Подсадка на еду
Я— человек, который «подсаживается» на все, что нравится, и по этой причине всю жизнь вынужден балансировать на грани впадения в крайности, чтобы не пропасть в ней. И по этой причине я хорошо понимаю, почему в отношении еды поддерживать такой баланс особенно трудно.
Но сам факт того, что поддержание такого баланса представляет собой существенную проблему — просто смешон! Этот процесс должен быть простым и естественным — проголодался, поел, и забыл о голоде, опять проголодался — опять поели забыл. И вес при этом всегда остается нормальным. Так должно быть, и так продолжалось на протяжении многих веков и тысячелетий.
И если стройные люди утверждают, что вынуждены избегать мест, где их могут подстерегать соблазны, что они проводят значительную часть времени в фитнес клубе, чтобы поддерживать вес в норме — но при этом все время думают о еде, вспоминают любимые блюда, мечтают о конфетах, а сознание само, против их воли рисует в воображении чизкейки — то такая ситуация ненормальна.
В высшей степени ненормально, когда люди признаются в том, что в магазине, сложив в корзинку мясо, овощи и молоко, кладут туда пакет конфет, потом вспоминают, что им нельзя есть конфеты — и выкладывают их на полку. Потом через некоторое время возвращаются и кладут конфеты обратно в корзинку — а потом опять выкладывают. И если все-таки купят, то могут съесть полпакета сразу, у дверей магазина — а потом могут опомниться, начать ругать себя за слабость и выбросить оставшиеся конфеты в урну.
Я сама последний раз попала в такую ситуацию с конфетами «Столичные», а однажды хачапури само заскочило ко мне в корзинку! А как бы вы отреагировали, если бы вам, взрослому и самостоятельному человеку, сообщили, что такой сценарий поведения кем-то определен за вас? Что кто-то исподтишка влез к вам в мозг и умышленно развил рефлекс, при котором одно упоминание о селедке / мороженом / картофельных чипсах / шоколадно-вафельном торте с ореховой крошкой вызывает желание съесть это немедленно? И этот «кто-то»плевать хотел как на ваши отдельно взятые жизнь, вес, здоровье, так и на здоровье наций или даже жителей всей нашей планеты! Цель этого незнакомца стара как мир — это прибыль. Не знаю, как вас, а меня бесит, когда кто-то принимает за меня решения относительно того, чем и в каких количествах я буду питаться.
Доктор Д.Кессер, автор книги «The End of Overeating» («Конец переедания»), на протяжении многих лет возглавляет Food and Drug Administration (Администрацию питания и лекарств) — министерство, целью работы которого является оберегание здоровья граждан. Именно это учреждение дает добро на производство и продажу новых лекарств, продуктов питания, косметики и табачных изделий. Доктор Кесслер посвятил много лет борьбе с табачной промышленностью, добиваясь прекращения манипуляций с составом табака, приводящим к еще большей зависимости курильщиков. Сам он много раз худел и набирал вес — однажды доктор признался, что в его шкафу присутствует одежда всех размеров.
Как-то раз Кесслер провел такой эксперимент — купил два больших печенья с кусочками шоколада, принес их домой и решил не есть. Он пытался заниматься своими делами, но ни на чем не мог сосредоточиться—все мысли возвращались к печеньям, взгляд то и дело останавливался на них. Так и не съев печенья, гордый своей выдержкой, Кесслер ушел из дома, но через несколько часов, зайдя в бар выпить кофе, он увидел на стойке блюдо с похожими сладостями — и, не выдержав, съел его.В этот момент доктор заподозрил, что здесь что-то не так.
Почему обычное печенье имеет над ним такую власть? Он решил выяснить причину того, что человек, не испытывающий ни малейшего голода, продолжает хрустеть чипсами или лакомиться плюшками, даже в том случае, если он неоднократно давал себе клятву не делать этого и каждый понедельник начинал новую жизнь.
