Подтвердите удаление записи

Подтверждаю удаление

Кремль объяснил ситуацию с губернаторами

Очередные отставки губернаторов прошли на этой неделе. В основном они коснулись региональных «старожилов», к тому же, большинство из оставивших посты глав территорий были на хорошем счету в Кремле. 

Олег Ковалев возглавлял Рязанскую область около 9 лет. И принял решение досрочно сложить с себя полномочия, не дожидаясь сентябрьских выборов. На новый срок он не пойдет, о чем и сказал на последнем заседании правительства области. «Регион хороший, развивающийся, у него есть большой потенциал. Общество доверяет власти», - прокомментировал он итоги своего губернаторства. И добавил, что ему пора в отставку уже потому, что этого требует солидный 65-летний возраст.

 Днем ранее об уходе объявил Сергей Митин, глава Новгородской области. И тоже без намерения участвовать в осенних выборах. Президент Владимир Путин возложил обязанности временного главы региона на Алексея Никитина, до сей поры руководившего Агентством стратегических инициатив. Теперь у него будет возможность проверить теоретические изыскания и рекомендации коллег на практике.

Владимир Путин уже имел беседу с Андреем Никитиным. Тот рассказал, какими ему видятся наиболее перспективные направления развития области. Никитин обратился к истории Новгородчины, где важную роль играло купеческое сословие. Сказал, что хотел бы помочь развиваться малому и крупному бизнесу в регионе, дать предпринимателям больше свободы действий.

Многие аналитики считают, что смена руководства ряда областей именно этим и вызвана – необходимостью обновления региональной элиты. Чтобы к власти пришли более молодые и амбициозные, деятельные люди, уже получившие первоначальный управленческий опыт в других структурах. Вот и сейчас, с начала нынешнего месяца досрочно сложили полномочия руководитель Пермского края Виктор Басаргин и глава Бурятии Вячеслав Наговицын.

Ротация губернаторов – вещь привычна, она происходит постоянно. Об этом напомнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на расспросы журналистов. Он призвал коллег не искать в этом закономерном и даже планомерном процессе каких-то подводных течений или «подковерных процессов».

Песков напомнил, что ушли в отставку губернаторы добровольно. Президент знает об успехах их регионов, в целом работа их руководства всегда оценивалась позитивно. Но всему приходит свой срок. И не стоит связывать эту смену руководящих кадров с подготовкой к выборам президента в 2018 году, уверенно заявил Песков.


Обама подписал военный бюджет на $611 млрд

Президент США Барак Обама подписал ежегодный закон об оборонной политике, предусматривающий в том числе подготовку военных для борьбы с запрещенной в России террористической организацией «Исламское государство», передает Assoсiated Press.
По информации агентства, расходы на оборону установлены на уровне $611 млрд. Согласно закону, оклад военных увеличится на 2,1%.
Законопроект предусматривает льготы для военнослужащих и их семей, отмечает агентство. Также документ упрощает методы борьбы с кибератаками и враждебными беспилотными аппаратами, пишет Assoсiated Press.

Сечин рассказал о намерениях «Роснефти» увеличить поступления в бюджет

«Роснефть» подвела предварительные итоги года и утвердила план на 2017–2018 годы. Как отметил Сечин, реализация запланированных капиталоемких проектов, в частности, позволит увеличить поступления в бюджет страны
На заседании, состоявшемся 23 декабря, совет директоров «Роснефти» рассмотрел предварительные итоги работы компании в 2016 году и утвердил план финансово-хозяйственной деятельности на 2017–2018 годы. Об этом говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте компании.
В сообщении отмечается, что план финансово-хозяйственной деятельности «Роснефти» на 2017–2018 годы «сформирован на основе актуализированной долгосрочной программы развития и учитывает изменения фискального законодательства России и возможности проведения маневра объемами производства в целях повышения эффективности продаж в первом полугодии 2017 года».
В качестве ключевой задачи менеджмент «Роснефти» поставил дальнейшее повышение операционных и финансовых показателей компании. Одна из приоритетных целей, обозначенных в плане, — завершение интеграции активов «Башнефти» в периметр «Роснефти» и монетизация синергетического потенциала объединенной структуры, отмечается в сообщении.

Аналитика в ритейле

Известно, что розничная торговля – это самая динамично развивающаяся отрасль российской экономики. Растущая конкуренция мотивирует сети искать новые инструменты и решения для анализа исследований рынка ритейла. Чтобы быть на шаг впереди, необходимо грамотно использовать имеющуюся информацию о транзакциях, продукции, ценах, скидках, отчеты по закупкам и поставкам и т.д..

В недалеком прошлом, бизнес-аналитикам, маркетологам и прочим специалистам достаточно было использовать Excel для исследования продаж, теперь же, это сейчас невыполнимо из-за колоссального объема информации. Объемы таких данных увеличиваются с каждым годом, и такая тенденция будет сохраняться. А это ведет к увеличению рынка аналитики для розничной торговли.

Какие же на сегодняшний день существуют инструменты для аналитики ритейла?

  • Софт для составления отчетности – это в основном бухгалтерские программы, которые формируют отчеты по параметрам продаж, например, 1С или АСТОР.
  • Структуры для автоматизации бизнес-процессов в торговле – это системы, которые помогают модернизировать процессы транзакций, управлять логистической деятельностью, складскими процессами, регулировать системами закупок и заказа, например, Open Store, Poster, 1C.
  • Структуры расширенного анализа данных – системы, которые позволяют переводить неструктурированные показатели в понятную и удобную форму, чтобы выстраивать высокоэффективную стратегию развития бизнеса, например, Oracle, SAP, IBM и т.д..

В ритейле выделяют аналитику внутренних и внешних данных:

  1. Аналитика внутренних данных – это данные, которые находятся внутри компании:
    • объем и динамика продаж
    • перечень товаров
    • запасы товаров на складе
    • чеки
    • создание дисконтных программ, промо-акций
    • методы образования цен и наценки
  2. Аналитика внешних данных – это мониторинг макропоказателей, конкурентов и потребителей:
    • анализ рынка ритейла
    • движение цен на продукцию
    • оценка основных конкурентов
    • оценка потребителей

Вся работа по аналитике внутренних и внешних данных обязана быть направлена на улучшение бизнес-процессов компании. Всегда в первых рядах будут те представители ритейла, которые смогут спрогнозировать предпочтения и прихоти потребителей, предложив требуемый товар в нужное время. Поэтому первостепенной задачей систем аналитики являются извлечение важнейших инсайтов, которые дадут возможность ритейлерам постигать скрытое, настоящее и будущее поведение покупателей, а, следовательно, повысить их лояльность к компании.

Таким образом мы уже сейчас подходим к абсолютной автоматизации всех процессов ритейла.

Что ждет аналитику завтра?

  • Глобальное использование мобильных приложений как представителями торговых сетей, так и потребителями.
  • Использование облачных технологий для хранения данных.
  • Предугадывание и удовлетворение желания потребителей станет основным внутри аналитических систем для ритейла. Усовершенствование омни-канальных (omni-channel) стратегий дадут возможности соединить online- и offline- каналы для удержания клиентов.

