Три острые проблемы малого бизнеса: налоги, спрос и развитие
Добрый день, уважаемые друзья.
Недавно «Альфа-Банк» провел шикарное, на мой взгляд, исследование, которое поможет вам сориентироваться в текущей экономической ситуации и построить планы по развитию на будущее для своей компании. Это исследование заслуживает того, чтобы вы о нем знали.
«Альфа-Банк» опросил 3114 клиентов – предпринимателей и компании с выручкой до 350 миллионов рублей в год (т.е. микробизнес и малый бизнес). Выборка очень и очень даже хорошая. Какие вопросы «Альфа-Банк» задавал бизнесменам?
Первое. Бизнес-ожидания компании (оценка экономической ситуации в стране / в отрасли, покупательская способность, зависимость компании от импорта).
Второе. Финансовое положение компании и планы на будущее, (прибыль, выручка, планы развития бизнеса, критерии успеха).
Третье. Продажи и количество клиентов (частота покупок, размер среднего чека, количество клиентов).
Четвертое. Экспорт и импорт (доля в обороте, планы по изменению доли).
Пятое. Развитие бизнеса с банком (помогает ли банк в развитии бизнеса клиента, чем именно)
Шестое. Профиль бизнеса (город, пол, возраст, должность, сфера деятельности, количество сотрудников в компании).
Надо отдать должное «Альфа-Банку»: опросы проводятся 2 раза в год, в июне и ноябре. Опрос получился шикарным. Каковы результаты данного опроса?
Итак, первый критерий, по которому «Альфа-Банк» оценивал ситуацию и настроение в малом бизнесе, – это так называемый «индекс настроений малого бизнеса». Согласно методике, «значения индекса могут изменяться от -100 до 100. Положительные значения индекса показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными; отрицательные значения характеризуют преимущественно негативные настроения».
К глубочайшему сожалению, индекс настроений малого бизнеса в июне 2018 года составил -27 пунктов: это хуже, чем в 2017 году. Самый отрицательный показатель был в ноябре 2015 года: -38 пунктов. -27 пунктов – не сильно хорошо.
Расшифрую. Пессимизм, по сравнению с 2017 годом, в 2018 году у бизнесменов усилился, компании настроены на ухудшение экономической ситуации в стране и прогнозируют спад покупательской способности населения.
Когда я изучал «Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 11.07.2018 года, в этом документе Минфин писал, что на самом деле у нас инфляция чуть ли не нулевая, бюджет в этом году будет профицитным, мы получим дополнительно от нефтегазовых доходов почти 1,8 трлн рублей, покроем дефицит, и профицит бюджета составит 450 млрд рублей… Все за счет нефтегазового дохода. Минфин, говоря про микробизнес, малый и средний бизнес, подтверждает спад покупательской способности населения и снижение инвестиционной активности. «Альфа-Банк» в своих исследованиях это подтверждает. И я со своей стороны, когда проводил подобные опросы бизнесменов, тоже подтверждаю эти вещи. ВЦИОМ проводил исследования…
83% бизнесменов считают, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса. Более половины бизнесменов ожидают ухудшения экономической ситуации в стране. С начала 2018 года покупательская способность населения в стране снизилась: об этом заявляют 73% российских бизнесменов с оборотом до 350 миллионов рублей в год.
Почти 60% российских бизнесменов заявляют, что покупательская способность продолжит снижаться. Как ни странно, все исследования (я был этим несколько удивлен) подтверждены еще и Минфином. Во всех сферах наблюдается ухудшение ситуации: более половины респондентов отметили падение прибыли своей компании. Треть – снижение числа клиентов и покупок.
На чем застревает внимание бизнесменов, и что является проблемой? «Альфа-Банк» пишет, что проблема №1, которую озвучили бизнесмены, – высокие налоги и рост налоговой нагрузки. Эта проблема волнует 46% опрошенных предпринимателей, и эта доля продолжает расти. Если раньше в части, касающейся самых сильно беспокоящих факторов, бизнесмены называли снижение покупательского спроса, то сейчас на первое место вышел рост налоговой нагрузки. Это правда. Действительно, по моим собственным исследованиям, рост налоговой нагрузки волнует почти половину бизнесменов.
На втором месте – снижение спроса (по данным «Альфа-Банка» эта проблема волнует 39% бизнесменов, по моим опросам – 35%). На третьем месте находится недостаток средств для развития: эту проблему озвучили 37%.
