Исправляем ошибки в форме СЗВ-М с учетом разъяснений контролеров
Как без штрафа и претензий со стороны проверяющих исправить уже сданную в фонд отчетность по форме СЗВ-М?
Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ).
Непредставление СЗВ-М либо представление с неполными или недостоверными сведениями влечет штраф в размере 500 рублей за каждого работника.
А должностным лицам компании грозит административный штраф в размере от 300 до 500 рублей (ст.15.33.22 КоАП РФ).
Существует две формы уточнения сведений по форме СЗВ-М:
Прежде всего, корректирующие сведения необходимы, если неверно указан ИНН, СНИЛС сотрудника либо не учтены вновь принятые сотрудники или включены уволенные.
Представление корректирующих сведений предусмотрено п.39 Инструкции по персонифицированному учету, утв. приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 г. №766н (далее по тексту – Инструкция).
Причин для исправления ранее сданного отчета предостаточно.
Ошибка в указании отчетного периода
Например, распространенной причиной ошибки при заполнении сведений по форме СЗВ-М является некорректное указание отчетного периода. Дело в том, что ячейка «отчетный период» проставляется в программных продуктах ручным способом, поэтому не исключены ошибки.
Будут ли штрафные санкции при направлении повторного отчета по форме СЗВ-М за один и тот же период за пределами законодательно установленного срока?
Пример:
Компания 03.06.2018 г. представила отчет по форме СЗВ-М за май 2018 года. Но ошибочно указала отчетный период — июнь 2018 года.
Данный отчет был принят 03.06.2018 г. (согласно протоколу проверки ПФ)
За июнь 2018 г. компанией отправлен отчет по форме СЗВ-М 04.07.2018 г.
Но указанный отчет не принят ПФР, в связи с наличием ранее отправленного отчета. Поэтому компанией 06.07.2018 г. был повторно отправлен отчет по форме СЗВ-М за май 2018 г. и корректировка за июнь 2018 г.
Управление ПФР посчитало, что компанией был нарушен срок предоставления отчета СЗВ-М за май 2018 г.
Однако судьи отметили, что повторное представление исправленного отчета по форме СЗВ-М за май не может расцениваться как представление сведений с нарушением срока, поскольку сами по себе индивидуальные сведения, хотя и содержащие ошибки в указании отчетного периода, были представлены своевременно (несмотря на ошибочное указание компанией отчетного периода).
При этом абз.3 ст.17 Закона №27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение срока предоставления скорректированных данных о застрахованных лицах (Решение АС Тульской области от 30.12.2016 г. №А68-9502/2016).
В другом деле бухгалтер также ошибочно при формировании отчета за июнь проставила период «07» вместо «06». В августе при формировании отчетности была обнаружена ошибка. Поэтому в августе была подана исходная форма СЗВ-М за июнь.
В данном случае судьи согласились с тем, что работодателем нарушен срок представления отчетности за июнь, доказательств сбоя в работе компьютерной программы не представлено, в связи с чем привлечение к ответственности страхователя является законным. Однако в данной ситуации суд снизил в 10 раз размер штрафных санкций (Постановление АС Московского округа от 31.03.2017 г. №А41-59848/2016).
Ошибка в сведениях по застрахованным лицам
Начиная с 01.10.2018 г. (т.е. при подготовке отчетности СЗВ-М за сентябрь 2018 г.), страхователю нужно учитывать изменения, внесенные в Инструкцию Приказом Минтруда от 14.06.2018 г. №385н.
Суть внесенных изменений в Инструкцию заключается в том, что страхователь может безболезненно исправить сведения в отношении тех работников, по которым был ранее представлен отчет.
Чем чреваты внесенные изменения на практике?
Обратите внимание!
Если фонд нашел ошибку в представленной отчетности и прислал страхователю уведомление, то в течение пяти дней страхователь может без штрафа исправить сведения в отношении тех работников, которые включены в уведомление. В этом случае страхователь должен подать «уточненку» в течение 5 дней со дня получения уведомления от ПФР об ошибках. Но «забытых» работников без штрафа исправить не получится.
На сегодняшний день судебная практика на стороне страхователей. И если страхователь подал дополняющие отчеты на «забытых» работников до момента обнаружения ПФР ошибок, штраф неправомерен (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 г. №А23-1031/2018, АС Уральского округа от 09.08.2018 г. №А34-12550/2017 и от 01.08.2018 г. №А34-12432/2017).
Приведенный подход соответствует правовой позиции ВС РФ, сформулированной в определениях от 05.09.2018 г. №303-КГ18-5700, от 05.09.2018 г. №303-КГ18-5702, от 02.07.2018 г. №303-КГ18-99.
Как отмечали судьи самостоятельное выявление страхователем ошибки, которая впоследствии была исправлена, до момента ее обнаружения ПФР, путем представления скорректированных сведений, свидетельствует о возможности в таком случае не применять к страхователю соответствующие финансовые санкции.
Отметим, что при вынесении решения, суды руководствовались «старой» редакцией Инструкции.
Таким образом, избежать штрафа возможно, если страхователь подал сведения на «лишних» сотрудников, а потом сдал уточненку с видом «отмн».
Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ).
Непредставление СЗВ-М либо представление с неполными или недостоверными сведениями влечет штраф в размере 500 рублей за каждого работника.
А должностным лицам компании грозит административный штраф в размере от 300 до 500 рублей (ст.15.33.22 КоАП РФ).
Существует две формы уточнения сведений по форме СЗВ-М:
- дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Прежде всего, корректирующие сведения необходимы, если неверно указан ИНН, СНИЛС сотрудника либо не учтены вновь принятые сотрудники или включены уволенные.
Представление корректирующих сведений предусмотрено п.39 Инструкции по персонифицированному учету, утв. приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 г. №766н (далее по тексту – Инструкция).
Причин для исправления ранее сданного отчета предостаточно.
Ошибка в указании отчетного периода
Например, распространенной причиной ошибки при заполнении сведений по форме СЗВ-М является некорректное указание отчетного периода. Дело в том, что ячейка «отчетный период» проставляется в программных продуктах ручным способом, поэтому не исключены ошибки.
Будут ли штрафные санкции при направлении повторного отчета по форме СЗВ-М за один и тот же период за пределами законодательно установленного срока?
Пример:
Компания 03.06.2018 г. представила отчет по форме СЗВ-М за май 2018 года. Но ошибочно указала отчетный период — июнь 2018 года.
Данный отчет был принят 03.06.2018 г. (согласно протоколу проверки ПФ)
За июнь 2018 г. компанией отправлен отчет по форме СЗВ-М 04.07.2018 г.
Но указанный отчет не принят ПФР, в связи с наличием ранее отправленного отчета. Поэтому компанией 06.07.2018 г. был повторно отправлен отчет по форме СЗВ-М за май 2018 г. и корректировка за июнь 2018 г.
Управление ПФР посчитало, что компанией был нарушен срок предоставления отчета СЗВ-М за май 2018 г.
Однако судьи отметили, что повторное представление исправленного отчета по форме СЗВ-М за май не может расцениваться как представление сведений с нарушением срока, поскольку сами по себе индивидуальные сведения, хотя и содержащие ошибки в указании отчетного периода, были представлены своевременно (несмотря на ошибочное указание компанией отчетного периода).
При этом абз.3 ст.17 Закона №27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение срока предоставления скорректированных данных о застрахованных лицах (Решение АС Тульской области от 30.12.2016 г. №А68-9502/2016).
В другом деле бухгалтер также ошибочно при формировании отчета за июнь проставила период «07» вместо «06». В августе при формировании отчетности была обнаружена ошибка. Поэтому в августе была подана исходная форма СЗВ-М за июнь.
В данном случае судьи согласились с тем, что работодателем нарушен срок представления отчетности за июнь, доказательств сбоя в работе компьютерной программы не представлено, в связи с чем привлечение к ответственности страхователя является законным. Однако в данной ситуации суд снизил в 10 раз размер штрафных санкций (Постановление АС Московского округа от 31.03.2017 г. №А41-59848/2016).
Ошибка в сведениях по застрахованным лицам
Начиная с 01.10.2018 г. (т.е. при подготовке отчетности СЗВ-М за сентябрь 2018 г.), страхователю нужно учитывать изменения, внесенные в Инструкцию Приказом Минтруда от 14.06.2018 г. №385н.
Суть внесенных изменений в Инструкцию заключается в том, что страхователь может безболезненно исправить сведения в отношении тех работников, по которым был ранее представлен отчет.
Чем чреваты внесенные изменения на практике?
Обратите внимание!
Если фонд нашел ошибку в представленной отчетности и прислал страхователю уведомление, то в течение пяти дней страхователь может без штрафа исправить сведения в отношении тех работников, которые включены в уведомление. В этом случае страхователь должен подать «уточненку» в течение 5 дней со дня получения уведомления от ПФР об ошибках. Но «забытых» работников без штрафа исправить не получится.
На сегодняшний день судебная практика на стороне страхователей. И если страхователь подал дополняющие отчеты на «забытых» работников до момента обнаружения ПФР ошибок, штраф неправомерен (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 г. №А23-1031/2018, АС Уральского округа от 09.08.2018 г. №А34-12550/2017 и от 01.08.2018 г. №А34-12432/2017).
Приведенный подход соответствует правовой позиции ВС РФ, сформулированной в определениях от 05.09.2018 г. №303-КГ18-5700, от 05.09.2018 г. №303-КГ18-5702, от 02.07.2018 г. №303-КГ18-99.
Как отмечали судьи самостоятельное выявление страхователем ошибки, которая впоследствии была исправлена, до момента ее обнаружения ПФР, путем представления скорректированных сведений, свидетельствует о возможности в таком случае не применять к страхователю соответствующие финансовые санкции.
Отметим, что при вынесении решения, суды руководствовались «старой» редакцией Инструкции.
Таким образом, избежать штрафа возможно, если страхователь подал сведения на «лишних» сотрудников, а потом сдал уточненку с видом «отмн».
Материал подготовлен специалистами Компании «РосКо—Консалтинг и аудит».
Редактировано: 23 октября 2018