Кесслер опрашивал людей с избыточным весом, утверждающих, что невзирая на сытость одна только мысль о любимых чипсах или конфетах или их вид вызывают сильное желание сожрать и их немедленно; людей, которые могут справиться с любой ситуацией, решить любую проблему, принять волевое решение — но не в состоянии отказаться от куска торта, порции мороженого или селедки; людей, испытывающих к себе ненависть за то, что не могут справиться с собой и пройти мимо кафе, где продаются жареные во фритюре пончики. Исследователь полагал, что ответ будет лежать в области эндокринологии, но нашел его в науке о нервной системе и...самой пищевой промышленности.
Для меня в книге Кесслера было очень много нового. Я мало знала о пищевой промышленности, а о маркетинге почти ничего. Многие люди, страдающие избыточным весом и всеми сопутствующими проблемами, часто себя ругают:
«Я сам виноват, что я ем так много. Кто меня заставлял съедать полторта или целую коробку конфет? Я же мог съесть один кусочек или одну конфетку. А мог вообще не покупать. Я сам виноват». Когда- то я с ними соглашалась — да, вы сами виноваты. И как же я рада, что сегодня могу сказать им — ребята, вы не виноваты! Вы не могли съесть всего одну конфетку, и не могли не купить этот чизкейк. Ваc заставили! Вас именно заставили. Ставка сделана именно на то, что вы пол коробки конфет, и весь чизкейк, а завтра купите еще один. И будете покупать и впредь, сетуя на безволие. Вам умышленно создали этот рефлекс. И создали его специалисты профессионалы, работающие в лабораториях пищевой промышленности.
Есть такое понятие — bliss point, высшая точка блаженства. По отношению к еде это — высшая точка наслаждения вкусом. При создании нового продукта ощущение наслаждения вкусом достигается регуляцией сочетания пропорций трех основных веществ, воздействующих центр удовольствия, находящийся в мозге человека. Эти вещества — сахар, сольи жир. Каждый из них в отдельности уже воздействует на мозг, а если их собрать вместе, то эффект усиливается на несколько порядков. Эти вещества — не еда, они представляют собой «вытяжку» из продуктов питания — так же, как опиум является «вытяжкой» из мака.
Таким образом, специалисты изменяют состав продукта, подбирая нужное количество соли, сахара и жира, пока не будет достигнута bliss point — высшая точка наслаждения вкусом. Она представляет собой идеальное сочетание, после которого любое изменение пропорций приведет к тому, что продукт будет пересолен (что сделать легко), либо станет излишне сладким либо слишком жирным. Во многих продуктах жир, соль и сахар сознательно замаскированы — путем добавления пищевых кислот и ароматизаторов. Сочетание жира, соли и сахара вызывает чрезмерную, противоестественную супер стимуляцию центра удовольствия, который быстро насыщается и требует еще, еще, еще, больше, больше, чаще, чаще, блокируя здравый смысл, провоцируя зависимость!
И это при том, что ситуация с ожирением людей в США выглядит пугающе: в подавляющем большинстве штатов до 30% людей старше 30 лет страдают ожирением. За последние годы этот процент рос так быстро, что специалисты подозревали ошибку в расчетах и долго не верили правдободобности этих данных. Др. Кесслер интервьюировал пожелавших остаться неизвестными директоров кондитерских фабрик и предприятий, выпускающих чипсы и прочую «подсаживающую» еду:
— Вам известно, что сочетание жира, сахара и соли в определенной пропорции создает комбинацию, вызывающую зависимость?
— Конечно. На этом и основываются наши рецепты, — ответил один из них. Мы рассчитываем на то, что покупатели «подсядут» на наш продукт, и это повысит нашу прибыль.
У меня с этими людьми личные счеты, не считая уже профессиональных. Куда нам, бедным легально практикующим диетологам, соваться с нашим жалким чесноком, дешевым зеленым чаем и копеечным льняным семенем, если кондитерским и чипсовым магнатам выгодно всех подсадить на свой продукт, врачам выгодно всех «подсевших» лечить от диабета, болезней сердца и желудка, фармацевтам выгодно производить и продавать лекарства, шарлатанским «похудательным центрам» выгодно делать клизмы и обматывать простынями, пропитанными травяными настоями, журналам выгодно завлекать заголовками «похудей за две недели», а рекламным агентствам выгодно все этот рекламировать. И все эти люди платят налоги государству, которое истерично кричит о том, что в стране пандемия ожирения, прогнозы ужасающие и с этим надо что-то делать.
