Дельные советы о проверках и кое - что о полиции
В многочисленных беседах с юристами я неоднократно сталкивалась с одним интересным фактом: «Бизнесмены считают, что полицейская проверка может прийти (либо пришла) по двум причинам:
Так ли это на самом деле? Или это все-таки вымысел, далекий от реальности? Точнее надуманная реальность, основанная на страхах и стереотипах. Чтобы расставить все точки над «i» в этой легенде, а также разобраться, как вести себя бизнесменам на полицейских проверках, я пригласила человека, который не понаслышке знает абсолютно все в этой области. Это Александр Купцов экс-начальник отдела ОБЭП ГУВД Московской области, подполковник милиции, полковник таможенной службы, ветеран УЭБиПК ГУВД Московской области.
Александр Купцов: Я 27 лет отслужил в правоохранительных органах. Я пенсионер двух служб: МВД и Федеральной таможенной службы. За период своей службы я организовывал проверки и принимал непосредственное участие.
Вы наверняка знаете все тонкости полицейских проверок. Я почему-то уверена, что вы с легкостью сможете распознать, когда сотрудник врет на допросе, а когда искренне и от чистого сердца говорит правду. У вас наверняка за долгие годы службы появился «топ самых распространенных ошибок бизнесменов». Расскажите, про самые частые ошибки, которые совершают бизнесмены на полицейских проверках?
Александр Купцов: Я бы хотел этот вопрос разбить на несколько частей. Первый вопрос: «Вы видите, когда сотрудник врёт?» Итак, для начала уточню: не сотрудник, а лицо, которое попало под проверку. Либо лицо, в отношении которого производится проверка. Из своего собственного опыта скажу: получая соответствующие объяснения от лица, в отношении которого производится проверка, всегда видно, врет или не врет. Ничего сложного в этом нет, тем более, когда разговариваешь с несколькими лицами и проверяешь одну компанию. Ложь всегда видно.
Иногда происходит такая ситуация, когда все сотрудники говорят на одном языке. Это говорит о следующем: либо сотрудники врут, либо у них есть определенный круг договоренностей. А бывает, что каждый сотрудник компании рассказывает что-то свое, какие-то моменты помнит, что-то не помнит. Как раз такая ситуация ближе к истине. Особенно приятно работать с теми лицами, которых опросил, а потом, через некоторое время, опрашиваешь их по-новому. Люди, которые для себя придумывают легенду, говорят один в один. Рассказывают так, как будто им только вчера задавали эти вопросы, подтверждают свои предыдущие показания, которые давали месяц назад…
Люди, которые не готовились – это алиби. Они действительно не имеют непосредственного отношения к тому, в рамках чего они проверяются. Они не имеют отношения к преступлению. Практика показывает, что со временем многие вещи забываются. Не потому, что их не хотят говорить, а потому, что об этих вещах просто не помнят.
А теперь о противоположной стороне – о тех, кто проверяет. Какие ошибки совершают полицейские на проверках? О чем сотрудники правоохранительных органов частенько забывают?
Александр Купцов: Бизнесмену нужно знать только одно: нужно всегда быть готовым к проверке. Если бизнесмен начнет противостоять и противодействовать, работники полиции в этом отношении народ грамотный и всегда знают, как себя вести, когда им начинают противостоять. Поэтому нужно вести диалог. В чем заключается смысл? Иногда, как почитаешь… Полицейские, считают, что все коммерсанты – жулики, а коммерсанты считают, что полицейские обязательно должны к кому-то приходить с учетом личной выгоды. Ничего подобного.
В правоохранительных структурах работает очень много порядочных людей, которые делают свою работу, а от ошибок не застрахован никто. Прежде всего, бизнесменам нужно подумать о том, как самим быть готовым к проверке. Человек должен быть морально готов к проверке. Обычно бизнесмены слушают друзей и товарищей, которые рассказывают, как они себя вели на проверке, как они успешно ее прошли и т.д. Но правду о том, как на самом деле эти друзья-товарищи проходили проверку, никто не скажет. Никто не будет говорить о своих ошибках, недостатках при проверке. Никто не будет рассказывать, как реально происходила вся картина.
Что еще нужно помнить? Почему так много внимания уделяется именно подготовке к проверке? Потому что именно с этого момента начинается все ваше последующее участие в проверке и результат, который вы получите.
Если полицейский приходит и понимает, что в вашей компании грамотные люди, то и вопросы решать легче. Если полицейский приходит и видит, что человек испугался и находится в позиции, что его сейчас «съедят», тогда считайте, что полицейский все свои возможности обязательно использует.
Получается, что бизнесмену не нужно занимать позицию кролика, которого вот-вот съест удав? Все-таки лучше занять позицию хищника, готового на законных основаниях защищать свою территорию.