Все участники рынка розничной торговли сознают, что кратковременные действия по однократному привлечению покупателей и получению прибыли не достигнут продолжительного результата в будущем.

Необходимы шаги по наращиванию лояльности покупателей, созданию с ними долговременных отношений на базе грамотных аналитических решений.

Александр Кац, журналист

Спрос на алкоголь под марками сетей в 2016 году рос в 7 раз быстрее рынка

Продажи крепкого спиртного под марками торговых сетей в рублях в 2016 году росли в семь раз быстрее, чем алкогольный рынок в целом. Преимущество собственных марок — их дешевизна. Однако оно постепенно нивелируется
​Продажи алкоголя под частными марками в 2016 году выросли на 18,7% в натуральном выражении и на 41,4% — в денежном, тогда как рынок в целом — на 1,3 и 5,9% соответственно, говорится в исследовании компании Nielsen (есть в распоряжении РБК). Таким образом, по данным Nielsen, доля собственных торговых марок сетей в продажах алкоголя в 2016 году достигла 5,9% в натуральном выражении и 3,2% — в денежном. Данные ретейл-аудита Nielsen включают весь крепкий алкоголь, кроме водки, а также игристое вино.
Представители опрошенных РБК розничных сетей говорят о разнонаправленном тренде. В пресс-службе «Дикси» заявили, что продажи алкогольных СТМ сопоставимы с прошлым годом. Директор по маркетингу торговой сети «Перекресток» Дмитрий Медведев подтвердил, что в этом году покупатели переходят на более доступные продукты питания, в том числе и алкоголь. Правда, сеть отдает большее предпочтение не СТМ, а собственному импорту вина (в некоторых субкатегориях его доля достигает 50%), говорит Медведев. В пресс-службе сети «Ашан» отказались от комментариев. Директор по связям с общественностью и государственными органами сети «Лента» Анна Мелешина сообщила, что по итогам первого полугодия 2016 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года продажи алкогольных СТМ в рублях увеличились на 30%.
По оценкам руководителя Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, разница в цене между брендами компаний и СТМ сетей может составлять порядка 10%. Алкогольные СТМ в магазинах «Дикси» в среднем на 30–40% дешевле аналогичной продукции, говорит представитель ретейлера Антон Пантелеев. Рост доли алкоголя под собственными марками — общемировой тренд, отмечает Дробиз. Правда, по его мнению, пока в России этот рынок находится «в зачаточном состоянии». «В секторе алкоголя потребители однозначно предпочитают брендированную продукцию», — уверяет эксперт.

Airbus вслед за Boeing подписал многомиллиардный контракт с Ираном

Власти Ирана подтвердили заключение многомиллиардного контракта с Airbus Group SE на поставку 100 самолетов. Две недели назад похожее соглашение было подписано с американской Boeing
Как сообщает Wall Street Journal, Airbus продаст Тегерану 100 самолетов на общую сумму $18 млрд. Речь идет о 46 А320, 38 А330 и 16 А350. Все лайнеры получит главная государственная авиакомпания Iran Air. Ожидается, что первые машины прибудут в Иран в начале 2017 года.
По словам главы коммерческого департамента Airbus Фабриса Брежье, договор с Ираном предусматривает в том числе подготовку пилотов.
Ранее предполагалось, что Airbus продаст Ирану и двухэтажные самолеты А380, однако в итоге Тегеран отказался от этой идеи, посчитав, что не нуждается в очень больших лайнерах.

Международные ритейлеры заинтересованы в России

За последние пять лет в России наблюдается достаточно активная динамика изменения числа международных торговых ритейлеров. В предыдущие годы количество открытых магазинов иностранных брендов превышало число закрытых. Так в 2011/2012 разница составила 1200 магазинов, в 2012/2013 разница уже уменьшилась и составила 1075 в пользу вновь открытых магазинов. В 2013/2014 годах эта цифра продолжила уменьшаться и составила уже 920 магазинов.

Ситуация радикально изменилась за последние пару лет. Количество открытых и закрытых магазинов иностранных ритейлеров практически сравнялось. За промежуток с 2014 по 2015 год закрылось чуть больше 30 магазинов, т.е. динамика показала негативный прирост. Иностранные бренды один за другим стали закрывать магазины. Одной из причин можно назвать уменьшение потребительской активности населения в связи с непростой экономической ситуацией. Операторы закрывали магазины, которые были не рентабельны. За уходящий год динамика изменилась в положительную сторону и было открыто на 25 магазинов больше, чем закрыто. Наметилась тенденция возобновления развития торговых сетей.

Изменились коммерческие условия для операторов. Например, изменились требования по арендной плате. Стали применяться фиксированные ставки аренды, которые учитывают товарооборот магазина. Во многих регионах были открыты новые торговые центры. За последние время иностранные ритейлеры стали существенно меньше покидать торговый рынок России. За 2013/2014 рынок покинули 23 торговые сети, за 2014/2015 год 17 сетей, а за период 2015/2016 года - пять сетей. Причем из этого количества в самом начале 2016 года ушла с рынка лишь одна (Magnolia Bakery), а четыре других (Pletzelmaker, Lindex, Mango Touch и Rockport) ушли во второй половине 2015 года.

По предположениям аналитиков рынка в предстоящем году развитие международных торговых сетей продолжится, и их число будет увеличиваться. Так, одной из ключевых причин можно назвать упрочнение экономического положения внутри страны и повышение макроэкономических показателей. Работа правительства РФ по направлению международных отношений так же оказывает положительное влияние на развитие торговли. Например, был восстановлен политический диалог с Турцией. В различных городах России намечен ввод в эксплуатацию новых торговых центров с присутствием иностранных брендов. В Москве появится первый магазин итальянской сети гастробутиков Eataly, распахнут свои двери два магазина известной компании The Walt Disney Co. Сейчас на рынке аренды есть большое количество свободных площадей, которые могут содействовать появлению новых магазинов.

Александр Кац, журналист

Декабрь подморозил ставки

За прошедший месяц ставки по валютным депозитам в российских банках вновь снизились. Стоит ли хранить сбережения в валюте?
В декабре доходность валютных вкладов изменили только четыре банка из 15 крупнейших игроков, свидетельствуют данные мониторинга РБК.
Ставки по вкладам в евро по-прежнему ниже, чем в долларах: средняя ставка по годовому депозиту в евро в конце декабря составила 0,43% годовых (в ноябре она была на 0,05 п.п. выше). На долларовом вкладе за год можно заработать в среднем 1,14% годовых против 1,22% годовых в прошлом месяце. Наибольшим оказалось снижение по годовым депозитам в долларах и евро, по валютным вкладам на другие сроки изменение было менее заметным.
Как показал анализ РБК, максимум по годовым вкладам в долларах можно получить в Московском индустриальном банке (МИБ) и Бинбанке — там самые высокие ставки по депозитам на год (1,75 и 1,7% годовых соответственно). Депозит в евро на год будет наиболее доходным в банке «Югра» (1,4% годовых) и Московском индустриальном банке (1% годовых).
Самая большая доходность по коротким валютным депозитам в евро будет опять же в «Югре» (0,9% годовых). Второе место делят МКБ и МИБ (по 0,25% годовых). По доходности коротких долларовых вкладов лидируют МИБ и МКБ — по 0,75% годовых. Однако вложения в валюту могут быть выгодны не из-за ставок по вкладам, а из-за изменения курса, полагает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. «Вкладываться в валюту имеет смысл, если вы ожидаете большую девальвацию рубля», — убежден он. При этом аналитик подчеркивает, что предполагаемая девальвация должна быть значительной: если курс доллара вырастет до 64–65 руб., это не компенсирует разницу между ставками по валютным и рублевым депозитам.