Еще парочка данных. Цитирую: «В сегменте малого бизнеса происходит серьезная отраслевая трансформация. Часть отраслей уже несколько лет пребывает в стагнации – это грузоперевозки, строительство. Часть сегментов недавно ощутила снижение доходов и начала оценивать свой «запас прочности» и эффективность бизнеса в новых условиях. Это фиксируют наши опросы – растет доля тех, кто готов менять вид деятельности, пересматривать бизнес-модель.
Происходит сдвиг из производства товаров, строительства, торговли, особенно оптовой, в сторону сферы услуг. Компании меняются под давлением новых условий
Новое – это изменение спроса, новая модель потребления sharing economy. «Такси – вместо своего автомобиля, доставка еды и других товаров – вместо походов по магазинам, аренда товара – вместо покупки – эта модель потребления начинает проникать все глубже, охватывая все больше сервисов, тесня традиционные форматы торговли. Это стимулирует развитие сферы услуг. И малый бизнес как самый гибкий и быстрый сегмент первым реагирует на этот запрос. Второй фактор идет от государства – это тренд на обеление малого бизнеса, изменение законодательства, усиление налогового контроля. 14% предпринимателей признало в опросах, что им пришлось перестраивать процессы в своей компании под требование новых законов! Как следствие – растет налоговая нагрузка, сокращается прибыль, настроения компаний снижаются, они вынуждены искать новую бизнес-модель».
Мое мнение… Медленно доходит. На самом деле нужно было схватиться за голову года 2-3 назад. Неделю назад я общался с одной бизнесвумен: ни в одном глазу. По ее словам, ее партнеры заявляют: «Как жили, так и живем, так и будем жить. Что ты дергаешься? Туров запугивает бизнесменов». Нет, ребятки, вздохните глубоко, почитайте внимательно, какие планы у Даниила Вячеславовича Егорова, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, действительного государственного советника Российской Федерации 2 класса: когда этот парень что-то обещает сделать – он делает. Он пообещал, что к первому кварталу 2019 года легализует отрасль клининга. По его мнению, приемлемым вычетом по НДС в клининге является 35%, а сейчас этот вычет составляет больше 85%. Мягко говоря, 2/3 налога на добавленную стоимость клининговые компании не доплачивают в бюджет. Поверьте мне, Егоров это сделает. Клининг после первого квартала 2019 года будет полностью работать легально. А после Егоров возьмется за другую отрасль, а потом за третью… А если еще и примут парочку соответствующих законов, тогда у нас не 14% предпринимателей признаются, что из-за усиления налогового контроля они вынуждены были перестраивать процессы в своей компании по требованиям новых законов, а таких бизнесменов будет 94%. Только остальные опоздают… А тех, кто опоздает, просто вылетят с рынка. Просто, как пять копеек.
Если вы думаете, что кого-то из налоговиков интересует, сохранится ваш бизнес или нет, поверьте мне, их это не сильно волнует. Хотя Егорову надо отдать должное: та модель легализации, которую он затеял, как раз позволит сохранить бизнес тем компаниям, которые милостиво и по-доброму начнут работать легально. Им даже простят их прошлые грехи за истекшие три года, и никто не пойдет уже в 2015 или в 2016 год их проверять, чтобы начислить налоги за связи с обнальными конторами.
Итоги
Не хочу оценивать. И не хочу оперировать оценочными понятиями «ужас или ура». Консервативненько. Эмоции для статистических данных не нужны.
Первый вывод. Государство всерьез решило легализовывать бизнесменов.
Второй вывод. Если верить собственным опросам, опросам «Альфа-Банка», опросам ВЦИОМ и прогнозам Минфина, то, как минимум, 2019 год будет более тяжелым, чем 2018 год. Я бы хотел, чтобы такого не произошло. Я тоже зарабатываю деньги. И я хочу, чтобы экономическая ситуация у бизнесменов улучшалась, потому что мой бизнес зависит от бизнесменов. Поэтому наша с вами задача – переломить эту тенденцию и сделать лучше.
Третий вывод. Нужно начинать как-то диверсифицировать свой бизнес, менять бизнес-модели, делать что-то, вплоть до того, что менять отрасли, в которых мы работаем. Между прочим, многие из бизнесменов начали уже это делать. Очень много бизнесменов. По данным «Альфа-Банка», 34% российских бизнесменов готовы менять бизнес-модель. Это очень высокая цифра. Это означает, что бизнесмены видят, что у них ж*па, и надо с этой ж*пой что-то делать. 23% бизнесменов даже готовы поменять вид деятельности. А 15% готовы закрыть или продать бизнес, если не достигнут успеха в обозримой перспективе (1-5 лет). И даже доля, внимание, тех компаний, которые готовы продолжать деятельность для достижения успеха, составляет 34%. Правда, раньше была ситуация лучше: в 2017 году были готовы бороться за свое выживание, несмотря на все трудности, 41% бизнесменов.