Александр Купцов: Лучше не занимать позицию ни кролика, ни хищника. А лучше выбрать нормальную человеческую позицию: к вам пришли нормальные люди, которые выполняют свои обязанности. Они пришли, и для этого есть основания. Вы им должны помочь, и сами должны разобраться, что они от вас хотят. Если вы начнете вести себя неправильно, тогда у проверяющих будет основание и повод, чтобы более детально отнестись к каким-то моментам.
Любая проверка вызвана проверкой какой-то информации. Когда приходишь и чувствуешь, что офис разбегается, генеральный директор пытается куда-то сбежать…
Т.е. это первый щелчок к тому, что в этой компании, есть что проверять…
Александр Купцов: Это говорит о том, что люди боятся. Чтобы понять, что происходит в этой компании, нужно залезать во все вопросы более детально.
Получается, что сотрудники правоохранительных органов учитывают такой фактор, что, если человек боится – это не означает, что есть, что скрывать?
Александр Купцов: Не бывает такой проверки, чтобы работники полиции пришли и сказали: «Мы сейчас будем проверять у вас все». Так не бывает. Они приходят с конкретными основаниями для проверки: у сотрудников правоохранительных органов есть какое-то сообщение или информация, которую они обязаны проверить. Поэтому дайте им возможность показать, что вы готовы к диалогу, к сотрудничеству, но не готовы к прессингу и к поведению, когда на вас начинают давить. Должна быть объективность.
В чем заключается объективность любой проверки? Прежде всего, в нормальном отношении бизнесмена к полицейским и полицейских к бизнесменам. Средства массовой информации постоянно пытаются осветить и показать нам, что в правоохранительных органах присутствует коррупция. А полицейские смотрят на коммерсанта, как на жулика, и точно так же убеждают, что бизнесмены в нашей стране честно работать не могут. Поэтому, чтобы заранее друг другу не приделать ярлыки, ни в чем не обвинять, нужно вести нормальный диалог. А нормальный диалог начинается прежде всего с элементарных вопросов.
Иногда бизнесмены не могут понять: «Мы же честно работаем. Почему у нас запрашивают сведения?» Иногда полицейские запрашивают сведения не по одной компании, а по нескольким компаниям и за все 3 года. Зачем за все 3 года запрашивать? Я так понимаю, чтобы проверить за все 3 года и посмотреть: «А может, мы найдем какие-то нарушения в той компании?» Когда начинаешь с разбираться с подобными запросами, они немножко вводят в заблуждение как бизнесменов, так и самих полицейских. Заниматься проверкой компании, выяснять, искать какие-то нарушения в течение 3-х лет… Документы передали, документы забыли, где эти документы находятся, никто не знает… Бизнесмены спрашивать боятся, потому что во всех запросах в конце идут страшилки: вовремя не предоставишь документы – административная ответственность и т.д. А еще говорят, что нужно документы прошить, заверить и т.д. Есть определенный порядок заверки копий документов. Но нигде не написано о том, что документы надо сшивать и предоставлять в сшитом виде.
Мы должны понимать, что нормальный диалог – это, прежде всего, залог успеха. Грамотный сотрудник правоохранительных органов знает, где, что смотреть, где проверять и где найти.
Соответственно, в первую очередь, бизнесменам нужно поменять психологическую установку: не смотреть на полицейских, как на тех, кто любой ценой хочет тебя наказать.
Александр Купцов: В компании должно быть Положение о корпоративной защите (Положение о безопасности). Когда приходит проверка, вы должны моментально и незамедлительно показать этот документ: «У нас тоже есть свои правила и порядки, и они определены в положении о корпоративной защите». Будут знакомиться полицейские, или нет – это другой вопрос.
Следующий момент. В каждой компании есть журнал проверок. Полицейские (оперативный состав, следователи, дознаватели) не обязаны расписываться в этом журнале, выходя на проверку. Все остальные представители правоохранительных структур или проверяющие фискальных органов обязаны расписываться в этом журнале. Это определено законом.
Как только приходит полицейская проверка, вы даете для подписи журнал… и полицейские подписывают, и следователи подписывают. Это из собственного опыта. О чем это говорит? О том, что эти полицейские и следователи не вникали в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12.08.1995 года и Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011 года.
Многие бизнесмены забывают, либо попросту не знают о своих законных правах, в том числе о предоставлении информации. Расскажите, пожалуйста, о статье 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации».
Александр Купцов: У должностных лиц есть обязанность представлять информацию. Если эта информация не предоставлена, за это предусмотрена ответственность. Почему все забывают про статью 140 УК РФ?
Вы должны четко понимать, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся в отношении конкретных физических лиц. Также вы должны четко понимать, что информацию по проверке предоставят только в отношении вас, потому что компания (юридические лица) преступления не совершают.