Публичная застройка

В Москве 22 декабря пройдут публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки, изменяющих Генплан Москвы. Несогласные с нововведениями муниципальные депутаты и горожане уже готовят акции протеста
В четверг, 22 декабря, в десяти округах Москвы пройдут публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) , которые столичные власти намерены принять до 1 июля 2017 года. ПЗЗ были разработаны Москомархитектурой совместно с НИиПИ Генплана Москвы для десяти округов столицы — всех, кроме Троицкого и Новомосковского. Они вносят коррективы в Генеральный план Москвы, принятый в 2010 году и определяющий ее развитие до 2025 года.
ПЗЗ утверждаются в Москве впервые и устанавливают параметры допустимой застройки для конкретных земельных участков — территориальных зон, на которые поделена столица. Для каждой из них утверждается градостроительный регламент, определяющий, какие объекты можно строить и в каком объеме. Устанавливаются предельные (минимальные) размеры самих участков и параметры разрешенного строительства: плотность, высотность и максимальный процент застройки — соотношение площади, которая может быть застроена, к общей площади участка, так называемое пятно застройки. Для каждого участка оговариваются виды разрешенного капитального строительства — жилые дома, торговые объекты, гостиницы, больницы, общепит и прочее.

«Газпром нефть» защищает свою добычу

«Газпром нефть» хочет договориться с другими нефтяными компаниями об использовании их квот на снижение добычи нефти, запланированное Россией в рамках договоренностей с ОПЕК, сообщил журналистам глава «Газпром нефти» Александр Дюков
«Газпром нефть», запланировавшая на 2017 год увеличить добычу нефти на 5% (план на 2016 год — 56–60 млн т), надеется договориться с другими российскими компаниями об использовании их квот на снижение добычи, сообщил в пятницу, 16 декабря, генеральный директор компании Александр Дюков, передает «Интерфакс».

В первом полугодии 2017 года Россия в соответствии с договоренностями, достигнутыми на встрече с ОПЕК 10 декабря, обещала снизить добычу нефти на 300 тыс. барр. в сутки. Снижение должно составить 2,7% — с 11,247 млн барр. в сутки (среднесуточная добыча в октябре 2016 года) до 10,947 млн барр. в сутки. В то же время снижение будет постепенным, говорил министр энергетики Александр Новак 14 декабря по итогам совещания с нефтяниками. В первом квартале снижение составит 200 тыс. барр. в сутки, к концу апреля — 300 тыс. барр., указывал он.

Минэнерго не устанавливало квоты на добычу для отдельных компаний, поскольку у министерства нет такого права, пояснял Новак. «У каждой компании может быть ситуация разная: у кого-то спрогнозирован рост, у кого-то снижение. В данном случае мы не устанавливали отдельные квоты отдельным компаниям, мы и не имеем на это право. В процессе обсуждения мы пришли к тому, что отдельные особенности каждой компании учитывать будет невозможно, поэтому будет равный подход относительно снижения добычи», — уточнил министр.

Убит посол России в Турции

В Анкаре убит посол России Андрей Карлов. МИД назвал произошедшее терактом. Мэр Анкары считает, что нападение направлено на подрыв отношений с Россией. Убийство вряд ли приведет к новому ухудшению отношений, говорят эксперты
Стрельба в галерее
Вечером 19 декабря в Анкаре был убит посол России в Турции Андрей Карлов. О нападении на дипломата около 19 часов по Москве сообщило турецкое телевидение, в течение часа эту информацию подтвердил и российский МИД. Сообщается, что Карлов скончался в больнице вскоре после того, как был туда доставлен.
Как сообщает турецкое издание Hurriyet, нападение на посла произошло в тот момент, когда он произносил речь в Центре современного искусства в Анкаре — Карлов принимал участие в открытии фотовыставки «Россия глазами путешественника: от Калининграда до Камчатки», которую российское посольство организовало совместно с муниципальными властями Анкары.
Судя по опубликованным видеозаписям происшествия и по свидетельствам очевидцев, стрелявший напал на посла со словами «Вы стреляли в беззащитных людей. Во имя Аллаха!». Другие очевидцы рассказывают, что нападавший кричал: «Мы умираем в Алеппо, вы умираете здесь!» Сообщается, что ранения получили еще три человека, но их имена не называются.

Развитие ритейла брендов эконом-класса в России

В современном ритейле, или розничной торговле, очень важную роль играет ориентированность на желания потребителя. А одним из таких желаний, несомненно, является приобретение товара по выгодной цене.
В тенденциях развития ритейла брендов эконом-класса в России постарался разобраться автор данной статьи, журналист и бизнес-аналитик Александр Кац.
С начала 2016-го года в нашей стране ликвидации подверглась только одна сеть в сфере международного ритейла, тогда как по итогам 2015-го года ликвидировано было более десятка зарубежных ритейл-брендов. На данный момент на российском ритейл-рынке свою деятельность запустили три крупных иностранных бренда, которые ориентированы на сегмент потребителей, в первую очередь обращающих внимание именно на стоимость товаров:
Lillapois Beauty;
Cofix;
Claire's.
Одним из «бюджетных» иностранных брендов, вышедших на российский рынок, является итальянская сеть по продаже косметики и парфюмерии Lillapois Beauty, запущенная французским ритейлером Auchan – корпорацией по продаже товаров повседневного спроса. Примечательно, что Россия стала первым зарубежным рынком для этого бренда. В ближайшее время в России планируется открытие ещё около 20-ти магазинов данной сети.
Не каждый среднестатистический потребитель сегодня готов платить за стакан бодрящего кофе 150-200 рублей, и это очевидно. Подсчитав, что себестоимость порции кофе в российских кофейнях составляет примерно 15 рублей, создатели израильской сети кофеен Cofix с помощью установления единой цены в 50 рублей планируют «захватить» российский рынок «кофе на вынос», открыв до тысячи объектов с бюджетным кофе в крупных городах России.
Закрывает тройку «новорожденных» на российском рынке ритейл-сетей эконом-класса американский бренд Claire's – мировой ритейлер бижутерии и аксессуаров. За годы экономического кризиса рынок ювелирной продукции «ушёл в тень», а вот спрос на бижутерию, наоборот, увеличился. Американская бижутерия Claire's успешно продаётся по всему миру, и многие российские модницы о ней наслышаны. На ближайшее время запланировано открытие 10-ти новых магазинов американского бренда по франшизе в Москве и Санкт-Петербурге.
Помимо брендов, ориентированных на низкий ценовой сегмент, за последний год в России были запущены в работу ещё около 40 международных ритейл-сетей. Чуть больше половины из них (55%) нацелены на средний ценовой уровень, остальные же ориентированы на премиальный ценовой сегмент.
Большинство этих ритейл-компаний являются сетями по продаже одежды, которых только за первую половину 2016-го года открылось 15, что соответствует общему количеству запущенных в этом направлении сетей в России в 2015-м году.
На российском рынке каждый год появляются новые инвесторы, вопреки экономическому кризису. В большинстве случаев – это бизнесмены, не успевшие вывести финансы во время кризиса, но которым необходимо вложить деньги в бизнес по определённым причинам. Единственной целью такого типа инвесторов является вложение средств в процессы, которые будут работать.
Франшиза является отличным решением в данной ситуации, т.к. все процессы уже готовы к работе, а участие владельца-собственника в управлении бизнесом совсем необязательно. Вкладывают инвесторы обычно в более-менее стабильный сегмент – а это и есть товары бюджетного класса.