Мы же — диетологи — всем только мешаем. Да ешьте вы что хотите — на радость всем вышеперечисленным!
Я устроена таким образом, что ни о ком плохо никогда не думаю и всех уважаю по умолчанию.
Чтобы я взъелась на что-либо или кого-либо, нужно очень постараться и проделать специальную работу.
Я по наивности предполагала, что все эти огромные кульки чипсов, коробки пирожных — шесть штук на доллар — и сотни видов мороженого продаются именно потому, что на них существует спрос.
Оказалось, что спрос этот жадные магнаты создали искусственно, при помощи знания физиологии человека, в результате чего в стране возник настоящий кризис ожирения.
по свидетельству автора, именно слова «подсадить на определенный продукт» используются на конференциях для корпораций по производству напитков, сладостей, чипсов и пр, и там же детально обсуждаются методы по реализации этого намерения.
Каждая группа рецепторов, расположенных на языке, реагирует на определенное свойство продукта: холод чувствует одна группа рецепторов, тепло — другая, на за «хрусткость» отвечает третья, и так далее.
Никогда прежде не существовало столь калорийных продуктов, стимулирующих сразу большое количество групп рецепторов, и никогда еще за всю историю человечества они не были столь доступны.
На днях меня угостили порцией мороженого в вафельном стаканчике, в блестящей обертке.
Начитавшись ужасов в книге Кесслера, мне даже в голову не пришло ее съесть («Я восставшая собака Павлова, я не дамся вам, магнаты!»), но как истинный исследователь я уединилась с этой порцией и разобрала ее на составляющие, — и мороженое стало прекрасной иллюстрацией к книге доктора Кесслера.
Оказалось, что если лизнуть каждую часть порции мороженого отдельно, то никакой эйфории, напрочь закрепляющей в едоке рефлекс «ешь это — и тебе будет хорошо» не возникает. А вот все вместе...
Вафельный стаканчик призван стимулировать группу рецепторов, реагирующих нa хруст. Изнутри он покрыт слоем шоколада, чтобы рецепторы, реагирующие на шоколад, включились одновременно с «хрустящими». Ванильное белое жирное сладкое мороженое включает рецепторы, воспринимающие холод, сладость и жир. Искусственные ароматизаторы и усилители вкуса разработаны в непонятно каких лабораториях специально, чтобы вызвать восторг и счастье.
Внутри мороженого находится кисленький фруктовый крем, чтобы включились рецепторы, чувствующие кислоту. И, наконец, вся порция покрыта тонкой шоколадной глазурью, чтобы создать «динамику вкуса» и «динамику текстуры». Это значит, что эта глазурь потеплеет и расстает во рту немного раньше сливочного ванильного мороженого, отчего наряду с «холодными» включатся рецепторы «теплые» и «мягкие».
У подверженных «подсаживанию» индивидуумов закрепляется рефлекс — «кайф». Интересно, что подверженным индивидуумам, в отличие от неподверженных, не надоедают и не приедаются одни и те же стимуляторы, ароматы и вкусы. Жадным магнатам подверженных вполне хватает.
Нет, я вовсе не снимаю ответственности с потребителей, и не сваливаю всю вину на производителей. Точнее, не полностью всю. Не американцам сложнее себе представить все происходящее: еды много, всякой и разной, и она повсюду!. В своей книге «Как пережить Изобилие, или Вся правда о похудении» я подробно описала подобные ситуации и методы борьбы с ними, но я не подозревала, что они создаются умышленно. Даже если вы сидите дома, не помышляя ни о какой еде, по улице непременно проедет фургончик с мороженым, завлекающий народ приятным звоном колокольчиков, и дети и взрослые побегут к нему со всех ног, повинуясь искусственно созданному рефлексу.