Если вы знаете, что в отношении вас проводилась проверка, собиралась какая-то информация, вы можете запросить эту информацию. И вам обязаны предоставить эту информацию только по вашему обращению. Если вам не предоставили информацию в течение 30 дней, тогда вы имеете право… Идете по инстанциям, говорите о том, что вам либо не ответили, либо вы получили отказ в предоставлении информации… Либо: «Мне сказали, что в отношении меня мероприятия не проводились, но я в этом сомневаюсь».
Единственный человек, который надзирает за всеми этими вопросами – это прокурор. Только он имеет право проводить проверку любых материалов, которые связаны с оперативно-розыскной деятельностью. Он надзирает за оперативно-розыскной деятельностью, он надзирает за законностью при проведении мероприятий. Он будет отвечать на все ваши вопросы и разбираться с ситуацией: почему не предоставили, что не предоставили, действительно была ли проверка.
Ну, и напоследок парочка советов нашим предпринимателям по поводу полицейских проверок.
Александр Купцов: Что я хочу посоветовать нашим предпринимателям? Начну с элементарных вещей.
Первый совет: уделите внимание подготовке
Всегда видно, готовы люди к проверке или не готовы. Многие бизнесмены не знают разницы: полиция к ним пришла или следователи… Нужно иметь хотя бы элементарные навыки. Откройте УПК РФ. Нет, не полностью перечитывать. Вы должны хотя бы понимать, кто такой дознаватель, следователь, оперативник… Что такое «проведение следственных действий»? Что такое «проведение доследственной проверки»?
Приведу простой пример. Когда спрашиваешь коммерсанта, в чем разница между действиями следователя из следственного комитета и следователя из МВД, он не понимает разницы. Он думает, что это одно и то же. А если взять, например, статью 151 УПК РФ, то последствия всех налоговых преступлений относятся к компетенции следственного комитета.
Работники полиции могут участвовать либо при проведении следственных действий, когда уже возможно уголовное дело, либо им может быть поручено проведение проверки, точно так же, как и налоговикам. Чтобы уже дальше следователь следственного комитета принял решение о возбуждении уголовного дела. Компетенция производства по делам налоговых преступлений находится в следственном комитете. Бизнесмены, к великому сожалению, начинают понимать это слишком поздно. Для них любая проверка, которая приходит в погонах – это следователи. Я это встречал неоднократно.
Второй совет: убедитесь, что к вам пришла законная проверка
Дайте установку сотрудникам: пришла проверка – ваши дальнейшие действия. Любая проверка прежде всего начинается, с того, что работники обязаны представиться. Вы должны убедиться, что действительно к вам пришли работники правоохранительных органов, у них есть основания и соответствующий документ, который подписан на проверку. Вы должны убедиться, что на проверку пришли именно те люди, которые указаны в документе. Также вы должны убедиться, что проверяющие будут изымать или требовать именно те документы, которые необходимы и прописаны. Вы должны удостовериться, что лица, которые пришли, уполномочены проводить проверку.
Часто бывает так: приходит работник, написано звание «капитан», начинаешь смотреть удостоверение – «старший лейтенант». Спрашиваешь: «Так вы старший лейтенант или капитан?» Он отвечает: «Мне только неделю назад присвоили капитана». Замечательно! В документах написано «капитан», а почему тогда удостоверение старшего лейтенанта? Тогда вы имеете право сказать: «Извините, при всем уважении к вам, на проверку мы вас не пустим. Вот будет у вас удостоверение капитана – ради Бога». Часто бывает, что удостоверение просрочено.
Бывает, что приходят всевозможные работники со всевозможными удостоверениями всяких всевозможных организаций, которых люди принимают за правоохранительные органы. Была ситуация, когда пришел сотрудник и представился судебным приставом. Начинаем разбираться: в удостоверении судебного пристава указано ООО… Самый простой вопрос: вы видели когда-нибудь документы работников полиции?
Представьте, когда пришла проверка, а люди никогда не видели, как выглядит удостоверение полицейских, как выглядит удостоверение сотрудников налоговых органов… Конечно, надо выяснять, к вам действительно пришла проверка, или это проверка, которая пришла «под законную проверку». Как можно проверить? Позвонить по телефону «112», «02» и спросить в справочной телефон дежурного, например, того отдела полиции, откуда пришли полицейские. Затем позвонить дежурному и спросить, где находятся такие-то полицейские (перечислить фамилии, которые указаны в распоряжении). Иногда бывает очень интересно: вы начинаете перечислять фамилии работников правоохранительных органов, а выясняется, что такие не служат в органах. Такое тоже бывает.
Поэтому, прежде всего, вы должны убедиться, что к вам пришла законная проверка.