МВФ подтолкнул Украину к дефолту

Международный валютный фонд потерял желание субсидировать погрязшую в долгах Украину. Перед тем как перечислить Киеву очередной кредитный транш, МВФ потребовало от Незалежной урегулировать ситуацию с обязательствами перед Россией на сумму $3 млрд. По словам главы миссии МВФ на Украине Рона ван Рудена, это решение — норма, когда «есть просроченные долги». Он не пояснил, продолжит ли фонд выделять Украине деньги, если та не сможет разобраться с кредитами перед нашей страной. Но даже задержка в получении новых займов грозит привести к тому, что этой зимой Украина останется без средств на покупку газа, а ее «Нафтогаз» будет обанкрочен.

Кредит на сумму $3 млрд Москва выдала Киеву в декабре 2013 года. Погасить полученный кредит — $3 млрд основного долга плюс $75 млн по процентам — Украина должна была 31 декабря 2015 года. Но Киев делать это отказался. В результате в начале 2016 года Россия подала иск в Высокий суд Лондона.

Позиция России проста и законодательно оправданна. Москва полагает, что долг является государственным или суверенным. Его необходимо возвращать, причем в первую очередь. Международный валютный фонд согласен. Эта организация подчеркивает, что притязания России носят официальный характер, так как деньги на сделку были выделены из госструктуры.

Киев, в свою очередь, предъявил России целую серию не вполне внятных и убедительных ответов. Даже несмотря на отношение к этому делу со стороны МВФ, Украина отказалась признавать долг государственным, а попыталась перевести его в категорию «коммерческого».

Более того, Киев называл эту сделку «политической взяткой», посредством которой Россия подкупала «прежнюю власть» и поддерживала лояльных себе украинских политиков. В довершение Украина напомнила об «оккупации Крыма».

Но главной причиной отказа выплачивать долг являлся все-таки, как считают украинцы, его коммерческий, а не государственный характер. Однако в момент подписания договора Украина приняла на себя все обязательства, которые накладывались не на конкретных лиц, а на страну, и смена правительства Украины не предполагает отказа от этих долговых обязательств.

Тем не менее весной 2016 года Петр Порошенко ввел мораторий на погашение этого долга, и сам факт его невыплаты, по крайней мере внутри Незалежной, превратился в закон.

Однако за пределами Украины по этим обязательствам Киеву придется отвечать. Заседание Высокого суда Лондона назначено на 17–20 января 2017 года. Слова главы миссии МВФ на Украине в ноябре 2016-го Рона ван Рудена звучат уже как прямой призыв к действию. До конца 2016 года Украина рассчитывала получить четвертый транш финансовой помощи в МВФ размере $1,3 млрд. Очевидно, что этих денег в указанные сроки Киев не получит. Значит, и не сможет закупить газ для отопления населения и нужд производства.

Только эти $3 млрд — это не последние обязательства Украины перед Россией. Помимо этой суммы «Газпром» требует от украинской компании «Нафтогаз» компенсации в размере $38,7 млрд за отказ Киева платить штрафы по системе take-or-pay (если покупатель отказывается платить за законтрактованные в договоре объемы газа, то он их все равно оплачивает, даже в том в случае, если он их не выбрал), зафиксированные в российско-украинском договоре от 2009 года.

Этот иск рассматривается в Стокгольмском арбитражном суде. Если последний встанет на сторону «Газпрома», то Украине придется несладко. «Взыскание суммы компенсации возможно путем наложения взыскания на собственность должника», — отмечает управляющий партнер юридической компании Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов.

По словам замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, рыночная стоимость «Нафтогаза» не превышает $10 млрд. «Учитывая изношенность трубопроводной системы Украины, а также увеличения поставок газа в Европу через газопровод «Северный поток-2», стоимость «Нафтогаза» постепенно будет приближаться к нулю. И явно поставит «Нафтогаз» практически в безвыходные экономические условия», — отмечает эксперт.

А вот тогда российская сторона и сможет объявить «Нафтогазу» дефолт и подвергнуть аресту украинскую газотранспортную систему, поскольку расплачиваться по долгам у Киева будет нечем.

Особенности бизнеса - магазин автозапчастей

Основы ведения бизнеса в России часто можно подробно рассмотреть только на примере. И в этой статье эксперт Александр Кац рассказывает, что необходимо предусмотреть при открытии собственного магазина автозапчастей. Сейчас имеется в виду не интернет-магазин, а реальный, со своей торговой точкой в арендуемом помещении.

Перспективы и преимущества

Магазин запчастей – это бизнес, который подает большие надежды, ведь спрос на автомобили растет с каждым днем и не собирается падать. Кроме того, на сегодняшний день существует огромный рынок оптовых поставщиков, который впоследствии будет только развиваться. Вы можете как работать под заказ, так и закупать партии наиболее востребованных товаров.

Ещё один плюс бизнеса в виде магазина автозапчастей – это независимость от сезонного спроса.

Не так уж много встречается автомобильных деталей, которые приходят в негодность в определенное время года. Поэтому спрос будет более или менее одинаков в любой сезон.

Слабости и недостатки

Во-первых, для открытия магазина автозапчастей вам потребуется довольно большой стартовый капитал. Товар достаточно дорогостоящий, а если учесть, что потребуются ещё помещения под склад и сам магазин, то начальная стоимость выхода на рынок достаточно высока. В качестве консультантов необходимо нанимать опытных специалистов, так как подбор автозапчастей требует определенного уровня квалификации.

Во-вторых, на рынке автозапчастей действует высокая конкуренция. За счет этого рекламная кампания, особенно в интернете, может стоить больших денег.

В этом плане вы также сильно зависите от месторасположения вашей торговой точки – покупателям всегда удобнее, когда магазин автозапчастей расположен недалеко, чтобы не пришлось долго добираться до нужного места. Значительно выигрывают онлайн-магазины с возможностью доставки – по вышеуказанным причинам.

В-третьих, многие автозапчасти, вероятно, придется покупать за рубежом, а это тянет за собой сложности в таможенном оформлении и налоговых операциях, особенно в том, что касается торговли со странами Европы.