И в ближайшем будущем я постараюсь объяснить в популярной форме, как происходит «подсаживание» на биохимическом уровне, как вырабатываются рефлексы на сладкое, соленое и жирное, каким образом кодируется мозг и как от этого освободиться. Кстати, на натуральные (природные) продукты «подсесть» довольно трудно. Натуральные продукты приедаются, организм хочет разнообразия — и с точки зрения физиологии это очень разумно. «Подсаживаются» как раз на искусственно созданные, переработанные.продукты.
И с этой, физиологической точки зрения, люди делятся на три категории:
1. Неподверженные «подсаживанию»;
2. Подверженные, но умеющие себя контролировать (они-то себя контролируют, но угроза срыва вечно тяготеет над ними так же, как над завязавшими алкоголиками и наркоманами);
3. И, наконец, подверженные, причем очень сильно подверженные.
Людям из третьей категории этот кайф «вставляет» так сильно, что гасит все остальные желания и перекрывает здравый смысл.
Мозг этих людей и является средством обогащения продуктовых магнатов, на них работают химики в лабораториях пищевой промышленности. Торговцы же со своей стороны делают такую пищу доступной на каждом углу, чтобы поймать «подверженного», как рыбку на крючок, и рыбка при виде крючка покорно теряет власть над собой.
Ну представьте себе алкоголика, вокруг которого все непрерывно пьют и всячески завлекают выпить!
Продавцы используют три основных момента:
1. Сигнал, что источник кайфа здесь: витрина, аромат, рекламный плакат, за которым следует
2. Взрыв — мозг дает команду: получить кайф и вознаградить себя немедленно.
3. И наконец — эмоции. Повезет «рыбаку», если «рыбка» будет чем-то опечалена. Он знает, что нужно рыбке, чтобы ей стало веселее.
А остальное — дело рук мастеров рекламы. Они создают шедевры, в которых офигенно красивые люди лакомятся конфетками и вставляют в рекламу слова «Вы непременно попросите добавки!» и «Вы не сможете съесть только один кусочек!» И подверженная «рыбка» не сможет остановиться: мозг дает команду — еще, еще, еще!
В следующий раз, когда у рыбки случатся неприятности, она будет знать, за каким утешением ей бежать. А оно — вот, пожалуйста, всегда в наличии и недорого. «А вторая порция здесь за полцены». «А не взять ли лучше сразу весь ящик, дома покушать, да и обойдется дешевле». А с точки зрения маркетологов есть четыре основные группы едоков потребителей.
1. Консерваторы: им подавай привычное, они не любят вкусовых экспериментов, предпочитают тот же гамбургер и ту же жареную картошку, к которой привыкли с детства. И они их получат!
2. Новаторы: этим подавай разнообразие — тот же гамбургер, но с другим сортом сыра и новым видом соуса, в который можно макать картошку.
3. Романтики. Им не так важна сама еда, а скорее приятная обстановка, связанная с этой едой. Их благополучно приманят картинкой гамбургера на фоне костра и людей со счастливыми лицами, празднующих приятное событие.
4. «Здоровенькие». Эти клюнут на наживку, если в названии будут слова «органик», «приготовленный на гриле» , «витаминизированный лимонад» и так далее.
Все продумано. Огромные мешки с чипсами и ящики с мороженым очень выгодны, — намного дешевле порционных. А чем больше ешь, тем больше хочется. А чем больше хочется, тем толще становишься. А чем толще становишься, тем больше этого требуется! И денежки в кошельки магнатов, капают, ага. Ну да, кто вас просит есть так много?
Кто ж вам виноват? Взяли бы только один кусочек... Магнаты хорошо изучили поведение своих рыбок. Кстати, в гарвардском журнале (июль 2009) есть статья о выступлении др. Кесслера на очередной конференции пищевых магнатов в Лондоне, где представил цифры, факты, затраты на медицину и биохимию с физиологией.
Он увидел, как изменились лица слушателей, когда они осознали, что он метит в самое сердце их модели бизнеса. А один из них встал и уточнил: «Значит все, что привело нас к успеху, стало проблемой?».
Евгения Кобыляцкая,
практикующий диетолог