Третий совет: ведите хронологию событий на проверке
Сколько я ни беседую с бизнесменами, самая тяжелая ситуация – восстановить хронологию проверки. Люди забывают, во сколько пришла проверка, где представлялись люди, что делал, кто присутствовал при проведении проверки, что смотрели полицейские или сотрудники налоговой и т.д. Люди по времени и по факту не могут восстановить ход событий…
Самый простой пример. Пришла проверка, предъявили полномочия. Генеральный директор должен сказать: «Спасибо, сейчас я вызову своего представителя».
Если вам работники правоохранительных органов говорят: «Мы бы хотели пообщаться с генеральным директором или с учредителем»… В этом отношении у вас сеть замечательное основание сказать: «Ну, вы же исполняете поручение начальника УЭБиПК? Ко мне же приехал не начальник УЭБиПК, поэтому у меня, как у генерального директора, есть свои функции. Я вам сейчас представлю человека, который уполномочен мной решать все вопросы, связанные с вашей проверкой. По всем вопросам, которые будут возникать обращайтесь к нему».
Приходит представитель, который имеет официальные полномочия (либо нотариальную доверенность, либо обычную), и предлагает пройти в комнату для ведения переговоров, чтобы там можно было спокойно вести диалог.
Вы намечаете, что и кто будет делать, каким образом, в какие сроки, в какое время, что для этого необходимо подготовить. Идет нормальный диалог. Почему? Вы не препятствуете, вы не противодействуете. Вы оказываете содействие, но вы, в том числе, показываете, что есть права как у одних, так и у других. Поэтому мы должны нормально, по-человечески, с уважением относиться друг к другу.
От чего защищается бизнес? Он защищается от неправомерных действий. А если вы устроите противостояние, то в противостоянии правых не будет, у всех найдутся недостатки: вы найдете у правоохранителей, а они у вас. Чем это «ледовое побоище» закончится, никто не знает… Как правило, печально.
Четвертый совет: не бойтесь привлекать к ответственности
Если бизнесмен нарушил законодательство, сразу же моментально вводятся санкции. Не дается даже время на исправление недостатков. Когда в суде коммерсант оспаривает решение фискального или правоохранительного органа, никто из работников к ответственности не привлекается. Почему бизнесмены молчат? Чего боятся? Боятся того, что к ним приедут и наедут?
Если судебным решением отменено взыскание, которое накладывалось либо фискалами, либо другими органами, были нарушения при проведении проверок. Эти проверки сказались на том, что с вас неправомерно взыскали деньги, либо ваш бизнес понес потери, то это говорит о том, что работник превысил служебные полномочия либо проявил халатность. Соответственно, работник, пришедший на проверку, не соответствовал своей занимаемой должности. Поэтому тот, кто отправлял такого работника на проверку, должен был прекрасно понимать уровень компетенции, уровень знаний этого сотрудника.
Это я говорю не понаслышке. Нам часто за период службы приходилось общаться с прокуратурой, объяснять законность своих действий. За период своей службы не оспорено ни одного решения, которое мы принимали. Жалобы были. Их проверяют. Но мы эти жалобы доходчиво объясняли, приводили доказательства того, что мы действовали законно.
Пятый совет: при угрозах вызывайте полицию
С проверяющими должны быть нормальные, партнерские отношения. Никогда не надо переходить планку. Даже если на вас начинают давить, надо четко и мягко объяснить: «А вы нас уже в чем-то подозреваете?»
Если же идет просто жесткий накат – нужно всегда действовать очень просто. Первое: предупредить о том, чтобы вам не угрожали законом. Очень часто бывает: «Мы вас посадим!» Так поступает бестолковый работник, он не имеет права ни в коем случае так говорить. Если было бы, за что вас посадить – поверьте, все бы молчали, и тихо, мирно действовали.
Второе: если вам продолжают угрожать законом – не стесняйтесь решать вопрос гораздо проще. Просто звоните «02», «112» и вызывайте местных работников полиции. Говорите: «В отношении меня происходит противоправное действие, непонятная проверка. Мне угрожают».
Соответственно, после вашего звонка сотрудники правоохранительных органов имеют право выяснить, законная эта проверка или незаконная, и на каких основаниях эта проверка проходит. Они вам помогут, потому что все, что вы сообщите по «02» или «112», записывается, и вам должны отчитаться, какие меры приняты.
Уважаемые коллеги! Надеюсь, информация, которой поделился Александр Купцов, оказалась для вас полезной.
О том, как вести себя на проверках и как защитить свой бизнес от проверяющих, вы узнаете на семинаре «Юридическая защита: методика неуязвимости бизнеса в 2018 году».
Владимир Туров и Александр Купцов расскажут:
А также другие рекомендации и практические советы от опытного следователя и эксперта в области защиты. Семинар состоится в Москве 14-15 марта.