Грубо говоря, больше половины бизнесменов все-таки надеятся на лучшее, но, в том числе, среди тех, кто надеется на лучшее, много тех, кто готов и поменять бизнес-модель, и поменять вид экономической деятельности.
Четвертый вывод. Мне жаль, что мир бизнеса потихонечку покидает производство, оптовую и розничную торговлю: они уходят в формат сферы оказания услуг. Все-таки, я с грустью смотрю на эту ситуацию…
Пятый вывод. Снимаем розовые очки, смотрим на ситуацию, учимся анализировать на основе трендов, прогнозировать на основе определенной динамики, в том числе, по тем отраслям, в которых вы работаете. И выстраиваем свои планы на конец 2018-2019 года, исходя их тех отрицательных тенденций, которые я вам описал в этой статье, и на основе исследований «Альфа-Банка», ВЦИОМа, а также Проекта Минфин.
Наверное, лучше быть готовым к стагнации и сделать так, чтобы в вашем бизнесе стагнации не было.
И напоследок. По данным «Альфа-Банка», 22% российских бизнесменов называют себя успешными. Они говорят, что у них все в порядке, и их бизнес успешный. Эти бизнесмены связаны с экспортом, и они инвестируют в обучение сотрудников.
Что касается экспорта – это без меня… Что касается инвестиций в обучение сотрудников – приходите в мою компанию, мы как раз этим занимаемся. Между прочим, я своих сотрудников обучаю все время: с момента основания компании у меня открыт для сотрудников специальный класс, обучен супервайзер, приглашаю лекторов. У меня разработаны специальные формы, курсы и и для сотрудников, и для бизнесменов. Плюс, конечно же, семинары: ближайший состоится в Москве 2-3 октября.
Т.к. проблема налогов вышла на первое место: по данным «Альфа-Банка» так считают 46% российских бизнесменов, приходите на ближайший семинар по оптимизации налогов. Я сделаю так, чтобы у вас этой проблемы больше не было.
Спасибо, удачи в делах.
Недавно «Альфа-Банк» провел шикарное, на мой взгляд, исследование, которое поможет вам сориентироваться в текущей экономической ситуации и построить планы по развитию на будущее для своей компании. Это исследование заслуживает того, чтобы вы о нем знали.
«Альфа-Банк» опросил 3114 клиентов – предпринимателей и компании с выручкой до 350 миллионов рублей в год (т.е. микробизнес и малый бизнес). Выборка очень и очень даже хорошая. Какие вопросы «Альфа-Банк» задавал бизнесменам?
Первое. Бизнес-ожидания компании (оценка экономической ситуации в стране / в отрасли, покупательская способность, зависимость компании от импорта).
Второе. Финансовое положение компании и планы на будущее, (прибыль, выручка, планы развития бизнеса, критерии успеха).
Третье. Продажи и количество клиентов (частота покупок, размер среднего чека, количество клиентов).
Четвертое. Экспорт и импорт (доля в обороте, планы по изменению доли).
Пятое. Развитие бизнеса с банком (помогает ли банк в развитии бизнеса клиента, чем именно)
Шестое. Профиль бизнеса (город, пол, возраст, должность, сфера деятельности, количество сотрудников в компании).
Надо отдать должное «Альфа-Банку»: опросы проводятся 2 раза в год, в июне и ноябре. Опрос получился шикарным. Каковы результаты данного опроса?
Итак, первый критерий, по которому «Альфа-Банк» оценивал ситуацию и настроение в малом бизнесе, – это так называемый «индекс настроений малого бизнеса». Согласно методике, «значения индекса могут изменяться от -100 до 100. Положительные значения индекса показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными; отрицательные значения характеризуют преимущественно негативные настроения».
К глубочайшему сожалению, индекс настроений малого бизнеса в июне 2018 года составил -27 пунктов: это хуже, чем в 2017 году. Самый отрицательный показатель был в ноябре 2015 года: -38 пунктов. -27 пунктов – не сильно хорошо.
Расшифрую. Пессимизм, по сравнению с 2017 годом, в 2018 году у бизнесменов усилился, компании настроены на ухудшение экономической ситуации в стране и прогнозируют спад покупательской способности населения.
