Поиск Написать
в "RosCo"

Сделка недействительна. Как быть с налогами

Недействительная сделка – это сделка, которой «как бы» не было. А вот как насчет налогового аспекта? А как насчет ситуации, когда недействительная сделка уже породила последствия – ряд сопутствующих операций? Или же наоборот: налоговики, не оспаривая, что сделки «как бы» не было, отказываются признавать «как бы» не бывшими ее налоговые последствия? Рассмотрим некоторые нюансы налоговых последствий недействительных сделок.


Мошенничества с займами и проценты

Директор мошенничал, как бы беря и выдавая займы. На сумму этих «как бы» займов начислялись проценты, которые отражались в декларации как внереализационный доход в соответствии с методом начисления. По факту никаких процентов не поступало. После того, как мошенничество вскрылось, выяснилось, что процентов общество не дождется, и тогда процентные суммы были просто удалены из деклараций. Налоговики возмутились: с чего вдруг? Вы же не заявляли требования о применении последствий недействительности сделки? Да, мошенничество налицо, но суммы-то взысканы с бывшего директора, т.е. фактически доход имеет место. Желаете произвести перерасчет налоговых сумм на основании ничтожности спорных займов – будьте любезны сначала добиться судебного решения о признании договоров займа недействительными, а потом применяйте реституцию. Суд не оценил эту конструкцию, указав, что, получив частичное возмещение, взыскав убытки с директора-махинатора, общество уже не может требовать возмещения посредством признания сделок по выдаче займов недействительными и применения реституции. Кроме того, о реституции и говорить-то смешно: заявить такое требование возможно лишь по фактически исполненной сделке (п. 2 ст. 167 ГК РФ), а о каком фактическом исполнении можно говорить при мошенничестве? И проценты, кстати, общество только начисляло, но не получило, так что доводы налоговиков на законе не основаны (АС Северо-Кавказского округа от 13.06.17 No А32-29496/2016).

Срок владения недвижимостью

Не секрет, как часто сделки с недвижимостью признаются недействительными. Как быть с исчислением срока, необходимого для применения налогового вычета? Прерывает ли этот срок владения судебное решение о признании той или иной сделки недействительной и исключение соответствующей записи из реестра? Госрегистрация – это акт признания и подтверждения государством прав на объекты недвижимости (ст. 2 закона от 21.07.97 № 122-ФЗ) и единственное доказательство существования права. Оспаривание его возможно лишь в судебном порядке (п. 52 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.10). Решение суда – лишь основание для изменения записей в реестре, т.е. право собственности изменяется лишь после совершения записи. После восстановления записи о собственнике считается, что срок владения начинает течь заново (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ). И таким образом нет оснований для получения имущественного вычета, поскольку условием для них является пять лет (п. 4 ст. 217.1 НК РФ) или три года (п. 3 ст. 217.1 НК РФ) владения. Аналогичная позиция высказана и Минфином (письмо от 14.05.13 № 03-04-05/16586).

Дела автомобильные

Целый букет проблем сопровождает недействительность сделок с автотранспортом. После приобретения машины приходится: начислять амортизацию, оплачивать страховку, платить налоги (транспортный, НДС). Какие затраты все-таки можно включить в налоговые расходы, если сделка, по которой авто было получено, признана недействительной?
Насчет амортизации: сделка недействительна, ее «как бы» вообще не было (ст. 67 ГК РФ), и потому авто как амортизируемого имущества в собственности тоже не было. Начисленную амортизацию - восстановить, «уточненки» – подать. (Немного подслащает пилюлю то, что возвращается попользованный авто, взамен получая средства как за непользованное имущество).

Со страховкой и с оплатой стоянки ситуация повеселее. Расходы на транспорт вообще и авто в частности – это прочие расходы, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Очевидно, что, получив автомобиль, новый хозяин уже несет риск его случайной гибели и будет нести его пока авто не вернется к продавцу (по правилам статьи 459 ГК РФ). Так что суммы, уплаченные на добровольное страхование вполне правомерно учитывать в базе по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Так что у налоговиков нет оснований исключать указанные суммы из расходов (подтверждение данной позиции можно найти в послании Минфина от 27.12.10 No 03-03-06/2/221).

По транспортному налогу все вроде бы тоже бесспорно: платить его должен тот, на кого зарегистрирован соответствующий объект (ст. 357 НК РФ). Основанием для того, чтобы снять авто с учета, может как желание хозяина, так и судебное решение (п. 44, 45 Правил регистрации, утв. приказом МВД России от 24.11.08 № 1001). Так что транспортный налог надо было платить и до вынесения решения суда, и вплоть до того момента, пока автомобиль по данным учёта ГИБДД числится за вами.

Что до НДС, то тут возможны разночтения. С одной стороны налоговики будут уверять, мол, если суд решил, что сделка недействительна, то налицо все основания для проведения корректировки налоговой базы, поскольку якобы обнаружены ошибки (искажения). И будьте добры подать «уточненку» (см., например, послание налогового ведомства от 28.11.17 No СД-4-3/24087). Но если вы готовы отстаивать свои права, то вот мнение судей: отражать возврат ранее реализованного имущества или уменьшить налоговую базу правомерно лишь после фактической реституции, лишь в периоде осуществления соответствующие операции (см. определение Верховного Суда от 26.03.15 No 305-КГ15-965). Есть более свежий акт, и тоже исходящий от верховных судей - от 16.02.18 No 302-КГ17-16602, - и в нем прямо указано: признание сделки недействительной – не искажение, не ошибка, а совершенно новый факт хозяйственной деятельности. И последствия его должны быть отражены не в «уточненке», а в налоговой декларации за тот период, когда товар был реально возвращен.

Материал подготовлен специалистами Компании «РосКо—Консалтинг и аудит».
Редактировано: 23 октября 2018

Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи