Как сделать из работников ИП и потерять 26 миллионов
Как сделать из работников ИП и потерять 26 миллионов? Сразу отмечу, без особых усилий. Главное, закрыть глаза на различия отношений по ГК РФ и ТК РФ. Ведь разница всего лишь в одной букве…
А еще иметь 12 работников, готовых стать индивидуальными предпринимателями с полным соцпакетом. Как говорится, все гениальное просто. Но все «деревянное» еще проще.
Перейдем от слов к делу: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.10.2018 года по делу№ А70-13715/2017. Из этого судебного решения я собрала 9 простых советов для тех, кто жаждет аналогичного экстрима (или, наоборот, не хочет угодить в подобную историю).
Итак, компания сотрудничала с индивидуальными предпринимателями, которые являлись ее работниками по ТК РФ. Нет, не бывшими, а настоящими. Идея заключалась в оказании услуг, которые не были предусмотрены трудовыми договорами. Двенадцать ИП-шников вели деятельность на свой страх и риск и одновременно соблюдали нормы трудового законодательства. По мнению компании, это нормально. А по мнению инспекции, это схема. Причем настолько «деревянная», что тянет на переквалификацию договоров ГПХ в трудовые и доначислением НДС и НДФЛ работодателю-заказчику услуг…
Но давайте все-таки ответим на вопрос, который мы задали в начале статьи: как сделать из работников ИП и потерять 26 миллионов? На этот счет у нас есть целых 9 вредных советов.
Совет №1: не увольнять сотрудников и соблюдать принцип «работодатель и заказчик услуг – одно и то же лицо». По мнению инспекции, компания не должна была привлекать своих работников в качестве контрагентов по договорам ГПХ, выплачивая за выполненные работы и заработную плату, и денежное вознаграждение по договорам ГПХ.
Совет №2: регистрировать предпринимателей исключительно для целей компаний. Инспекторы выяснили, что в большинстве случаев при увольнении сотрудника из штата компании он сразу же закрывал свое ИП. Поэтому компания целенаправленно регистрировала работников в качестве ИП.
Совет №3: забыть про акты оказанных услуг. Предприниматели заверяли, что составляли акты оказанных услуг и передавали компании на электронных носителях. А потом «успешно» забывали и не сохраняли. Зачем хранить макулатуру и забивать память компьютеров ненужной информацией?
Совет №4: не заморачиваться с прочей отчетностью. Не менее «успешно» ИП забывали готовить отчеты, проводить исследования, составлять акты наблюдения и мониторинга и т.д. К черту формальности!
Совет №5: обсуждать условия тет-а-тет с заказчиком и, желательно, забыть, кто заказывал услуги. Предприниматели рассказали инспекции, что выполняли услуги, получали деньги, но не помнят, от какой компании. На вопрос инспекторов: «Хорошо, покажите вашу переписку с заказчиком?» – предприниматели ответили, что все задания обсуждали устно.
Совет №6: работать на дому, экономить на аренде техники и офиса. «Мы работали дома. А мы арендовали помещение у управляющей компании». Инспекцию не надуришь: слова ИП-шников не нашли подтверждение в банковских выписках. Наоборот, проверяющие выяснили, что именно компания платила за аренду и обслуживание этого помещения.
Совет №7: либо работать на территории работодателя 40 часов неделю. Логика предельно проста и вытекает из признака №5. Предприниматели, а по совместительству сотрудники, работали в помещении, арендованном компанией. От звонка до звонка. Настоящие трудовые отношения.
Совет №8: ежемесячно получать вознаграждение непонятно за что. Без разницы: выполнил работы или нет, составил отчет или нет. Главное – деньги на расчетном счету. Именно так это выглядело со стороны инспекции в данном деле. Что полезного сделали предприниматели для компании, выяснить не удалось, ведь документов нет. Но вознаграждение за свой «гражданско-правовой труд» они получали с регулярностью 2 раза в месяц.