- Бизнес заказали недоброжелатели/завистники/конкуренты;
- У бизнесмена есть, что взять»
Так ли это на самом деле? Или это все-таки вымысел, далекий от реальности? Точнее надуманная реальность, основанная на страхах и стереотипах. Чтобы расставить все точки над «i» в этой легенде, а также разобраться, как вести себя бизнесменам на полицейских проверках, я пригласила человека, который не понаслышке знает абсолютно все в этой области. Это Александр Купцов экс-начальник отдела ОБЭП ГУВД Московской области, подполковник милиции, полковник таможенной службы, ветеран УЭБиПК ГУВД Московской области.
Александр Купцов: Я 27 лет отслужил в правоохранительных органах. Я пенсионер двух служб: МВД и Федеральной таможенной службы. За период своей службы я организовывал проверки и принимал непосредственное участие.
Вы наверняка знаете все тонкости полицейских проверок. Я почему-то уверена, что вы с легкостью сможете распознать, когда сотрудник врет на допросе, а когда искренне и от чистого сердца говорит правду. У вас наверняка за долгие годы службы появился «топ самых распространенных ошибок бизнесменов». Расскажите, про самые частые ошибки, которые совершают бизнесмены на полицейских проверках?
Александр Купцов: Я бы хотел этот вопрос разбить на несколько частей. Первый вопрос: «Вы видите, когда сотрудник врёт?» Итак, для начала уточню: не сотрудник, а лицо, которое попало под проверку. Либо лицо, в отношении которого производится проверка. Из своего собственного опыта скажу: получая соответствующие объяснения от лица, в отношении которого производится проверка, всегда видно, врет или не врет. Ничего сложного в этом нет, тем более, когда разговариваешь с несколькими лицами и проверяешь одну компанию. Ложь всегда видно.
Иногда происходит такая ситуация, когда все сотрудники говорят на одном языке. Это говорит о следующем: либо сотрудники врут, либо у них есть определенный круг договоренностей. А бывает, что каждый сотрудник компании рассказывает что-то свое, какие-то моменты помнит, что-то не помнит. Как раз такая ситуация ближе к истине. Особенно приятно работать с теми лицами, которых опросил, а потом, через некоторое время, опрашиваешь их по-новому. Люди, которые для себя придумывают легенду, говорят один в один. Рассказывают так, как будто им только вчера задавали эти вопросы, подтверждают свои предыдущие показания, которые давали месяц назад…
Люди, которые не готовились – это алиби. Они действительно не имеют непосредственного отношения к тому, в рамках чего они проверяются. Они не имеют отношения к преступлению. Практика показывает, что со временем многие вещи забываются. Не потому, что их не хотят говорить, а потому, что об этих вещах просто не помнят.
А теперь о противоположной стороне – о тех, кто проверяет. Какие ошибки совершают полицейские на проверках? О чем сотрудники правоохранительных органов частенько забывают?
Александр Купцов: Бизнесмену нужно знать только одно: нужно всегда быть готовым к проверке. Если бизнесмен начнет противостоять и противодействовать, работники полиции в этом отношении народ грамотный и всегда знают, как себя вести, когда им начинают противостоять. Поэтому нужно вести диалог. В чем заключается смысл? Иногда, как почитаешь… Полицейские, считают, что все коммерсанты – жулики, а коммерсанты считают, что полицейские обязательно должны к кому-то приходить с учетом личной выгоды. Ничего подобного.
В правоохранительных структурах работает очень много порядочных людей, которые делают свою работу, а от ошибок не застрахован никто. Прежде всего, бизнесменам нужно подумать о том, как самим быть готовым к проверке. Человек должен быть морально готов к проверке. Обычно бизнесмены слушают друзей и товарищей, которые рассказывают, как они себя вели на проверке, как они успешно ее прошли и т.д. Но правду о том, как на самом деле эти друзья-товарищи проходили проверку, никто не скажет. Никто не будет говорить о своих ошибках, недостатках при проверке. Никто не будет рассказывать, как реально происходила вся картина.
Что еще нужно помнить? Почему так много внимания уделяется именно подготовке к проверке? Потому что именно с этого момента начинается все ваше последующее участие в проверке и результат, который вы получите.
Если полицейский приходит и понимает, что в вашей компании грамотные люди, то и вопросы решать легче. Если полицейский приходит и видит, что человек испугался и находится в позиции, что его сейчас «съедят», тогда считайте, что полицейский все свои возможности обязательно использует.
Получается, что бизнесмену не нужно занимать позицию кролика, которого вот-вот съест удав? Все-таки лучше занять позицию хищника, готового на законных основаниях защищать свою территорию.
Александр Купцов: Лучше не занимать позицию ни кролика, ни хищника. А лучше выбрать нормальную человеческую позицию: к вам пришли нормальные люди, которые выполняют свои обязанности. Они пришли, и для этого есть основания. Вы им должны помочь, и сами должны разобраться, что они от вас хотят. Если вы начнете вести себя неправильно, тогда у проверяющих будет основание и повод, чтобы более детально отнестись к каким-то моментам.
