Какие плюсы от электронного документооборота при работе с маркировкой и при чем тут ОФД?
Как это будет на практике? Производитель наносит на товары коды маркировки, указывает их в универсальном передаточном документе (УПД) и вместе с заказом отправляет этот первичный документ оптовику / дистрибьютеру. Тот проверяет полученный товар и нанесенные коды маркировки, сопоставляя с УПД, и при полном соответствии данных подтверждает документ. Продавая товары рознице, дистрибьютор формирует УПД на их передачу торговой точке. А та, в свою очередь, выполняет приемку продукции, используя сканеры штрихкода и сверяя результаты со сведениями в электронном документе от поставщика, затем подписывает его. При реализации маркированных товаров конечному потребителю ритейлер регистрирует их выбытие из оборота с помощью онлайн-кассы. На этапах смены владельцев информация о товаре поступает в систему маркировки через ЭДО, а при продаже покупателю – через оператора фискальных данных (ОФД).
Таким образом, розничное предприятие должно заранее подготовиться к работе по новым правилам. Что для этого нужно?
• Зарегистрироваться в системе маркировки с помощью КЭП;
• Купить, если нет, 2D-сканер кодов маркировки;
• Убедиться в возможности реализовать товар через онлайн-кассу;
• При необходимости обновить ее прошивку и кассовое ПО;
• Подключиться к системе ЭДО.
Кстати, регулятор предусмотрел поэтапное внедрение системы маркировки. Возьмем для примера табачную отрасль. Первый шаг подразумевает, что все участники оборота регистрируются в системе и производитель наносит на свою продукцию коды марок. На втором шаге реализуется выбытие товаров через онлайн-кассу в рознице. А на третьем –формируется и подтверждается УПД при смене собственника товара.
Особых поводов для беспокойства у ритейла нет. Ведущие ОФД, операторы ЭДО, разработчики контрольно-кассовых решений активно участвуют в тестовых проектах ЦРПТ. И на рынке начинают появляться ИТ-решения, которые успешно зарекомендовали себя при пилотировании в реальных условиях.
В самое ближайшее время ряд продуктов, «заточенных» под маркировку, выпустит, например, АТОЛ. Компания предложит бизнесу онлайн-кассы – как фискальные регистраторы, так и простые ньюджеры; реализует функциональность выбытия в своем кассовом ПО Frontol. А уже весной аналогичные опции появятся также в АТОЛ Sigma – смарт-терминалах разработчика для малого бизнеса.
Итак, переход на ЭДО – не первый, но важный этап во внедрении системы маркировки. Он поможет сделать прозрачнее цепочку движения маркированных товаров. Да, изменения потребуют от бизнеса дополнительных инвестиций, но не больших. Так, КЭП есть уже у многих владельцев онлайн-касс: она была необходима для их электронной регистрации. Далеко не все ИТ-продукты с поддержкой маркировки будут дорогими. Например, АТОЛ уже подготовил довольно бюджетный 2D-сканер штрихкода, его розничная стоимость составит всего 3800 руб. А подтверждение входящих документов, по словам некоторых представителей ЭДО, будет для ритейла вообще бесплатным. Правда, остается вопрос обновления ПО и обучения персонала работе с ЭДО. Но я убеждена, что все расходы тут окупятся сполна и скоро. Ведь электронный документооборот избавит компанию от трудоемких бумажных операций, существенно сократит время на оформление документации, ее поиск и хранение, что в целом позитивно скажется на производительности сотрудников.
Юлия Русинова, директор по развитию бизнеса фискальных решений АТОЛ