Прежде чем открыть магазин автозапчастей

Перед открытием вам следует провести ряд мероприятий. Вот чек-лист основных из них:

  • тщательный анализ рынка в вашем регионе или в том регионе, где вы собираетесь открывать торговую точку; необходимо найти свою нишу, изучить конкуренцию и перспективы развития;
  • проанализировать следует не только внешние факторы, но и собственные возможности – какие средства необходимы для открытия, через какое время магазин окупит себя, какую он начнет приносить прибыль и будет ли она соответствовать вашим ожиданиям;
  • исходя из первых двух шагов, определите организационно-правовую форму вашего будущего предприятия;
  • далее необходимо приобрести или арендовать помещение для торговой точки и склада; этот шаг может занять больше времени, чем кажется на первый взгляд, поэтому лучше заняться этим заранее;
  • когда вы определитесь с площадью торговой точки, станет понятно, какое торговое оборудование вы сможете там разместить, и сколько товара и какого характера можно будет выставить/хранить;
  • далее вы заключаете договоры с поставщиками, определяете размер закупок и начинаете их; таким образом создается ассортимент торговой точки;
  • на следующем этапе можно подбирать персонал; помните, что доверие к специалистам вашего магазина – это доверие к самому магазину;
  • убедитесь, что закупки производятся у надежных поставщиков, а персонал обучен соответствующим образом;
  • когда все приближается к моменту запуска продаж, подготовьте методы стимулирования сбыта, продумайте каналы донесения информации до потенциальных потребителей.

Таким образом, перед открытием магазина автозапчастей, как и любого другого магазина, не лишним будет продумывание всех мелочей.

Александр Кац

Поставки фруктов и овощей из Молдавии могут возобновить

О готовности возобновить поставки фруктов и овощей из Молдавии заявил в пятницу глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. Его слова цитирует «Интерфакс».
«Чтобы дальше открывать поставки, мы должны видеть, где эти запасы фруктов и овощей. Покажите нам эти запасы, сколько там лежит тонн. Мы проверяем, смотрим обеспечение безопасности их, наличие карантинных объектов, если все нормально – выпускаем», — сказал Данкверт.
При этом он подчеркнул, что Россельхоз и ранее снимал запрет на ввоз некоторых видов молдавских фруктов и овощей, но «молдавская сторона хочет сразу открыть все поставки».
Напомним, что ограничение на поставки основных видов экспортируемых Молдавией товаров, таких как мясо, вина, овощные консервы и фрукты, было введено в 2013-2014 годах. Основные претензии сводились к нарушениям при поставках, которые были чреваты «заносом карантинных организмов» и не соответствовали требованиям безопасности. При этом под эмбарго попали компании Приднестровья и Гагаузии.
Позднее Россельхознадзор частично смягчил запрет для непризнанной республики и ряда предприятий. Однако в 2015 году стало известно о «серых поставках» в обход запрета: за взятку экспортерам оформляли документы, необходимые для поставок товаров в Россию. Позднее молдавские товаропроизводители также попались на реэкспорте продукции из стран Евросоюза и ввозе овощей и фруктов через Белоруссию. Это стало причиной ужесточения режима эмбарго. 

ЦБ РФ оценил угрозу сбоя в банковской системе из-за хакерской атаки

Угроза реализации хакерской атаки в российской банковской системе крайне мала, считает первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов.
По его словам, что банки и Центральный Банк предпринимают адекватные действия для отражения этой угрозы.
Швецов также отметил, что «хакеры быстро развиваются, поэтому нам тоже надо оперативно развивать наши институты, защищающие нас от хакерских атак».
Ранее в ФСБ заявили о готовящихся иностранными спецслужбами кибератаках. В ведомстве пояснили, что их цель – подорвать финансовую систему России.
Накануне о краже двух миллиардов из Центробанка сообщил американский телеканал CNN со ссылкой на замначальника главного управления безопасности и защиты информации ЦБ Артема Сычева. В свою очередь Банк России опроверг информацию о краже хакерами 2 млрд рублей с корреспондентских счетов.

«Великий шёлковый путь» позволит заработать миллиарды долларов

Российские и казахстанские перевозчики будут перевозить грузы из Китая

Когда будет завершено строительство дорог по проекту «Великий шёлковый путь», через Россию пойдёт 10% грузов, которые сейчас перевозят из Китая через США. Об этом заявил глава Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичёв в Астане.

Развитие проекта обсуждают в ходе визита парламентской делегации во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным в Казахстан. По словам Москвичёва, достроить «Великий шёлковый путь» очень важно для Китая, Казахстана и России.

Депутат подчеркнул, что недавно Россия, Китай и Монголия подписали трёхсторонее соглашение о перевозке грузов по новой дороге. «У нас есть эти дороги, но мы расширяем узкие места, а в Татарстане строим новый отрезок, — сказал Евгений Москвичёв. — Они все будут выходить на трассу «Москва — Санкт-Петербург». Нужно понимать, что грузы, которые мы будем забирать в Китае, должны перевозиться российскими и казахскими перевозчиками, независимо от того, перевозятся ли они по железной дороге, или автомобильной».

Глава Комитета по транспорту обратил внимание, что сегодня между Китаем и США в год перевозится 40 миллионов контейнеров. Когда будет достроен «Шёлковый путь», через Россию пойдёт как минимум 10% этого объёма, 4 миллиона контейнеров. Груз через Россию будет идти на 20 дней быстрее, чем через США, а это выгодно потребителю. Прибыль от этого будет исчисляться в миллиардах долларов.

Ликвидация Дома Лаверны

За рубежом принято чтить свою репутацию и избегать скандалов. Самые белые и пушистые бренды заслуживают годами любовь масс и потом в сложная ситуация пользуются доверием как подушкой безопасности в информационных и конкурентных войнах. Так продолжается во всем мире годами, десятилетиями, веками тихая жизнь любимых по всему миру брендов. Но только не в России. Здесь любят яркие, полные исторических нюансов легенды становления, взлеты, падения, ушибы. Только компании, в которых драматизм их существования зашкаливает они все время находятся на пике внимания. Мы любим то, что не однозначно, ярка и интересно. Компании, жизнь которых пресна от бизнес-дипломатии, известны на рынке, но не так горячо любимы, как те, что прошли огонь воду и медные трубы в борьбе за своего клиента и профессию.

Одним из таких активно склоняемых в прессе и все равно любимых горожанами является история одного интерьерного Дома. Вокруг ликвидации «Лаверны» уже не один год ходят загадочные слухи. При этом марка прекрасно себя чувствует и остается узнаваемым в Петербурге брендом. В свое время под именем «Дом Лаверна» работало одно из самых крупных предприятий, в котором особое внимание уделялось товарам для качественного (читай дорогого и престижного) оформления ванной комнаты и интерьеров. Если Вы следите за рынком объявлений о продаже недвижимости, то до сих пор в них упоминается в качестве дополнительных преимуществ «квартира укомплектована ассортиментом Дома «Лаверна». Это своеобразная маркировка престижа, достатка, вкуса хозяина и его былых возможностей. Компания существует с лохматых 90-х и по сей день является центром информационного притяжения. Горожане и журналисты следят за ее деятельностью как за сериалом с захватывающим сюжетом. Мы решили не оставаться от этой темы в стороне и постарались разобраться в материалах и слухах.

Почему такой интерес до сих пор вызывает обычная розничная компания – наверное дело в том, что публика любит события. А уж громких скандалов компания после 90-х пережила не мало. Только, казалось бы, все забыли о былой мощи и скандалах с разделом сфер влияния в бизнесе, как появился новый момент в биографии бренда. В 2016 году пошел виток скандалов, связанных с компанией, а вернее с брендом «Лаверна». Лавры старой знати до сих пор не дают покоя рынку и журналистской среде.

Петербургский бизнес-аналитик Алексей Разумовский комментирует интерес общественности к этой теме так: «Дело в том, что сегодня мы говорим не о юридическом лице, а о бренде «Дом Лаверна». Именно вокруг него все танцы и пляски с бубнами. На сколько я помню, сама компания имела финансовых кредиторов и была признана банкротом вполне официально. А вот бренд был продан в соответствии со всеми нормами права и бизнес-этикета. Судя по документам абсолютно законно. Но кто же признает такой скучный факт? Публике нужна история, действо в лицах.

Знаете, я думаю, что приобретение бренда «Лаверна» было очень выгодным, но одновременно, новым владельцам очень не повезло. Шлейф от былого величия компании хоть наверняка и помогает в продажах, но с такой же силой харизмы и влияет на репутацию новой компании, постоянно формируя не нужные для бизнеса информационные коннотации. Общественность ждет продолжения легенды, а тут просто хороший европейский менеджмент – что может быть скучнее для русского человека?».

Член Коллегии Адвокатов, юрист в третьем поколении, Владимир Иванов комментирует события вокруг марки с точки зрения голых юридических фактов:

«Сама роль и история становления бизнеса относительно бренда компании «Лаверна» сильно преувеличены. Если Дом был таким великим, то почему его как юридическое лицо ликвидировали? Ответ прост – тогда хорошие налогоплательщики были не нужны, а непокорные конкуренты уничтожались. Вот и вся мистика. Сейчас бы подобную кампанию разваливать было не выгодно, реструктуризация долга решается цивилизованным путем, государственному сектору нужны работодатели и новые рабочие места. Скорее всего спасли бы новыми кредитами и гос. Поддержкой.

Тогда время другое было. Делили место под солнцем без далеких перспектив для развития бизнес-среды в городе в целом. Тогда можно было только договориться через власть имущих, чтобы тебя не трогали. Что сделал менеджмент «Лаверны» в тот момент? За что до сих пор Питерцы бренд любят? Да он (в лице менеджмента) просто повел себя крайне цивилизованно для скандалов времен двухтысячных, чем и удивил публику. Руководство компанией просто объявило о ликвидации. На тот момент времени это был самый интеллигентный и законный момент выхода из спора. В российском юридической практике ликвидация компании делится на два вида: добровольная (официальная) и принудительная. При добровольной ликвидации решение принимается самими владельцами компании.

Именно этим путем и пошел менеджмент «Лаверны». Никакой мистики и тайны – просто бизнес-решение. И оно оставило хороший след, который позволил «Лаверне» как бренду остаться в профессии».

«Одной из форм добровольной ликвидации ООО является процесс слияния с другим юридическим лицом. Ликвидация компании путём слияния является одним из наиболее эффективных способов официальной и так называемой "альтернативной" ликвидации. В этом случае к правопреемнику переходят все права и обязанности ООО, подвергающегося слиянию. После завершения процесса слияния реорганизованной фирме налоговой инспекцией выдаётся свидетельство о прекращении коммерческой деятельности. Также инспекцией выдаётся свидетельство о регистрации новой компании-преемнику. Именно это и произошло. Вот так все по-юридически скучно и обыденно» - подводит итог Владимир.

Но новый виток информации о том, что Сбербанк грозит признать сделку не действительной опять всколыхнул внимание общественности и сделал из обычного юридического постулата в бизнесе элемент тайного заговора. И снова поползли слухи и вспомнились девяностые. Но место драматизма и сценарного ремесла на сегодня уже прочно занято судебными тяжбами.

И романтика тут же кончилась, как только был подан ответный иск, в котором объяснено, что ООО «Лаверна» — «головная компания одноименного холдинга, которая исполняет функцию единого распределительного центра, а ООО «Дом-Лаверна» - сеть магазинов, входящих в холдинг. В 2011г. ООО «Лаверна» и ООО «Дом-Лаверна» произвели добровольную альтернативную ликвидацию путём слияния, в результате чего права на товарные знаки «Лаверна» и «Дом-Лаверна», а также обязанности данных компаний получила компания-правопреемник ООО «Первый дом». На данный момент сеть ООО "Первый дом" включает в себя пять магазинов стройматериалов и две интерьерные студии, осуществляя свою деятельность в рамках закона, социальной и финансовой ответственности».

Журналистская среда подхватила новость, но глубины и сказочных темных моментов благодаря сухому юридическому языку известию не хватило. Сюжет никак не складывался, и информация промелькнула просто, скрывшись за другими более актуальными новостями.

Алексей Разумовский о феномене скандально известного бренда: «Даже в годы скандалов общественность делилась на тех, кто искренне любил бренд и гордился успехами Питерской компании и тех, кто считал эти достижения происками буржуазии. И те, и те были представлены в избытке, а журналисты с удовольствием следили за театральными постановками событий, организованными конкурентами. Публика любит зрелища, а Дому «Лаверна» даже из старых передряг удалось выбраться с высоко поднятой головой. Получилось, что проигравший достойно принял ситуацию и в итоге победил. До сих пор узнаваемая марка продолжает деятельность и все еще своей драматичной историей будоражит сознание журналисткой среды. Пока читают информацию и пока заголовки привлекают аудиторию – история режиссуры будет жить. Но думаю, что такие бренды с харизмой и историей все же остались в прошлом. Сегодня выгодно быть нейтральным, безликим и круглым, чтобы не за что было взяться и ущипнуть» - смеется Алексей.

На сегодняшний день, "Дом-Лаверна" является порядочной компанией и как старый бюргер платит налоги, обеспечивает социальный пакет сотрудникам. Но волшебный драматический флер девяностых и двухтысячных остается в прошлом и лишь отголоски былого внимания истории бренда живут вместе с ним. «Тени придают объем», гласит старая мудрость скульпторов, и именно такой объем придали события и журналистская известность бренду «Лаверны». Теперь это просто сеть салонов-магазинов, в ассортимент которых входят различные товары для ремонта и оформления интерьера от отечественных и зарубежных производителей. Компания имеет склады в разных городах России: Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и др. Но когда-то это был яркий, написанный судьбой и людьми сценарий, в котором ни один из участников или наблюдателей не мог предсказать финал. За это и любили…это и отличало бренды из 90-х.

Банкротство как повод

Процедуры банкротства нередки в наше время. Даже самые большие и, казалось бы, не потопляемые компании способны в одночасье стать неплательщиками по счетам. Причем здесь сложно говорить об общих тенденциях и причинах, что привели их к этому печальному моменту. Каждый случай индивидуален. Наш журналист провел небольшое исследование и выяснил подробности нескольких самых громких банкротств в России за всё начало двадцать первого века. В это число входит банкротство турфирмы «Нева», «Дома Лаверна» и других. В большинстве случаев, под темой банкротства скрывается множество внутренних проблем, которые собственникам надоело решать или череда управленческих ошибок, которые были допущены в ходе работы с финансами. Но есть в российской практике и примеры, когда тема банкротства звучала более чем загадочно и даже самые отъявленные спецы от агентств журналистских расследований не смогли докопаться до сути и причин.