Любая проверка вызвана проверкой какой-то информации. Когда приходишь и чувствуешь, что офис разбегается, генеральный директор пытается куда-то сбежать…
Т.е. это первый щелчок к тому, что в этой компании, есть что проверять…
Александр Купцов: Это говорит о том, что люди боятся. Чтобы понять, что происходит в этой компании, нужно залезать во все вопросы более детально.
Получается, что сотрудники правоохранительных органов учитывают такой фактор, что, если человек боится – это не означает, что есть, что скрывать?
Александр Купцов: Не бывает такой проверки, чтобы работники полиции пришли и сказали: «Мы сейчас будем проверять у вас все». Так не бывает. Они приходят с конкретными основаниями для проверки: у сотрудников правоохранительных органов есть какое-то сообщение или информация, которую они обязаны проверить. Поэтому дайте им возможность показать, что вы готовы к диалогу, к сотрудничеству, но не готовы к прессингу и к поведению, когда на вас начинают давить. Должна быть объективность.
В чем заключается объективность любой проверки? Прежде всего, в нормальном отношении бизнесмена к полицейским и полицейских к бизнесменам. Средства массовой информации постоянно пытаются осветить и показать нам, что в правоохранительных органах присутствует коррупция. А полицейские смотрят на коммерсанта, как на жулика, и точно так же убеждают, что бизнесмены в нашей стране честно работать не могут. Поэтому, чтобы заранее друг другу не приделать ярлыки, ни в чем не обвинять, нужно вести нормальный диалог. А нормальный диалог начинается прежде всего с элементарных вопросов.
Иногда бизнесмены не могут понять: «Мы же честно работаем. Почему у нас запрашивают сведения?» Иногда полицейские запрашивают сведения не по одной компании, а по нескольким компаниям и за все 3 года. Зачем за все 3 года запрашивать? Я так понимаю, чтобы проверить за все 3 года и посмотреть: «А может, мы найдем какие-то нарушения в той компании?» Когда начинаешь с разбираться с подобными запросами, они немножко вводят в заблуждение как бизнесменов, так и самих полицейских. Заниматься проверкой компании, выяснять, искать какие-то нарушения в течение 3-х лет… Документы передали, документы забыли, где эти документы находятся, никто не знает… Бизнесмены спрашивать боятся, потому что во всех запросах в конце идут страшилки: вовремя не предоставишь документы – административная ответственность и т.д. А еще говорят, что нужно документы прошить, заверить и т.д. Есть определенный порядок заверки копий документов. Но нигде не написано о том, что документы надо сшивать и предоставлять в сшитом виде.
Мы должны понимать, что нормальный диалог – это, прежде всего, залог успеха. Грамотный сотрудник правоохранительных органов знает, где, что смотреть, где проверять и где найти.
Соответственно, в первую очередь, бизнесменам нужно поменять психологическую установку: не смотреть на полицейских, как на тех, кто любой ценой хочет тебя наказать.
Александр Купцов: В компании должно быть Положение о корпоративной защите (Положение о безопасности). Когда приходит проверка, вы должны моментально и незамедлительно показать этот документ: «У нас тоже есть свои правила и порядки, и они определены в положении о корпоративной защите». Будут знакомиться полицейские, или нет – это другой вопрос.
Следующий момент. В каждой компании есть журнал проверок. Полицейские (оперативный состав, следователи, дознаватели) не обязаны расписываться в этом журнале, выходя на проверку. Все остальные представители правоохранительных структур или проверяющие фискальных органов обязаны расписываться в этом журнале. Это определено законом.
Как только приходит полицейская проверка, вы даете для подписи журнал… и полицейские подписывают, и следователи подписывают. Это из собственного опыта. О чем это говорит? О том, что эти полицейские и следователи не вникали в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12.08.1995 года и Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011 года.
Многие бизнесмены забывают, либо попросту не знают о своих законных правах, в том числе о предоставлении информации. Расскажите, пожалуйста, о статье 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации».
Александр Купцов: У должностных лиц есть обязанность представлять информацию. Если эта информация не предоставлена, за это предусмотрена ответственность. Почему все забывают про статью 140 УК РФ?
Вы должны четко понимать, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся в отношении конкретных физических лиц. Также вы должны четко понимать, что информацию по проверке предоставят только в отношении вас, потому что компания (юридические лица) преступления не совершают.
Если вы знаете, что в отношении вас проводилась проверка, собиралась какая-то информация, вы можете запросить эту информацию. И вам обязаны предоставить эту информацию только по вашему обращению. Если вам не предоставили информацию в течение 30 дней, тогда вы имеете право… Идете по инстанциям, говорите о том, что вам либо не ответили, либо вы получили отказ в предоставлении информации… Либо: «Мне сказали, что в отношении меня мероприятия не проводились, но я в этом сомневаюсь».
