируйтесь на света).
При съемке на цифру ориентируйтесь на светлые участки - чтобы они не оказались пересвеченными. Считается, что пересвеченные, белые участки смотрятся значительно уродливее полностью черных, да и в фоторедакторах детали из теней вытягиваются легче.
Правило №3. "Rule of Thirds" (Правило третей).
Это упрощение правила "Золотого сечения" для практического применения. Мысленно разделив кадр на 9 равных участков двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями и разместив смысловой центр на одном из пересечений этих линий, а значимые предметы - вдоль них, можно добиться выразительной композиции.
http://fotoscope.ru/mini/
Правило №4. "Less is More" (Меньше - на самом деле Больше).
Правило относится к портретной фотографии: концентрируйтесь на объекте съемки. Меньше антуража, меньше окружающей обстановки, ничего не отвлекает от объекта - это сделает портрет выразительнее. Убирайте лишнее.
Правило №5. "Sunny 16 rule"
Облегчает выбор правильной экспозиции днем. В яркий солнечный день значению диафрагмы f/16 будет соответствовать выдержка, равная выставленному ISO. Например, при ISO 100 и диафрагме f/16 нужно использовать выдержку 1/100 сек (или ближайшую к 1/100). При ISO 200: f/16 и выдержка 1/250 сек.
Правило № 6. "Dynamic symmetry rule" (Правило динамической симметрии). Проведите диагональ от угла кадра к углу, а затем из свободного угла проведите перпендикуляр к этой диагонали. Вот так:
http://fotoscope.ru/mini/
Точка их пересечения - удачное место размещения смыслового центра снимка.
Правило № 7. Правило трехкратной "грузоподъемности" штатива.
Заявленная "грузоподъемность" штатива и штативной головки должны минимум в три раза превышать вес самого тяжелого комплекта оборудования, планируемого к установке на штатив.
Правило № 8
Чтобы не было "шевеленки" - устанавливайте выдержку короче, чем 1/фокусное расстояние объектива. Для объектива с фокусным расстоянием 100 мм рекомендуются выдержки 1/100 сек и короче. Это работает для полнокадровых фотоаппаратов, а для "кропнутых" камер укорачивайте выдержку еще раза в полтора-два.
Правило № 9. "Moony 11 rule". Выбор "правильной" экспозиции при ночной съемке в лунном освещении.
При ясной полной луне значению диафрагмы f/11 будет соответствовать выдержка равная 1/ISO. Например, при ISO 100 и диафрагме f/11 нужно использовать выдержку 1/125 сек (ближайшая к 1/100). При ISO 200: f/11 и выдержка 1/250 сек. В зависимости от фазы луны правило меняется: f8 - при половинке луны, f5.6 - при четверти луны.
Но правила правилами, а Вы не забывайте контролировать результат по дисплею )))
Правило № 10.Правило глубины резкости.
Резко изображаемое пространство позади точки фокусировки примерно в 2 раза больше, чем перед ней.
Правило № 11Правило среднесерой ладони.
Нет серой карты? - замерьте экспозицию по тыльной стороне ладони, увеличьте экспозицию на 1 ступень и снимайте.
Правило работает только для бледнолицых
Правило № 12.
Чтобы белое выглядело действительно белым, увеличивайте экспозицию примерно на 2 ступени от того, что предлагает камера. Чтобы черное выглядело черным - уменьшайте экспозицию примерно на 2 ступени.
Правило помогает, если нужно создать впечатление именно белого или черного цвета.
И опять-таки - проверяйте, не мигают ли на экранчике пересвеченные белые области.
Правило № 13."Правило ближнего репортажного боя".
Для репортажа в гуще событий хороший результат дают фокусное 24 мм (для "кропнутых камер - 16-18 мм), диафрагма 5.6, выдержка 1/250сек.
Вячеслав Слободчук
http://fotoscope.ru/
Редактировано: 26 января 2010