Турфирма «Нева»

Начнем с самого, наверное, нашумевшего банкротства – все потому, что процедура задела интересы очень многих простых граждан. Так и осталась непознанным фактом. Почему такую махину не смогли уберечь и вовремя не стали бить в колокола остается загадкой. Конечно, много турфирм закрылось в 2014 году, когда экономическая ситуация была крайне нестабильной, но «Нева» была самой крупной из них. И одной из самых больших в России. Социальные гарантии, рабочие места, контракты с городом, приличные налоговые выплаты в бюджет и достаточно хорошее обеспечение активами. Но банкротство как гром оказалось для граждан полной неожиданностью. Компания появилась в самом начале 90-х годов, и новые нормы для выезда госслужащих существенно подкосили её незадолго до собственного 25-летия. Владимир Кацевич – эксперт в области туристического бизнеса прокомментировал ситуацию просто «кто-то захотел слить активы и подставил целый коллектив под экономическое убийство»

Причины – неграмотное отношение к активам. Многие называли банкротство компании «загадочным» и «финансовой мистификацией». На самом деле целый комплекс факторов сработал против – начиная от резкого изменения рынка, когда туристы стали совершать самостоятельные покупки путешествий, а турфирмы не предоставили рынку более дешевого и качественно комплексного продукта чем существующий привычный ассортимент, и заканчивая ситуацией, когда работа по планированию финансового обеспечения поездок клиентов не обеспечивалась в должной мере. Дополнительный момент – изменения регламента выезда за границу государственных чиновников, также ударил по финансовым возможностям компании. Злые языки говорили, что легче было обанкротить, чем отвечать по обязательствам. А менеджмент компании упорно отстаивал идею о том, что сделали все что могли, но именно экономическая ситуация и ее резкая дестабилизация стала причиной банкротства.

«Дом Лаверна»

Один из самых душевных и устойчивых брендов на рынке. До сих пор название остается узнаваемым. Сам нематериальный брендовый актив «Дом Лаверна» был продан компании «Первый дом». Сегодня сеть интерьерных салонов продолжает работать под одноименной изначальной маркой. Новые владельцы вместе с харизмой бренда получили и историю банкротства за плечами. Компания была закрыта по собственному заявлению в связи с большим количеством задолженностей перед банками. Была проведена упрощенная процедура ликвидируемого должника. Сегодня руководство все время возвращается к старым проблемам, пытаясь урегулировать и скорректировать репутационный фон. Но журналисты так и не смогли тогда установить причину распада империи. А сегодня «Лаверна» работает, но остается скромным напоминанием о былом величии.

Marussia Motors – российские автомобили

Эту компанию организовали российский бизнесмен Ефим Островский и российский же актер Николай Фоменко. Закрылась она также в 2014 году. У компании была даже своя гоночная команда, но она продержалась только 4 года. Масс-медиа сообщают, что Marussia Motors не платила сотрудникам зарплату более полугода. Из-за этого работники объявляли забастовки, производство подолгу простаивало, и в результате заказы на 500 машин не были выполнены. Руководители компании оставили ситуацию без комментариев, и в апреле 2014 года компания закрылась. Здесь дело было в невозможности произвести обещанное, неправильном распределении финансов, полученных Фоменко в качестве предоплаты за кары и непоследовательном менеджменте в управлении проектом. Причины банкротства так никто и не стал объяснять, а Фоменко и до сих пор не дают никаких комментариев и бегают от журналистов.

Порт УстьЛуга

Часто компании губит не менеджмент или невозможность платить по счетам, а просто банальное искажение информации. Пример тому довольно нашумевший кейс о возможности банкротства Порт Усть Луга из-за исков Сбербанка и ВТБ. Но в реальности порт представляет из себя устойчивую структуру содружества многих компаний и чувствует себя вполне хорошо. Активы компании как никогда прочны и речь идет не о банкротстве, а о простой процедуре реструктуризации долга, которая является стандартной для многих стран.

Александр Романовский – санкт-петербургский журналист, исследователь бизнеса и предпринимательства много лет занимается темой банкротства: «Не в первый раз пишу материалы по данной теме и могу сказать, что во всем цивилизованном мире это просто процедура. И только у нас это пятно на репутации компании, которое очень сложно смыть. Часто компании рушит не сам факт финансовой нестабильности, а постоянный информационный негативный шум вокруг самой проблемы. Он заставляет волноваться клиентов, партнеров, членов самих коллективов и в результате вместо выхода из кризиса и попыток реструктуризации долга русский бизнес попадает в воронку скандалов и разборок. Мне всегда было интересное следить именно за тем, как команда управленцев борется, пытаясь отстоять профессию и активы. Но мои коллеги по цеху всегда охотнее реагировали на новость о финансовом крахе очередного монстра рынка, чем на информацию о том, по каким причинам это произошло».

Александр Еремин, доцент экономического факультета СПбГУ, специализируется на теме банкротства:

«Тема информационного сопровождения банкротства очень интересна и в России совершенно не освоена. Компании, которые подверглись рискам должны реагировать быстро, но нешумной рекламой оппонировать своим коллегам, а стараться больше уделять внимание спокойной реакции и фактам. Журналистская же среда сегодня не богата на глубокие аналитические материалы – скорее на разжигание цепной реакции. Отсюда и расхождение теории и практики. В теории все красиво, а на практике паника портит всю картину подачи информации».

«В последние годы экономическая ситуация в России и мире (как и политическая) крайне нестабильна, особенно начиная с 2014 года. Многие компании становятся банкротами, даже не успев толком развиться» - отмечает Александр Кац. Даже крупные компании, долгие годы, просуществовавшие на рынке, повсеместно закрываются. Что уж говорить о небольшом бизнесе, особенно только стартовавшем.

«На основании материала, что мне удалось найти про причины банкротства, можно сказать, что есть советы для бизнесменов как не нужно реагировать в процессе», - комментирует Еремин.

  1. умерить панику;
  2. подготовить факты «за» и «против»;
  3. быть в своих аргументах и высказываниях максимально честными;
  4. сформировать прочный тыл в виде заранее подготовленных высказываний, суть которых разделяет и понимает весь коллектив;
  5. создать систему последовательной работы с лидерами мнений в отрасли, не отвлекаясь на диалог с публикой, но и не пропуская острых высказываний мимо ушей;
  6. запастись терпением и в течении нескольких лет целенаправленно работать с репутационными характеристиками, постепенно выправляя имидж реальными делами;
  7. и самый главный совет от Александра Романовского – вовремя обращаться к банкам за реструктуризацией долга, «резать, не дожидаясь перитонита».