Единственный человек, который надзирает за всеми этими вопросами – это прокурор. Только он имеет право проводить проверку любых материалов, которые связаны с оперативно-розыскной деятельностью. Он надзирает за оперативно-розыскной деятельностью, он надзирает за законностью при проведении мероприятий. Он будет отвечать на все ваши вопросы и разбираться с ситуацией: почему не предоставили, что не предоставили, действительно была ли проверка.
Ну, и напоследок парочка советов нашим предпринимателям по поводу полицейских проверок.
Александр Купцов: Что я хочу посоветовать нашим предпринимателям? Начну с элементарных вещей.
Первый совет: уделите внимание подготовке
Всегда видно, готовы люди к проверке или не готовы. Многие бизнесмены не знают разницы: полиция к ним пришла или следователи… Нужно иметь хотя бы элементарные навыки. Откройте УПК РФ. Нет, не полностью перечитывать. Вы должны хотя бы понимать, кто такой дознаватель, следователь, оперативник… Что такое «проведение следственных действий»? Что такое «проведение доследственной проверки»?
Приведу простой пример. Когда спрашиваешь коммерсанта, в чем разница между действиями следователя из следственного комитета и следователя из МВД, он не понимает разницы. Он думает, что это одно и то же. А если взять, например, статью 151 УПК РФ, то последствия всех налоговых преступлений относятся к компетенции следственного комитета.
Работники полиции могут участвовать либо при проведении следственных действий, когда уже возможно уголовное дело, либо им может быть поручено проведение проверки, точно так же, как и налоговикам. Чтобы уже дальше следователь следственного комитета принял решение о возбуждении уголовного дела. Компетенция производства по делам налоговых преступлений находится в следственном комитете. Бизнесмены, к великому сожалению, начинают понимать это слишком поздно. Для них любая проверка, которая приходит в погонах – это следователи. Я это встречал неоднократно.
Второй совет: убедитесь, что к вам пришла законная проверка
Дайте установку сотрудникам: пришла проверка – ваши дальнейшие действия. Любая проверка прежде всего начинается, с того, что работники обязаны представиться. Вы должны убедиться, что действительно к вам пришли работники правоохранительных органов, у них есть основания и соответствующий документ, который подписан на проверку. Вы должны убедиться, что на проверку пришли именно те люди, которые указаны в документе. Также вы должны убедиться, что проверяющие будут изымать или требовать именно те документы, которые необходимы и прописаны. Вы должны удостовериться, что лица, которые пришли, уполномочены проводить проверку.
Часто бывает так: приходит работник, написано звание «капитан», начинаешь смотреть удостоверение – «старший лейтенант». Спрашиваешь: «Так вы старший лейтенант или капитан?» Он отвечает: «Мне только неделю назад присвоили капитана». Замечательно! В документах написано «капитан», а почему тогда удостоверение старшего лейтенанта? Тогда вы имеете право сказать: «Извините, при всем уважении к вам, на проверку мы вас не пустим. Вот будет у вас удостоверение капитана – ради Бога». Часто бывает, что удостоверение просрочено.
Бывает, что приходят всевозможные работники со всевозможными удостоверениями всяких всевозможных организаций, которых люди принимают за правоохранительные органы. Была ситуация, когда пришел сотрудник и представился судебным приставом. Начинаем разбираться: в удостоверении судебного пристава указано ООО… Самый простой вопрос: вы видели когда-нибудь документы работников полиции?
Представьте, когда пришла проверка, а люди никогда не видели, как выглядит удостоверение полицейских, как выглядит удостоверение сотрудников налоговых органов… Конечно, надо выяснять, к вам действительно пришла проверка, или это проверка, которая пришла «под законную проверку». Как можно проверить? Позвонить по телефону «112», «02» и спросить в справочной телефон дежурного, например, того отдела полиции, откуда пришли полицейские. Затем позвонить дежурному и спросить, где находятся такие-то полицейские (перечислить фамилии, которые указаны в распоряжении). Иногда бывает очень интересно: вы начинаете перечислять фамилии работников правоохранительных органов, а выясняется, что такие не служат в органах. Такое тоже бывает.
Поэтому, прежде всего, вы должны убедиться, что к вам пришла законная проверка.
Третий совет: ведите хронологию событий на проверке
Сколько я ни беседую с бизнесменами, самая тяжелая ситуация – восстановить хронологию проверки. Люди забывают, во сколько пришла проверка, где представлялись люди, что делал, кто присутствовал при проведении проверки, что смотрели полицейские или сотрудники налоговой и т.д. Люди по времени и по факту не могут восстановить ход событий…
Самый простой пример. Пришла проверка, предъявили полномочия. Генеральный директор должен сказать: «Спасибо, сейчас я вызову своего представителя».