Когда я изучал «Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 11.07.2018 года, в этом документе Минфин писал, что на самом деле у нас инфляция чуть ли не нулевая, бюджет в этом году будет профицитным, мы получим дополнительно от нефтегазовых доходов почти 1,8 трлн рублей, покроем дефицит, и профицит бюджета составит 450 млрд рублей… Все за счет нефтегазового дохода. Минфин, говоря про микробизнес, малый и средний бизнес, подтверждает спад покупательской способности населения и снижение инвестиционной активности. «Альфа-Банк» в своих исследованиях это подтверждает. И я со своей стороны, когда проводил подобные опросы бизнесменов, тоже подтверждаю эти вещи. ВЦИОМ проводил исследования…
83% бизнесменов считают, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса. Более половины бизнесменов ожидают ухудшения экономической ситуации в стране. С начала 2018 года покупательская способность населения в стране снизилась: об этом заявляют 73% российских бизнесменов с оборотом до 350 миллионов рублей в год.
Почти 60% российских бизнесменов заявляют, что покупательская способность продолжит снижаться. Как ни странно, все исследования (я был этим несколько удивлен) подтверждены еще и Минфином. Во всех сферах наблюдается ухудшение ситуации: более половины респондентов отметили падение прибыли своей компании. Треть – снижение числа клиентов и покупок.
На чем застревает внимание бизнесменов, и что является проблемой? «Альфа-Банк» пишет, что проблема №1, которую озвучили бизнесмены, – высокие налоги и рост налоговой нагрузки. Эта проблема волнует 46% опрошенных предпринимателей, и эта доля продолжает расти. Если раньше в части, касающейся самых сильно беспокоящих факторов, бизнесмены называли снижение покупательского спроса, то сейчас на первое место вышел рост налоговой нагрузки. Это правда. Действительно, по моим собственным исследованиям, рост налоговой нагрузки волнует почти половину бизнесменов.
На втором месте – снижение спроса (по данным «Альфа-Банка» эта проблема волнует 39% бизнесменов, по моим опросам – 35%). На третьем месте находится недостаток средств для развития: эту проблему озвучили 37%.
Еще парочка данных. Цитирую: «В сегменте малого бизнеса происходит серьезная отраслевая трансформация. Часть отраслей уже несколько лет пребывает в стагнации – это грузоперевозки, строительство. Часть сегментов недавно ощутила снижение доходов и начала оценивать свой «запас прочности» и эффективность бизнеса в новых условиях. Это фиксируют наши опросы – растет доля тех, кто готов менять вид деятельности, пересматривать бизнес-модель.
Происходит сдвиг из производства товаров, строительства, торговли, особенно оптовой, в сторону сферы услуг. Компании меняются под давлением новых условий
Новое – это изменение спроса, новая модель потребления sharing economy. «Такси – вместо своего автомобиля, доставка еды и других товаров – вместо походов по магазинам, аренда товара – вместо покупки – эта модель потребления начинает проникать все глубже, охватывая все больше сервисов, тесня традиционные форматы торговли. Это стимулирует развитие сферы услуг. И малый бизнес как самый гибкий и быстрый сегмент первым реагирует на этот запрос. Второй фактор идет от государства – это тренд на обеление малого бизнеса, изменение законодательства, усиление налогового контроля. 14% предпринимателей признало в опросах, что им пришлось перестраивать процессы в своей компании под требование новых законов! Как следствие – растет налоговая нагрузка, сокращается прибыль, настроения компаний снижаются, они вынуждены искать новую бизнес-модель».
Мое мнение… Медленно доходит. На самом деле нужно было схватиться за голову года 2-3 назад. Неделю назад я общался с одной бизнесвумен: ни в одном глазу. По ее словам, ее партнеры заявляют: «Как жили, так и живем, так и будем жить. Что ты дергаешься? Туров запугивает бизнесменов». Нет, ребятки, вздохните глубоко, почитайте внимательно, какие планы у Даниила Вячеславовича Егорова, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, действительного государственного советника Российской Федерации 2 класса: когда этот парень что-то обещает сделать – он делает. Он пообещал, что к первому кварталу 2019 года легализует отрасль клининга. По его мнению, приемлемым вычетом по НДС в клининге является 35%, а сейчас этот вычет составляет больше 85%. Мягко говоря, 2/3 налога на добавленную стоимость клининговые компании не доплачивают в бюджет. Поверьте мне, Егоров это сделает. Клининг после первого квартала 2019 года будет полностью работать легально. А после Егоров возьмется за другую отрасль, а потом за третью… А если еще и примут парочку соответствующих законов, тогда у нас не 14% предпринимателей признаются, что из-за усиления налогового контроля они вынуждены были перестраивать процессы в своей компании по требованиям новых законов, а таких бизнесменов будет 94%. Только остальные опоздают… А тех, кто опоздает, просто вылетят с рынка. Просто, как пять копеек.