Банкротство как повод

Процедуры банкротства нередки в наше время. Даже самые большие и, казалось бы, не потопляемые компании способны в одночасье стать неплательщиками по счетам. Причем здесь сложно говорить об общих тенденциях и причинах, что привели их к этому печальному моменту. Каждый случай индивидуален. Наш журналист провел небольшое исследование и выяснил подробности нескольких самых громких банкротств в России за всё начало двадцать первого века. В это число входит банкротство турфирмы «Нева», «Дома Лаверна» и других. В большинстве случаев, под темой банкротства скрывается множество внутренних проблем, которые собственникам надоело решать или череда управленческих ошибок, которые были допущены в ходе работы с финансами. Но есть в российской практике и примеры, когда тема банкротства звучала более чем загадочно и даже самые отъявленные спецы от агентств журналистских расследований не смогли докопаться до сути и причин.

Турфирма «Нева»

Начнем с самого, наверное, нашумевшего банкротства – все потому, что процедура задела интересы очень многих простых граждан. Так и осталась непознанным фактом. Почему такую махину не смогли уберечь и вовремя не стали бить в колокола остается загадкой. Конечно, много турфирм закрылось в 2014 году, когда экономическая ситуация была крайне нестабильной, но «Нева» была самой крупной из них. И одной из самых больших в России. Социальные гарантии, рабочие места, контракты с городом, приличные налоговые выплаты в бюджет и достаточно хорошее обеспечение активами.  Но банкротство как гром оказалось для граждан полной неожиданностью.  Компания появилась в самом начале 90-х годов, и новые нормы для выезда госслужащих существенно подкосили её незадолго до собственного 25-летия. Владимир Кацевич – эксперт в области туристического бизнеса прокомментировал ситуацию просто «кто-то захотел слить активы и подставил целый коллектив под экономическое убийство»

Причины – неграмотное отношение к активам. Многие называли банкротство компании «загадочным» и «финансовой мистификацией». На самом деле целый комплекс факторов сработал против – начиная от резкого изменения рынка, когда туристы стали совершать самостоятельные покупки путешествий, а турфирмы не предоставили рынку более дешевого и качественно комплексного продукта чем существующий привычный ассортимент, и заканчивая ситуацией, когда работа по планированию финансового обеспечения поездок клиентов не обеспечивалась в должной мере. Дополнительный момент – изменения регламента выезда за границу государственных чиновников, также ударил по финансовым возможностям компании. Злые языки говорили, что легче было обанкротить, чем отвечать по обязательствам. А менеджмент компании упорно отстаивал идею о том, что сделали все что могли, но именно экономическая ситуация и ее резкая дестабилизация стала причиной банкротства.

«Дом Лаверна»

Один из самых душевных и устойчивых брендов на рынке. До сих пор название остается узнаваемым. Сам нематериальный брендовый актив «Дом Лаверна» был продан компании «Первый дом». Сегодня сеть интерьерных салонов продолжает работать под одноименной изначальной маркой. Новые владельцы вместе с харизмой бренда получили и историю банкротства за плечами. Компания была закрыта по собственному заявлению в связи с большим количеством задолженностей перед банками. Была проведена упрощенная процедура ликвидируемого должника. Сегодня руководство все время возвращается к старым проблемам, пытаясь урегулировать и скорректировать репутационный фон.  Но журналисты так и не смогли тогда установить причину распада империи. А сегодня «Лаверна» работает, но остается скромным напоминанием о былом величии.

Marussia Motors – российские автомобили

Эту компанию организовали российский бизнесмен Ефим Островский и российский же актер Николай Фоменко. Закрылась она также в 2014 году. У компании была даже своя гоночная команда, но она продержалась только 4 года. Масс-медиа сообщают, что Marussia Motors не платила сотрудникам зарплату более полугода. Из-за этого работники объявляли забастовки, производство подолгу простаивало, и в результате заказы на 500 машин не были выполнены. Руководители компании оставили ситуацию без комментариев, и в апреле 2014 года компания закрылась. Здесь дело было в невозможности произвести обещанное, неправильном распределении финансов, полученных Фоменко в качестве предоплаты за кары и непоследовательном менеджменте в управлении проектом. Причины банкротства так никто и не стал объяснять, а Фоменко и до сих пор не дают никаких комментариев и бегают от журналистов.

Порт УстьЛуга

Часто компании губит не менеджмент или невозможность платить по счетам, а просто банальное искажение информации. Пример тому довольно нашумевший кейс о возможности банкротства Порт Усть Луга из-за исков Сбербанка и ВТБ. Но в реальности порт представляет из себя устойчивую структуру содружества многих компаний и чувствует себя вполне хорошо. Активы компании как никогда прочны и речь идет не о банкротстве, а о простой процедуре реструктуризации долга, которая является стандартной для многих стран.

Александр Романовский – санкт-петербургский журналист, исследователь бизнеса и предпринимательства много лет занимается темой банкротства: «Не в первый раз пишу материалы по данной теме и могу сказать, что во всем цивилизованном мире это просто процедура. И только у нас это пятно на репутации компании, которое очень сложно смыть. Часто компании рушит не сам факт финансовой нестабильности, а постоянный информационный негативный шум вокруг самой проблемы. Он заставляет волноваться клиентов, партнеров, членов самих коллективов и в результате вместо выхода из кризиса и попыток реструктуризации долга русский бизнес попадает в воронку скандалов и разборок. Мне всегда было интересное следить именно за тем, как команда управленцев борется, пытаясь отстоять профессию и активы. Но мои коллеги по цеху всегда охотнее реагировали на новость о финансовом крахе очередного монстра рынка, чем на информацию о том, по каким причинам это произошло».

Александр Еремин, доцент экономического факультета СПбГУ, специализируется на теме банкротства:

«Тема информационного сопровождения банкротства очень интересна и в России совершенно не освоена. Компании, которые подверглись рискам должны реагировать быстро, но нешумной рекламой оппонировать своим коллегам, а стараться больше уделять внимание спокойной реакции и фактам. Журналистская же среда сегодня не богата на глубокие аналитические материалы – скорее на разжигание цепной реакции. Отсюда и расхождение теории и практики. В теории все красиво, а на практике паника портит всю картину подачи информации».

«В последние годы экономическая ситуация в России и мире (как и политическая) крайне нестабильна, особенно начиная с 2014 года. Многие компании становятся банкротами, даже не успев толком развиться» - отмечает Александр Кац. Даже крупные компании, долгие годы, просуществовавшие на рынке, повсеместно закрываются. Что уж говорить о небольшом бизнесе, особенно только стартовавшем.

«На основании материала, что мне удалось найти про причины банкротства, можно сказать, что есть советы для бизнесменов как не нужно реагировать в процессе», - комментирует Еремин.

1.  умерить панику;

2.  подготовить факты «за» и «против»;

3.  быть в своих аргументах и высказываниях максимально честными;

4.  сформировать прочный тыл в виде заранее подготовленных высказываний, суть которых разделяет и понимает весь коллектив;

5.  создать систему последовательной работы с лидерами мнений в отрасли, не отвлекаясь на диалог с публикой, но и не пропуская острых высказываний мимо ушей;

6.  запастись терпением и в течении нескольких лет целенаправленно работать с репутационными характеристиками, постепенно выправляя имидж реальными делами;

и самый главный совет от Александра Романовского –  вовремя обращаться к банкам за реструктуризацией долга, «резать, не дожидаясь перитонита».
 

Подтвердите удаление записи

Подтверждаю удаление