Совет №9: не соблюдать условия договора ГПХ. Договором предусмотрено составление заявок на оказание услуг в электронной форме. Но эту формальность ИП с заказчиком упустили. Плюс, акты приема-передачи оказанных услуг, про которые благополучно забыли…
Наверняка, вы уже догадались, что судьи согласились с налоговой инспекцией: «Это обычные трудовые отношения. Поэтому, будь добр, заплати за всех предпринимателей НДФЛ, а еще и НДС».
Вот такой финал у историй о разгильдяйском отношении к нормам гражданского и трудового законодательства. Разве сложно не смешивать ГК РФ и ТК РФ? Просто ответьте на вопрос: чем должен отличаться ваш бывший работник, а ныне ИП, от любого другого добросовестного контрагента, с которым вас не связывали узы Трудового кодекса? Вот именно, только прошлым. И ничем больше. Он такой же самостоятельный и независимый, как ваш давний поставщик мяса-перевозок-бумаги. Он такой же пунктуальный, поэтому присылает подписанную первичку без задержек. Он такой же заботливый, поэтому пишет вам на почту по поводу и без. Он такой же ответственный, поэтому выполняет все работы в срок и подробно отчитывается. Поэтому, берите пример с добросовестных контрагентов. Или посоветуйтесь с Юлией Барановой: она расскажет, как правильно сотрудничать с ИП.
А еще иметь 12 работников, готовых стать индивидуальными предпринимателями с полным соцпакетом. Как говорится, все гениальное просто. Но все «деревянное» еще проще.
Перейдем от слов к делу: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.10.2018 года по делу№ А70-13715/2017. Из этого судебного решения я собрала 9 простых советов для тех, кто жаждет аналогичного экстрима (или, наоборот, не хочет угодить в подобную историю).
Итак, компания сотрудничала с индивидуальными предпринимателями, которые являлись ее работниками по ТК РФ. Нет, не бывшими, а настоящими. Идея заключалась в оказании услуг, которые не были предусмотрены трудовыми договорами. Двенадцать ИП-шников вели деятельность на свой страх и риск и одновременно соблюдали нормы трудового законодательства. По мнению компании, это нормально. А по мнению инспекции, это схема. Причем настолько «деревянная», что тянет на переквалификацию договоров ГПХ в трудовые и доначислением НДС и НДФЛ работодателю-заказчику услуг…
Но давайте все-таки ответим на вопрос, который мы задали в начале статьи: как сделать из работников ИП и потерять 26 миллионов? На этот счет у нас есть целых 9 вредных советов.
Совет №1: не увольнять сотрудников и соблюдать принцип «работодатель и заказчик услуг – одно и то же лицо». По мнению инспекции, компания не должна была привлекать своих работников в качестве контрагентов по договорам ГПХ, выплачивая за выполненные работы и заработную плату, и денежное вознаграждение по договорам ГПХ.
Совет №2: регистрировать предпринимателей исключительно для целей компаний. Инспекторы выяснили, что в большинстве случаев при увольнении сотрудника из штата компании он сразу же закрывал свое ИП. Поэтому компания целенаправленно регистрировала работников в качестве ИП.
Совет №3: забыть про акты оказанных услуг. Предприниматели заверяли, что составляли акты оказанных услуг и передавали компании на электронных носителях. А потом «успешно» забывали и не сохраняли. Зачем хранить макулатуру и забивать память компьютеров ненужной информацией?
Совет №4: не заморачиваться с прочей отчетностью. Не менее «успешно» ИП забывали готовить отчеты, проводить исследования, составлять акты наблюдения и мониторинга и т.д. К черту формальности!
Совет №5: обсуждать условия тет-а-тет с заказчиком и, желательно, забыть, кто заказывал услуги. Предприниматели рассказали инспекции, что выполняли услуги, получали деньги, но не помнят, от какой компании. На вопрос инспекторов: «Хорошо, покажите вашу переписку с заказчиком?» – предприниматели ответили, что все задания обсуждали устно.