Если вы думаете, что кого-то из налоговиков интересует, сохранится ваш бизнес или нет, поверьте мне, их это не сильно волнует. Хотя Егорову надо отдать должное: та модель легализации, которую он затеял, как раз позволит сохранить бизнес тем компаниям, которые милостиво и по-доброму начнут работать легально. Им даже простят их прошлые грехи за истекшие три года, и никто не пойдет уже в 2015 или в 2016 год их проверять, чтобы начислить налоги за связи с обнальными конторами.
Итоги
Не хочу оценивать. И не хочу оперировать оценочными понятиями «ужас или ура». Консервативненько. Эмоции для статистических данных не нужны.
Первый вывод. Государство всерьез решило легализовывать бизнесменов.
Второй вывод. Если верить собственным опросам, опросам «Альфа-Банка», опросам ВЦИОМ и прогнозам Минфина, то, как минимум, 2019 год будет более тяжелым, чем 2018 год. Я бы хотел, чтобы такого не произошло. Я тоже зарабатываю деньги. И я хочу, чтобы экономическая ситуация у бизнесменов улучшалась, потому что мой бизнес зависит от бизнесменов. Поэтому наша с вами задача – переломить эту тенденцию и сделать лучше.
Третий вывод. Нужно начинать как-то диверсифицировать свой бизнес, менять бизнес-модели, делать что-то, вплоть до того, что менять отрасли, в которых мы работаем. Между прочим, многие из бизнесменов начали уже это делать. Очень много бизнесменов. По данным «Альфа-Банка», 34% российских бизнесменов готовы менять бизнес-модель. Это очень высокая цифра. Это означает, что бизнесмены видят, что у них ж*па, и надо с этой ж*пой что-то делать. 23% бизнесменов даже готовы поменять вид деятельности. А 15% готовы закрыть или продать бизнес, если не достигнут успеха в обозримой перспективе (1-5 лет). И даже доля, внимание, тех компаний, которые готовы продолжать деятельность для достижения успеха, составляет 34%. Правда, раньше была ситуация лучше: в 2017 году были готовы бороться за свое выживание, несмотря на все трудности, 41% бизнесменов.
Грубо говоря, больше половины бизнесменов все-таки надеятся на лучшее, но, в том числе, среди тех, кто надеется на лучшее, много тех, кто готов и поменять бизнес-модель, и поменять вид экономической деятельности.
Четвертый вывод. Мне жаль, что мир бизнеса потихонечку покидает производство, оптовую и розничную торговлю: они уходят в формат сферы оказания услуг. Все-таки, я с грустью смотрю на эту ситуацию…
Пятый вывод. Снимаем розовые очки, смотрим на ситуацию, учимся анализировать на основе трендов, прогнозировать на основе определенной динамики, в том числе, по тем отраслям, в которых вы работаете. И выстраиваем свои планы на конец 2018-2019 года, исходя их тех отрицательных тенденций, которые я вам описал в этой статье, и на основе исследований «Альфа-Банка», ВЦИОМа, а также Проекта Минфин.
Наверное, лучше быть готовым к стагнации и сделать так, чтобы в вашем бизнесе стагнации не было.
И напоследок. По данным «Альфа-Банка», 22% российских бизнесменов называют себя успешными. Они говорят, что у них все в порядке, и их бизнес успешный. Эти бизнесмены связаны с экспортом, и они инвестируют в обучение сотрудников.
Что касается экспорта – это без меня… Что касается инвестиций в обучение сотрудников – приходите в мою компанию, мы как раз этим занимаемся. Между прочим, я своих сотрудников обучаю все время: с момента основания компании у меня открыт для сотрудников специальный класс, обучен супервайзер, приглашаю лекторов. У меня разработаны специальные формы, курсы и и для сотрудников, и для бизнесменов. Плюс, конечно же, семинары: ближайший состоится в Москве 2-3 октября.
Т.к. проблема налогов вышла на первое место: по данным «Альфа-Банка» так считают 46% российских бизнесменов, приходите на ближайший семинар по оптимизации налогов. Я сделаю так, чтобы у вас этой проблемы больше не было.
Спасибо, удачи в делах.
Редактировано: 31 августа 2018