Если вам работники правоохранительных органов говорят: «Мы бы хотели пообщаться с генеральным директором или с учредителем»… В этом отношении у вас сеть замечательное основание сказать: «Ну, вы же исполняете поручение начальника УЭБиПК? Ко мне же приехал не начальник УЭБиПК, поэтому у меня, как у генерального директора, есть свои функции. Я вам сейчас представлю человека, который уполномочен мной решать все вопросы, связанные с вашей проверкой. По всем вопросам, которые будут возникать обращайтесь к нему».
Приходит представитель, который имеет официальные полномочия (либо нотариальную доверенность, либо обычную), и предлагает пройти в комнату для ведения переговоров, чтобы там можно было спокойно вести диалог.
Вы намечаете, что и кто будет делать, каким образом, в какие сроки, в какое время, что для этого необходимо подготовить. Идет нормальный диалог. Почему? Вы не препятствуете, вы не противодействуете. Вы оказываете содействие, но вы, в том числе, показываете, что есть права как у одних, так и у других. Поэтому мы должны нормально, по-человечески, с уважением относиться друг к другу.
От чего защищается бизнес? Он защищается от неправомерных действий. А если вы устроите противостояние, то в противостоянии правых не будет, у всех найдутся недостатки: вы найдете у правоохранителей, а они у вас. Чем это «ледовое побоище» закончится, никто не знает… Как правило, печально.
Четвертый совет: не бойтесь привлекать к ответственности
Если бизнесмен нарушил законодательство, сразу же моментально вводятся санкции. Не дается даже время на исправление недостатков. Когда в суде коммерсант оспаривает решение фискального или правоохранительного органа, никто из работников к ответственности не привлекается. Почему бизнесмены молчат? Чего боятся? Боятся того, что к ним приедут и наедут?
Если судебным решением отменено взыскание, которое накладывалось либо фискалами, либо другими органами, были нарушения при проведении проверок. Эти проверки сказались на том, что с вас неправомерно взыскали деньги, либо ваш бизнес понес потери, то это говорит о том, что работник превысил служебные полномочия либо проявил халатность. Соответственно, работник, пришедший на проверку, не соответствовал своей занимаемой должности. Поэтому тот, кто отправлял такого работника на проверку, должен был прекрасно понимать уровень компетенции, уровень знаний этого сотрудника.
Это я говорю не понаслышке. Нам часто за период службы приходилось общаться с прокуратурой, объяснять законность своих действий. За период своей службы не оспорено ни одного решения, которое мы принимали. Жалобы были. Их проверяют. Но мы эти жалобы доходчиво объясняли, приводили доказательства того, что мы действовали законно.
Пятый совет: при угрозах вызывайте полицию
С проверяющими должны быть нормальные, партнерские отношения. Никогда не надо переходить планку. Даже если на вас начинают давить, надо четко и мягко объяснить: «А вы нас уже в чем-то подозреваете?»
Если же идет просто жесткий накат – нужно всегда действовать очень просто. Первое: предупредить о том, чтобы вам не угрожали законом. Очень часто бывает: «Мы вас посадим!» Так поступает бестолковый работник, он не имеет права ни в коем случае так говорить. Если было бы, за что вас посадить – поверьте, все бы молчали, и тихо, мирно действовали.
Второе: если вам продолжают угрожать законом – не стесняйтесь решать вопрос гораздо проще. Просто звоните «02», «112» и вызывайте местных работников полиции. Говорите: «В отношении меня происходит противоправное действие, непонятная проверка. Мне угрожают».
Соответственно, после вашего звонка сотрудники правоохранительных органов имеют право выяснить, законная эта проверка или незаконная, и на каких основаниях эта проверка проходит. Они вам помогут, потому что все, что вы сообщите по «02» или «112», записывается, и вам должны отчитаться, какие меры приняты.
Уважаемые коллеги! Надеюсь, информация, которой поделился Александр Купцов, оказалась для вас полезной.
О том, как вести себя на проверках и как защитить свой бизнес от проверяющих, вы узнаете на семинаре «Юридическая защита: методика неуязвимости бизнеса в 2018 году».
Владимир Туров и Александр Купцов расскажут:
- 54 правила поведения во время любой проверки;
- Перечень документов, которые нужно требовать от проверяющих;
- Слабые места бизнеса, которые привлекают внимание налоговой и следователей;
- Методы избавления от «серого» прошлого компании;
- Критерии, по которым налоговики и следователи выбирают себе объект для проверки;
- Полномочия проверяющих, и что делать, если ваши права нарушены;
- Порядок действий сразу после проверки.
А также другие рекомендации и практические советы от опытного следователя и эксперта в области защиты. Семинар состоится в Москве 14-15 марта.
Редактировано: 12 марта 2018