Совет №6: работать на дому, экономить на аренде техники и офиса. «Мы работали дома. А мы арендовали помещение у управляющей компании». Инспекцию не надуришь: слова ИП-шников не нашли подтверждение в банковских выписках. Наоборот, проверяющие выяснили, что именно компания платила за аренду и обслуживание этого помещения.
Совет №7: либо работать на территории работодателя 40 часов неделю. Логика предельно проста и вытекает из признака №5. Предприниматели, а по совместительству сотрудники, работали в помещении, арендованном компанией. От звонка до звонка. Настоящие трудовые отношения.
Совет №8: ежемесячно получать вознаграждение непонятно за что. Без разницы: выполнил работы или нет, составил отчет или нет. Главное – деньги на расчетном счету. Именно так это выглядело со стороны инспекции в данном деле. Что полезного сделали предприниматели для компании, выяснить не удалось, ведь документов нет. Но вознаграждение за свой «гражданско-правовой труд» они получали с регулярностью 2 раза в месяц.
Совет №9: не соблюдать условия договора ГПХ. Договором предусмотрено составление заявок на оказание услуг в электронной форме. Но эту формальность ИП с заказчиком упустили. Плюс, акты приема-передачи оказанных услуг, про которые благополучно забыли…
Наверняка, вы уже догадались, что судьи согласились с налоговой инспекцией: «Это обычные трудовые отношения. Поэтому, будь добр, заплати за всех предпринимателей НДФЛ, а еще и НДС».
Юлия Баранова
Юрист и старший налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Из комментируемого дела можно сделать настольную книгу о том, как не нужно работать с ИП-сотрудниками. Компания допустила все возможные, на мой взгляд, «детские» ошибки в своих попытках оптимизации налогообложения:
Юрист и старший налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Из комментируемого дела можно сделать настольную книгу о том, как не нужно работать с ИП-сотрудниками. Компания допустила все возможные, на мой взгляд, «детские» ошибки в своих попытках оптимизации налогообложения:
- Для начала нужно было определиться, с кем планируется сотрудничество: с работниками или с индивидуальными предпринимателями. И ни в коем случае не совмещать!
- Следует четко соблюдать признаки самостоятельности у индивидуальных предпринимателей, а не висеть балластом на содержании у ООО.
- Вознаграждение должно перечисляться исключительно за оказанные работы/услуги на основании подписанного двумя сторонами акта. Ни о каких авансах речи идти не может!
- Ну, и вполне логично, что функционал у ИП не должен дублировать должностные обязанности работника.
- В данной ситуации была абсолютно безграмотно «налажена» работа. Не соблюдался документооборот, который присущ взаимоотношениям в рамках гражданско-правовых отношений.
- Если планируете привлечь для сотрудничества ИП для оказания определенных услуг, позаботьтесь о том, чтобы это не был ваш штатный работник с аналогичным функционалом. И придерживайтесь признаков самостоятельности для индивидуальных предпринимателей.
- И самое главное – услуги должны оказываться реально. Без фактически оказанных услуг вы не выиграете спор с контролирующими органами и арбитраж.
Вот такой финал у историй о разгильдяйском отношении к нормам гражданского и трудового законодательства. Разве сложно не смешивать ГК РФ и ТК РФ? Просто ответьте на вопрос: чем должен отличаться ваш бывший работник, а ныне ИП, от любого другого добросовестного контрагента, с которым вас не связывали узы Трудового кодекса? Вот именно, только прошлым. И ничем больше. Он такой же самостоятельный и независимый, как ваш давний поставщик мяса-перевозок-бумаги. Он такой же пунктуальный, поэтому присылает подписанную первичку без задержек. Он такой же заботливый, поэтому пишет вам на почту по поводу и без. Он такой же ответственный, поэтому выполняет все работы в срок и подробно отчитывается. Поэтому, берите пример с добросовестных контрагентов. Или посоветуйтесь с Юлией Барановой: она расскажет, как правильно сотрудничать с ИП.
Редактировано: 29 октября 2018